Originally published at
Профессионально об энергетике. Please leave any
comments there.
Решилась судьба давно замороженного проекта «Газпрома(Ртс:Gazp)» по выпуску сжиженного природного газа (СПГ) в Ленинградской области - Baltic LNG. СИБУР купит у Gazprom Germania и «Совкомфлота» площадку, на которой планировалось построить завод С.П.Г., и вместо него создаст производство метанола мощностью 2 млрд кубометров в г.. Но приступит к проекту СИБУР не раньше 2015 г., а к этому времени либерализация цен на газ может сделать продукцию нового завода неконкурентоспособной на мировых рынках.
Дочерняя структура «Газпрома(Ртс:Gazp)» Gazprom Germania и «Совкомфлот» продадут 100% акций Baltic LNG СИБУРу, сообщил в интервью журналу «Газпром(Ртс:Gazp)» гендиректор Baltic LNG Александр Красненков. В СИБУРе эту информацию подтвердили, отметив, что компания рассматривает различные варианты использования площадки Baltic LNG, в том числе для ориентированных на экспорт проектов в нефтегазохимии. Александр Красненков уточнил, что СИБУР может построить на площадке завод по производству метанола, на котором предполагается перерабатывать до 2 млрд кубометров газа в г.. Сумму сделки стороны не раскрывают, но источники, знакомые с ситуацией, называют ее «символической».
«В качестве возможных вариантов в ближайшее время будут рассматриваться размещения на площадке нефтехимических производств в рамках северо-западного нефтехимического кластера, а также производств метанола и удобрений»,- отмечают в СИБУРе. Однако в компании уточняют, что речь следует не о ближайшей перспективе, так как действующая инвестиционная программа холдинга не предусматривает финансирование возможных проектов, временной горизонт любого из которых выходит за рамки 2015 г.. В то же время, уточняют собеседники «Коммерсант», переговоры находятся в начальной стадии, а ряд документов на площадку, необходимых для заключения сделки, еще не оформлены.
Baltic LNG AG зарегистрировано в Швейцарии, владеет ООО «Балтийский сжиженный газ» (80% участия - Gazprom Germania, 20% - ОАО «Совкомфлот»). Изначально проект Baltic LNG предполагал строительство завода по сжижению газа в Приморске мощностью 5-7,2 млн тонн и стоимостью $3,7 млрд. «Газпром(Ртс:Gazp)» обсуждал проект несколько лет с рядом иностранных партнеров, но в сентябре 2007 г. признал его нерентабельным.
По мнению Александра Красненкова, построить завод по производству метанола можно за 2-2,5 г.. Он отметил, что «администрация Ленинградской области в курсе этих планов и поддерживает проект». По словам топ-менеджера, на площадке уже есть согласованная документация по газоотводу. Строительство нового предприятия на территории порта позволит повысить прибыльность экспортных поставок метанола, так как этот товар весьма востребован на мировом рынке, полагает Александр Красненков.
Основной проблемой проекта Baltic LNG было отсутствие сырья. Газ на завод предполагалось поставлять из Единой системы газоснабжения, но для этого была необходима прокладка дополнительных магистральных газопроводов или строительство с нуля дополнительного маршрута поставок. Это и сделало проект нерентабельным. У завода по производству метанола, отмечает господин Красненков, потребление будет существенно ниже.
Александр Назаров из «Метрополя» отмечает, что если на площадке Baltic LNG были проведены хотя бы начальные работы, то ее цена может оцениваться «максимум в несколько сот миллионов рублей». Но если учесть, что проект заброшен с 2007 г. и «Газпром(Ртс:Gazp)» продает компанию близкой структуре, добавляет аналитик, то цена будет еще ниже - в основном за удачное местоположение площадки.
Константин Юминов из RMG полагает, что цена метанольного производства может составить «сотни миллионов долларов». Эксперт отмечает, что потребление метанола в мире сейчас достаточно высокое, а цены на него стабильно растут. Пик стоимости был в 2008 г. - $650 за тонну, в кризис цена упала до $110, но сейчас скорректировалась до $370. По словам господина Юминова, переработка 2 млрд кубометров газа в г. даст около 2 млн тонн метанола - такое производство будет крупнейшим в Европе (сейчас крупнейший - российский же «Метафракс» с мощностью 1 млн тонн). Наиболее логично, с учетом расположения площадки, было бы поставлять продукцию балтийского завода на экспорт, в частности, в Европу, говорит господин Юминов. Но, отмечает он, после кризиса европейский рынок восстанавливается медленно. К тому же если завод будет построен после 2015 г., то есть после либерализация газового рынка в Рф, добавляет эксперт, то продукция СИБУРа практически не сможет конкурировать с арабскими поставщиками, которые являются основными мировыми производителями.