Нотр-Дам-де-Пари. Собор Парижской Богоматери. Такой же символ Парижа, как Триумфальная арка и Эйфелева башня.
Построен храм в XII веке, достраивался неоднократно. Венценосные особы здесь крестились, женились, короновались, здесь же их отпевали… Но к XIX веку Нотр-Дам стал настолько дряхлым, что его даже собирались снести, и только благодаря роману Гюго начали реставрацию, вдохнули вторую жизнь. И скульптуры, и шпиль - именно с XIX века.
Нотр-Дам всегда так фотографируют, что он выглядит стоящим посреди большой площади. А у него с одной стороны здание, с другой - река.
Загорожено, близко подойти невозможно - ведь всего два месяца прошло после страшного пожара.
Подруга моя про эту фотографию сказала: «Ты что не поверила, что закрыто?» Да это совсем другое! Жест означает: «Вот я и здесь, месье Виктор!»
Хочется сфотографировать и дом рядом с Собором. Интересно, как живётся людям - совсем рядом с шедевром, прославленным в литературе и искусстве… Видеть в окно эти стены, слышать звон колоколов…
Обходим вокруг…
Фотографировать просто так не получается, ищу в заборе дырки
Вот тут видны гаргульи (или горгульи - говорят и так, и так - это водосточные трубы с чудовищными мордами). А те скульптуры с рогами и крыльями, которые многие называют гаргульями (и я тоже, пока не знала) - это химеры.
Уютный скверик с тыльной стороны Собора - огорожен. А как здорово, наверное, зайти, посидеть в тени деревьев, подумать, полюбоваться…
Пытаемся сделать селфи позади Собора, подошла милая юная француженка - с предложением сфоткать нас. Мы и рады:
Собор со стороны Сены…
О, скорей бы отреставрировали! Пожар случился в апреле 2019… К счастью, пострадали лишь крыша и шпиль, но весь мир ахнул, а французы молились прямо на улице, глядя на свою святыню…
Прекрасный рисунок Кристины Фрейле, которым она сразу откликнулась на беду. Как горюет Квазимодо!
Экранизировался «Собор Парижской Богоматери» не единожды. И - что удивительно: роман этот ну такой мелодраматичный, ну такой - ну куда там индийскому кино. Нет же: каждый сценарист считает своим долгом переиначить и усугубить драму. Вот зачем? Я посмотрела несколько экранизаций (некоторые лишь промотала).
Ближе всего к оригиналу фильм 1956 года с Д.Лоллобриджидой и Э.Куином: тут и пролог, и эпилог, и близко к сюжету… но Гудулы, матери Эсмеральды, нет!
Очень хорош, на мой взгляд, кастинг немого фильма 1923 года «Горбун из Нотр-Дама». Эсмеральда (Пэтси Рут Миллер) - совсем юная девушка, а не роковая красотка, как в последующих экранизациях. Хотя типаж, конечно, по моде тех лет. Квазимодо (Лон Чейни) - дурковатый, с высунутым языком, этим и страшен. Феб (Норман Керри)- красавчик и обаяха, а не «актёр, играющий красивого». Есть и Гудула, мать Эсмеральды… но с сюжетом тоже понакрутили - и любовь тут у Эсмеральды и Феба взаимная, и заканчивается всё иначе… Тем не менее - я подпала под обаяние этого фильма, сделала коллаж.
Сделала и ещё один коллаж - все Эсмеральды XX века.
Стася Наперковска… Я нашла лишь общий план фильма 1911 года. Мало кто знает эту французскую актрису, поэтому вот ее портрет. Ну а какова она была в роли Эсмеральды - как знать… Была ли она такой живой и милой, как Пэтси Рут Миллер? Кадр из фильма показывает лишь экспрессию…
Фотографии многочисленных Квазимодо помещать не стану, всё-таки у меня тихий незатейливый блог, а не кунсткамера и не обзор умений гримёров.
Интересно вот что: как только вышел мюзикл «Нотр Дам де Пари» - подростки вереницей пошли в библиотеку за книгой! Будто книгу открыл, а оттуда тебе: «Бэллль!!!
А кстати про музыку. У меня многие спрашивали - а какие в Париже уличные музыканты? Аккордеон, наверное? Я отвечала - да нет, не слышали, не видели. Смотрю на фото - так вот же! Но не помню совсем… Может, не играл в этот момент?
Конечно, ничего не получилось - ни зайти в Собор, ни подняться наверх, чтоб сделать тот коронный эффектный кадр с высоты - Париж на фоне химеры…
И всё же, всё же, всё же… Мы здесь!