"Зулейху, открывающую глаза", в принципе можно смотреть. 100%-ная чернуха закончилась на первой серии. Первая стартовая серия, вероятно, была провокация-фильтрация зрителя - смотреть им дальше или не смотреть, равно призвать "своих" и отсеять "чужих": русофобы смотреть будут, а патриоты нет.
Во второй серии появился человечий сюжет. Но это не монументальная эпопея типа "Хождения по мукам" А.Толстого, а напоминает фильм попроще и попропагандонистее - "Жила-была баба". То бишь режиссёр как бы определился с политоттенком жанра. При этом не то чтобы избежал политизации и расслоения зрителей на "белых и красных", а как бы призвал: "смотрите и те, и другие": вот вам в благодарность чуть-чуть робинзонады, чуть-чуть родинолюбия, маленько Голливуда, и модного утопления неугодных или не особенно нужных на дырявой барже с решёткой на выходе - всё как в Титанике.
Получился пышный винегрет. Но винегрет фольклёро-сибирский - с медведем, хищными волками, вкусными лосями (про питательных рыб в Ангаре переселенцы отчего-то забыли). Но не забыли элемент перевоспитания как в Гулаге и в "Педагогической поэме" Макаренко.
Не забыли о любовях комендантов к продажным сукам-комиссаршам (сапоги с кобурой обязательны, на то и Bondage & Discipline - русский БДСМ), не забыли о подлой власти, не забыли мерзких чекистов, жестоких охранников - чуть что - застрелит, даже мальчишку "а что, он же кулачишко".
Не забыли вставить Сталина из хлебного мякиша и обязательно надкуснуть.
Ну а уж советского секса - дак на каждом перегоне, и дамской ногой покурить цыгарку.
Обязательно вырезать крышу вагона и удрать (железнодорожная, детективная Америка). Но не всем - чтобы было правдоподобно.
И в общем напустить советского тумана и коммунистической жути - ровно столько, чтобы угодить Нобелям с Оскарами. И чуть-чуть с избытком, чтобы наверняка.
То бишь ремесленных подделок "под кино" хватает - на то и сериал.
А в целом, повторю, смотреть можно. С точки зрения "смотрибельности" "четвёрка с плюсом": спецспеций фермионного типа насыпано с избытком - гурман сморщится или даже сблюёт, а народ из деревни, который может без попкорна, схавает. Народу важно, чтобы в фильме было кому посочувствовать, а кого возненавидеть, а этого завлекательного добра хватает.
С точки зрения "искусство это или нет", а если всё-таки искусство, а не ремесленная поделка, то это какое место в искусстве - Тарковский, Звягинцев или Харви Вайнштейн?
"Оскара" не дадут , но шанс есть: левиафанщины хватает.
Что "не дадут" это будет плюсом к фильму. Ежели дадут, то это будет его крахом: оскароносные фильмы моментом попадают в народную опалу.
Жмите ссылку:
https://www.youtube.com/watch?v=RakP6GdMs5w&list=PLHI1ZlIXQzpECGPbFU2eoq32YybSRG-Lv