Промежуточные итоги феминизма

Dec 22, 2019 14:15


И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Мф.19:5-6

Что-то рассуждения о феминизме всё продолжаются и продолжаются.

https://anairos.livejournal.com/119149.html

https://boldogg.livejournal.com/413170.html

https://caurug.livejournal.com/179056.html

Нельзя сказать, что лично меня эта тема так сильно волнует. Но пару слов добавить могу. В основном рассуждения крутятся вокруг самого понятия. Некоторые думают, что феминизм это только равноправие (избирательные права, учёба в вузе, разве плохо?). Некоторые - что это рассмотрение всех вопросов с женской точки зрения (думаю это наиболее близкое к истине определение). Ну и очевидный жупел в виде ненавидящих всё и вся истеричных тётенек вечно собирающих всевозможные обиды, про это и говорить не нужно.



В чём же проблема? Во-первых - само разделение на отдельные антагонистичные группы (подразумевающие столкновение интересов) меня не радует. При этом разное воспитание и разные специализации не кажутся мне чем-то плохим. В конце концов разделение труда и делегирование задач это величайшее изобретение человечества, позволившее перейти в индустриализм. И не использовать это как минимум глупо. При этом женские-мужские дела, предрасположенность, особенности психологии можно решать в индивидуальном порядке. Вообще оно обычно так и решается, а все безапеляционные рассуждения мужик должен/ женщина должна исходят в основном от дураков или теоретиков. При этом совсем не учитывать особенности воспитания и специализации тоже глупо. Если так сложилось что на трудах девочек учили шить а мальчиков слесарить, нет ничего плохого если каждый делает то чему научился. Впрочем это только мои личные вкусы. Есть и более серьёзные причины относиться к феминизму с недоверием.

Во-вторых, от определения зависят цели и задачи. Тот же Больдог упорно повторяет «ну должны же женщины владеть собственностью, ну должны же они получать образование». Ну да, должны и это всё у них давно есть. Вообще здесь и сейчас с формальной точки зрения практически идеальное равенство. И что, феминизм неактуален, вместо того чтобы в него торжественно вступать стоит задуматься о его роспуске? Но есть же ещё связанные проблемы. Века угнетения наложили свой отпечаток (и это я сейчас почти серьёзен). Действительно, предрассудки порой существуют. Можно предложить женщине меньшую зарплату, можно отказаться объяснять (всё равно не поймёт) можно пошутить на тему способностей. Да вообще много чего можно сделать, даже ограбить на улице. По-хорошему с этим тоже можно бороться. Вот только при этом чёткие и измеримые цели пропадают начисто. Ну да, отношение не вполне справедливое, ну да можно усилить, углубить и поднять на недосягаемую высоту. «Вы считаете что справедливость достигнута? Да вы просто этим вопросом не интересуетесь. Вы вообще не замечаете того что вас напрямую не касается!» Правда очень часто бывает что человек плотно занимающийся одной конкретной темой начинает несколько преувеличивать её значимость. Ну да «он видел некоторое дерьмо». И чтобы его избежать, покоем, деньгами, правами сонных обывателей вполне можно поступиться. И когда встаёт вопрос пропорции, допустимого риска, цены и последствий у «активиста» или даже у «последователя движения» этот самый уровень допустимых последствий очень сильно плывёт. Вплоть до карикатурной фанатки, готовой заранее одеть на всех намордники, только бы на пол процента снизить риск угнетённым сёстрам.

Ну и третья опасность. Допустим у некой группы есть организация защищающая их права, честь, достоинство и прочие интересы как материальные так и любые другие. А  у некоторых групп этих организаций нет. Собственно в этом и состоит проблема. Потому что когда у одних защитники есть а у других нет, это уже некоторая несправедливость. Допустим мы улучшаем положение некоторой группы. Самый простой способ - улучшить его за счёт других. У нас есть проблема семейного насилия, которое трудно доказать? Повышаем вес слов женщины, отменяем презумпцию невиновности мужчины - всё отлично (а если кто пострадает от ложных обвинений, так им вечным угнетателям и надо, они нас не жалели).  Допустим (в идеальном случае)  улучшение не идёт  за счёт ухудшения положения остальных. И что, получилась ситуация вин-вин и прочая игра с ненулевой суммой? Может быть. Но в посте о несправедливости я уже упоминал, резкое улучшение для одних (даже когда тебе от этого не хуже) все остальные воспринимают негативно в любом случае. Ну да, с абстрактной точки зрения «обществу в целом» стало лучше. Статистика красивая, циферки растут. Но постойте, обособляя какую-то группу, беря её проблемы в фокус внимания уже будет разделение. Вы не они, они не вы. И что нам от абстрактного роста показателей, когда весь рост не для нас? И это повторяю в идеальном случае, в реальности бывает не просто «ваше улучшение не для нас» а скорее «ваше улучшение за счёт нас».

Подводя итог. Собственность, образование, равноправие - это однозначно хорошо. Во времена когда феминизм боролся за эти цели он был однозначно положительным явлением. Но эти времена остались в прошлом (для удобства, я только о западной цивилизации говорю). Сейчас феминизм борется с предрассудками, предубеждениями и «последствиями угнетения». Сложность в том что материи эти очень тонкие, слабовербализуемые и во многом оценочные. Определённо сказать, «всё, мы добились цели, расходимся» в такой ситуации невозможно. Соответственно перегибы, обратная дискриминация и «вы должны заплатить/компенсировать века угнетения» практический неизбежны. В наиболее далеко продвинувшихся по этому пути странах последствия уже вполне проявляются. Мы пока ещё не там, но тенденции вполне можно предположить  И при всей полезности на определённом этапе, нельзя говорить что он так же нужен, важен и полезен сейчас. А все утверждающие «ты за равноправие полов - тогда ты феминист»  заблуждаются или сознательно манипулируют.

ПС. Ещё несколько ссылок.

Коммунистический гуру рассуждает с позиции своих безумных воззрений.

Писатель-фантаст выступает с консервативной точки зрения. 

Previous post Next post
Up