Обалденная статья. Красивая навсегда. Ух и Оксана, ох и Козорог!
Для памяти цитата, а
читать, конечно, нужно в оригинале. В данном случае, извините, беспокоюсь больше о себе самом, нежели о моих друзьях. Уж такой эгоист!
Разрежьте сердце мне - найдете в нем Париж!
Луи Арагон
Любая фраза, сказанная сегодня о Париже, обречена на банальность. Эпитеты великолепный, прекрасный, колдовской, очаровательный, неописуемый, восхитительный, вечный город, колыбель культуры, город влюбленных, равно как и крылатые слова, столь часто цитируемые в туристических проспектах и современных описаниях Парижа («Праздник, который всегда с тобой», «Париж стоит обедни», «Увидеть Париж и умереть»), стали избитыми клише, передающими эмоции радости, восторга, опьянения, вызываемые этим городом. Существует и апокрифическая литература о Париже, своеобразный «Анти-Париж» - некая литературная оппозиция тому, что написано об этом городе только с приставкой не или предлогом без: «Париж без Эйфелевой башни», «Париж без Сакре Кер», «Париж без Музея Жоржа Помпиду» и т.д. Было бы нечестно сказать, что всех великих писателей, художников, композиторов, словом, людей искусства, Париж восхищал и безоговорочно пленял. Отнюдь. За примером далеко ходить не надо. Иосиф Бродский. Наш соотечественник. В одном из интервью он признавался, что Италия, которую он увидел до Парижа, произвела на него куда большее впечатление, чем Париж. В седьмом сонете к Марии Стюарт, написанным Бродским еще в 1974 году, есть такие строки, которые во многом созвучны мыслям, высказанным позднее им в одном из интервью.
Париж не изменился. Плас де Вож
по-прежнему, скажу тебе, квадратна.
Река не потекла еще обратно
Бульвар Распай по-прежнему пригож.
Из нового - концерты за бесплатно
и башня, чтоб почувствовать - ты вошь [1; 208].
Однако стоит отметить, что все, и те, кто восхищается Парижем, и те, чьи ожидания он «обманул», подходят к Парижу как к некому эталону, мерилу исторических и культурных ценностей. Вспоминаются слова из анекдота по поводу красоты Моны Лизы. Один из посетителей Лувра посмотрел на картину Леонардо и сказал, что она ему не понравилась. Посетитель высказал удивление по поводу того, что красотой Джоконды все так восхищаются. На что получил лаконичный ответ смотрителя музея: «Она так долго всем нравилась, что имеет право кому-то и не понравиться!» То же и о Париже. Спустимся с высоты Эйфелевой башни на бренную землю и рассмотрим подробнее, кого же из писателей манил и очаровывал Париж, а кто, наоборот, относился к нему прохладно, скептически.
Первое имя, которое всплывает в памяти - Оноре де Бальзак. В своей «Человеческой комедии» он не только исследовал парижские нравы, описывая растлевающую власть денег на душу человека, но и как опытный исследователь смотрел на Париж как бы со стороны - дабы лучше увидеть все своеобразие этого города. В одном из известнейших романов - «Отец Горио» Бальзак пишет: «Париж - это настоящий океан. Бросьте в него лот, и все же глубины его вам не узнать. Обозревайте и описывайте его, старайтесь как угодно: сколько бы ни было исследователей, как ни велика их любознательность, но в этом океане всегда найдется не тронутая ими область, неведомая пещера, жемчуга, цветы, чудовища, нечто неслыханное, упущенное водолазами от литературы» [2; 124]
..........
Эти писатели (и не только эти, но эти прославились особо) как черви дождевые копали и дырявили Париж, описывая его и пописывая на него, превращая его в культурный гумус, в культурную столицу, в город праздник, в яркий город любви, разврата, клоаку грехов человеческих... >>>
Оноре де Бальзак
Гюстав Флобер
Эмиль Золя
Генри Миллер и Нин
Эрнест Хемингуэй