МЕТАФИЗИКА. часть 13

Jul 05, 2016 00:18



Предыдущая статья
Самым простым актом общественных отношений при капиталистическом строе является прямой обмен товаров, что является самой простой конкретной абстракцией конкретно общих капиталистических отношений, то есть товарных отношений между людьми. Маркс подробно, используя диалектическую логику, вскрыл данную абстракцию.

Он расчленил ее и выявил противоположности этого процесса, которая обусловлена противоречием двух противоположных форм стоимости - меновой и потребительной, эти формы, при акте обмена, вступают в противоречия, выраженные в одном продукте. В данном случае продукт является той средой (субстанцией), в которой разрешаются эти противоречия. Если для одного индивидуума его собственный продукт обладает меновой стоимостью, а продукт у противостоящего ему индивидуума обладает потребительной стоимостью, то и для другого участника товарного обмена ситуация складывается также, поэтому получаем, что в одном продукте и вступают в противоречия две формы стоимости. Если меновая стоимость тождественна потребительной стоимости, то и возможен и сам факт обмена. В таком случае, разрешив противоречие, стоимости предмета приведут к обмену товарами, если этого не произойдет, то и факта обмена не будет. Это подтверждается реальной жизнью. Для того чтобы не разрешать постоянно данное противоречие человек и пришел к использованию денег, которые были универсальным меновым товаром. Но в процессе обмена возникают и другие противоречия, которые выявил Маркс. Эти противоречия возникают в процессе создания стоимости, так как в процессе труда участвует три вида энергии, которые всегда находятся в противоречии. Человек же, есть та среда, в которой эти противоречия разрешаются. Поэтому Маркс и сделал теоретический вывод о том, что труд создал Человека. Это данный нам жизнью реальный факт. Каким образом начался этот процесс, что произошло в ходе исторического развития Человек реально не знает, но последние открытия антропологии, археологии, других позитивных наук дают возможность не только теоретически, но и эмпирически подтвердить данный реальный процесс. Человек, в ходе исторического процесса, научился сознательно относится к труду, т.е. появилась помимо двух противоположностей, как у животных, еще и третья противоположность - духовная, то есть Человек научился мыслить над мыслями. Почему именно так произошло, мы не знаем ответ до сих пор (религиозные люди объясняют это вмешательством божественной сущности), поэтому труд для нас - понятие, до сих пор, ничем не обусловленное. Пока же мы можем сказать, что в процессе труда появляется продукт, затраты энергии труда Человека приводят к образованию стоимости продукта. Любая стоимость - есть результат разрешения противоречий в процессе труда. Для того чтобы промаркировать эту стоимость Человек ввел критерий «частной собственности». Это просто критерий, который был введен самим Человеком, а не существует в природе имплицитно, т.е. чисто искусственный теоретический продукт, созданный Человеком. Маркс глубоко исследовал способность Человека в процессе труда создавать продукты, стоимость которых становится больше стоимости труда. Этот противоречивый факт вскрыл еще один подход к стоимости в капитале; она отражена в постоянным и переменном капитале. Самый простой постоянный капитал - это само вещество природы, переменный -  это труд, затраченный на видоизменение вещества природы. Таким образом, после появления теоретического результата, исчезла вся мистичность образования стоимости. Кроме этого, Маркс сделал еще один существенный вывод   основанный на естественнонаучных данных. Заключался он в том, что свойства всех видов энергии, участвующих в процессе труда, могут меняться в зависимости от физического количества, участвующих в процессе создания продуктов, индивидуумов. То есть, при сложных процессах производства, суммарное количество энергии нескольких человек будет меньше суммарного количества энергии одного человека при создании любого продукта, или другими словами -  в среднем, для создания одного и того же общественного продукта, затраты энергии коллектива существенно меньше энергии, чем для создания точно такого же продукта каждым отдельно взятым членом этого коллектива. В «Капитале» это рассмотрено на примере переноса больших грузов или работ, связанных с выемкой грунта.  Сделав все эти теоретические открытия (не только их) использовав диалектику, Маркс начинает рассматривать не что? происходит в экономике (ведение хозяйства), а как происходит?, почему происходит?, за чем происходит?
Любой продукт являясь результатом вложенной в него энергии Человека приобретает определенную форму, с определенным содержанием, проявляющей себя в свойствах. Стоимость же - есть абстрактное представление формы и содержание продуктов. Именно абстрактная стоимость и является базисом для целесообразного обмена результатами труда.
Борьба классов и выражающие их производственные отношения есть результат развития производительных сил. При каждой социально-экономической формации существует основной выгодоприобретатель результатов общественного труда, который «сражается» только за то, чтобы максимизировать право на результаты такого труда. И такой класс вступает в противоречие с классом, который имеет меньше всего прав на результаты общественного труда. Здесь надо выделить две основные группы - это члены общества, которые не участвуют в создании общественного продукта и которые участвуют в создании общественного продукта. Люди исторически, в ходе эволюционно-революционного процесса, являются участниками процесса труда. И здесь важен другой вопрос - его целесообразность для общества. Человечество не только теоретическим, но и эмпирическим путем разделила такой труд на полезный (необходимый обществу) и неполезный труд. Например, такая способность человека к разделению труда привела Маркса к формулированию закона стоимости товарного производства. Сущностное содержание законов марксисткой политэкономии должно всегда соответствовать реальной форме процессов.
Финансы, являясь с одной стороны капиталом, а с другой стороны частью капитала, которая выплачивается «производителям денег», заключает в себе несколько противоречий. И если противоречия в процессе производства и оборота капитала были подробно разобраны Марксом, то общественные отношения в производстве товаров в первой половине 20-го века, последним наиболее полно разобрал Ленин. Результатом такого исследования стала работа «Империализм как высшая стадия капитализма».
Его вывод о начальной стадии «финансового капитализма» - был наиважнейший духовный результат, который отражал реальную действительность. После Ленина, достаточно много ученых воспользовались или его теоретическими выкладками, или пришли к таким же результатам, в ходе своих исследований (Гильфердинг Р. и др.). Советская научная экономическая школа, прочно стоявшая на мировоззрении диалектического материализма, достаточно полно исследовала новые общественно-экономические отношения. При этом, победив в 20-30 годах своих теоретических противников, которые сами признали это, исследования после смерти Сталина были остановлены. Эта остановка была связана с отходом от марксистского мировоззрения в Советском обществе. Лишь не многие советские экономисты, среди них, например, Ведута Н.И., продолжали развивать марксистскую политэкономию. Но в основном, марксистская советская школа уже после 22 съезда была уничтожена. Их советские приемники перейдя на идеалистическое мировоззрение не развивали экономическую науку, а эксплуатировали знания, добытые их предшественниками. Они и довели экономику СССР до развала.
Но это не говорит о том, что огромного наследия марксисткой школы не существует, любой из нас может, изучив метод марксисткой политэкономии сделать выводы об общественных процессах, происходящих в реальной жизни. Результаты таких исследований будут по сути метафизические. Устраняя противоречия метафизических результатов (синтезируя), мы все время будем идти от относительной формы к абсолютному метафизическому результату. Для этого нам необходимо реальные процессы в обществе, которые стояться на противоречиях, правильно отразить в своем сознании, а это уже применение марксисткой философии и диалектической логики как ее необъемлемой части. По сути отвечая на вопрос что такое марксизм, основной (сущностный) ответ - это учение. Учение о чем? - правильно отражать в своем сознании реальные процессы, с целью создания необходимых, целесообразных процессов, позволяющих освободить и раскрепостить высшие творческие силы человека. Марксизм - это учение, которое учит правильно мыслить!
После такого небольшого отступления, необходимо дальше, применяя марксистский подход к познанию, продолжить изучение финансов.
Самый простой акт участия в перераспределении капитала, есть простой акт выдачи на руки такого требования на перераспределение капитала. Этот акт делегирует право - воспользоваться таким требованием и не больше того. Номинально это требование не ваше, вы лишь используете право воспользоваться банкнотой, как ничем не обеспеченным векселем. Но это право для Вас не является безвозмездным. Получая его в руки, вы обменяли свой переменный капитал на пустую бумагу, которая дает в современной социально-экономической модели воспользоваться финансами. В любой момент это право полностью или частично, может быть уничтожено производителем денег. Если говорить политэкономическим языком, то в таком простейшем акте проявляются производственные отношения, выраженные с одной стороны - требованием на капитал, а с другой - обязательством выполнить это требование. Если применить методологию формальной логики, то можно сказать, что в каждое мгновение времени процессы обмена и перераспределения капитала связаны с предъявлением требований и взятием обязательств выполнения таких требований по обороту капитала.
Продолжение в следующей статье.

Следующая статья

Политэкономия, Финансы;, МЕТАФИЗИКА., Деньги

Previous post Next post
Up