Обчитался Натальи Холмогоровой, потянуло на религиозные банальности. А тут как раз blau-kraehe подоспела со своим исключительно экзотичным (чтобы не сказать грубее) пониманием христианства:
Миф второй. Надо прощать. Прощать надо абсолютно все. Если ты не простил что-то - ты "себе же делаешь хуже".
Реальность: Это не так, потому что как ни странно, прощение тоже подразумевает участие обеих сторон. Одна сторона сознает, что поступила нехорошо и желает, чтобы ее простили. Другая прощает. Думается, в Евангелии оговорена именно эта ситуация: в этой ситуации не прощать действительно некрасиво. Вас просят "ну извини пожалуйста", а вы так гордо: иди нах... Нет, нехорошо.
Но однако в подавляющем большинстве случаев люди, которые сделали вам какую-то гадость, вовсе не понимают, что они ее сделали. Или даже понимают, но просто не желают никакого прощения. Им плевать. Или они думают, что это "было для вашего же блага", или "ну подумаешь, какая мелочь". Или думают, что это они просто в ответ на что-то там, и вы виноваты больше (кстати, они могут оказаться даже и правы объективно :) Или они вытеснили это из памяти. И вот ты такой: я простил тебе все! А тебе в ответ большие круглые глаза: А ЧТО ИМЕННО?
Некоторые ведь убеждены, что они идеальны, и у них в принципе не может быть чего-то, за что они могут попросить прощения.
Если вы им сообщите, что простили - они оскорбятся.
Тут надо оговорить, что у слова "прощать" могут быть разные значения. Обычно говорят, мол, надо простить гадости, чтобы не мучать себя самого и не испытывать постоянно негативные эмоции.
Ну да, если эти эмоции вас мучают, то стоит, конечно, перевести их в какое-то более позитивное русло.
Люди разные. Кто-то в принципе не доверяет людям, а если еще и мучается злопамятством, то жить становится совсем кисло. Тут лучше убедить себя, что не стоит целыми днями ненавидеть обидчика и строить коварные планы по его ущучиванию, полезно мыслить как-то более конструктивно.
А кто-то склонен безоговорочно верить и считать людей хорошими, и вот для таких одностороннее прощение может быть крайне пагубным. Простил ты подлеца, и снова ему безоговорочно веришь, а подлец тебе - бац, и новую подлость. Ты опять простил, опять веришь - и так до бесконечности. Тут лучше поставить себе в мозгу заборчик "этот - подлец", и никогда за него больше не заходить. Разве что подлец реально сможет доказать, что раскаялся.
Что мы тут видим? Довольно распространённое околохристианское понимание. И распространено оно именно потому что христианство требует много. Очень много. И «сгладить углы» естественная реакция человека. Нужно прощать? Так это только тех кто сам _просит_ прощения, а если не просит то как можно такого урода самодовольного прощать. Нужно любить врагов? Так это _личных_ врагов, а врагов веры и отечества как не возненавидеть. И так далее и тому подобное. Разоблачению этих нехитрых хитростей церковь посвятила много времени и сил. Один забавный эпизод, когда я в том самом посте напомнил о том как Иисус молился за солдат при распятии, мне было отвечено буквально следующее
Иисус тут просто дистанцируется от Отца, а эту реплику можно перефразировать как "ребята, вы что, с ума сошли, вы знаете, какая у меня крыша, и что вам за это будет?"
Да, Иисус с лексикой мелкоуголовного гопника в стиле «держите меня семеро» это ... неожиданно.
Ещё один довод, что если прощать то якобы прощённый злодей тебе «бац, и новую подлость». И так до бесконечности. Тут печалит насколько люди не понимают суть прощения, думая что если уш простил то обязательно нужно любить изо всех сил. А суть проста - простить это относиться к поступку совершённому против тебя с точно такими же эмоциями как к поступку совершённому против совершенно безразличного тебе человека. Обратим внимание, ни любви ни готовности отдавать последнее не требуется. Простой пример. Вот взял у тебя Вася некоторую сумму денег и не отдал. Можно при каждой встрече набрасываться с руганью и кулаками, вынашивать планы мести или даже мстить реально. А можно относиться к Васе так как будто он взял денег не у тебя а у Пети. Что в остатке? Если «лёгкость в обращении с чужими деньгами» для нас является сильным недостатком то прекращаем общение, если терпимым - общаемся как обычно. А когда Вася обратится с очередной просьбой, то решение будет приниматься исходя из абстрактного знания «Вася может не вернуть долг» а не из застилающей глаза ярости за свои потерянные деньги.