Как же я неравнодушна к умным еврейским женщинам! Их грипловатые, богато интонированные голоса, их смелось и ироничность - бальзам на мою душу. Ах, почему во мне нет ни капли еврейской крови... По крайней мере, оба родителя моих оскорблялись всегда неимоверно, когда я с плохо скрываемой надеждой спрашивала их об этом.
Ну да ладно. Это было вступление.
Вчера я побывала на встрече Людмилы Улицкой с читателями в клубе "Цвет ночи".
Понятно, что пришли туда люди, которым она заведомо близка - поэтому не было там дискуссий. Хотя фигура Улицкой дискуссии вызывает. На дне рожденья
mattiniero компания наша довольно жестко поляризовалась по принципу, нравится Улицкая или категорически не нравится.
Как сказала Аня Щ., "Она ненавидит нас, православных". Нет, с этим я не согласна, но РПЦ Улицкая и правда не жалует. При этом с какой нежностью и благоговением она рисует образы верующих людей...
Да и все ее персонажи написаны с любовью. А если не с любовью, то с жалостью. Я и у Даши на ДР это говорила, и сейчас в этом убеждена. И этой любовью и нежностью к самым разным людям она заражает читателя. По крайней мере, меня заражает.
Мне близки многие моменты, которые, кажется, от Улицкой отталкивают тех, кто ее не воспринимает. И ее отношение к церкви, и к поколению диссидентов, и к нынешней власти.
Вчера для меня прозвучали две основные темы. Во-первых, про то, сколько у нас осталось времени и осталось ли, не придут ли завтра мальчики в черных рубашках. У нас на работе есть мальчик. Сын доктора наук, психиатра. Он был на Манежной площади. Не знаю, зачем он туда ходил, но на следующий день я видела его почерневшее лицо и потухшие глаза, которые он с трудом мог поднять на меня. Он интеллигентный русский мальчик, знающий то ли три, то ли четыре иностранных языка. Его речь - сплошные аллюзии, игра смыслов, причудливая смесь иронии и серьезности, без демонстративности, без пафоса, с благородной сдержанностью. Зачем он туда ходил...
Улицкая делает очень важную, на мой взгляд, вещь: она думает о детях, о том, что она может сделать для развития в них толерантности к иным культурам и ценностям.
Свой проект «Другой, другие, о других» она лишь упоминала вчера:
http://booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=25165Упоминала так, что явно было ее пессимистическое настроение. Но, несмотря на это, она продолжает выпускать книжки, собирать библиотеки для детей в колониях...
А вторая вчерашняя сквозная тема - про инфантильность нынешнего поколения .
Неотения - есть такое явление в биологии - достижение половой зрелости и окончание жизненного цикла на личиночной стадии развития (А Улицкая биолог по образованию - еще один повод для симпатии с моей стороны)
Личинки воспроизводят личинок. Они могли бы превратиться во взрослые особи, но что-то не срослось, не было необходимых условий в нужный момент. А потом уже становится поздно, этап, когда взросление возможно, конечен.
По-моему, очень емкая метафора.
Грустно понимать, что и я такая вот личинка, правда не размножающаяся.
Улицкую спросили, кто из нынешних писателей, культурных деятелей взрослый. Она пожала плечами. Никто.
Нет, приводила примеры. Мне запомнился Мамардашвили. Говорила, что Лимонов, кажется, начал взрослеть в свои 65.
Говорила про один из критериев взрослости : личинка питается, потребляет, а для взрослой особи это уже не так важно, важно воспроизводство себя. Ответственность - тоже критерий. Ну, понятно на словах. Только как бы к этому прийти.
Говорила, что нет у нее рецептов и амбиции такой - давать рецепты - нет. Но в новой книге она об этом размышляет. Приглашала читать.
Книга будет называться "Зеленый шатер", выйдет на следующей неделе.