Предновогодний поход по Сиверской. Водопад,башня и пещера

Dec 31, 2017 02:20

Каждое воскресенье наш туристический клуб совершает очередной поход в очередное интересное и красивое место. В этом году последнее воскресенье совпало с 31 декабря, поэтому мы перенесли наш поход на субботу, сделав небольшую предновогоднюю прогулку, чтоб люди успели еще сходить по магазинам и совершить необходимые покупки. Целью похода было увидеть долину реки Оредеж в зимнем одеянии, его берега, облаченные в снега. Правда, зиму увидеть там так и не удалось - декабрь , как это часто бывает, выдал мощную оттепель. Но в итоге - все оказалось ничуть не менее интересно...

В Сиверскую мы выехали электричкой от Балтийского вокзала, что отправлялась в 8.45. Один из вагонов ее был совершенно пуст, при этом выделялся занавесками на окнах, и мы пошли туда. И впервые в жизни, неожиданно для себя, прокатились в детском вагоне. Такого удовольствия у нас еще никогда не было!)

В вагоне разноцветные светильники, а стены украшены рисунками

В обоих концах вагона есть полки с книгами.

И по одному столику в каждом конце вагона. Правда, столики не для еды. А для рисования. В них вмонтирован стакан для карандашей, а рядом лежат альбомы с рисунками для раскрашивания.

В общем, есть чем обеспечить досуг детей! Видимо этот вагон прицепили для перевозки детей на каникулах в лагеря или базы отдыха.

Необычный вагон! Уютный) Создал нам новогоднее настроение!)

ВОДОПАД

План похода у меня был основан на прогулке вдоль живописных берегов реки Оредеж. Но наличие большого количества детей с родителями, а дети эти весьма активные, заставило меня полностью изменить план прямо в процессе поездки. И начали мы поход с посещения Сиверского водопада. Путь к нему лежал  вдоль железнодорожных путей.

Вот здесь очень пригодилась оттепель! Если б были морозы, то ручей, на котором водопад, замерз бы. И мы не смогли бы им полюбоваться. А так получилось просто идеально: сначала выпал снег, потом начал мощно таять. и в итоге ручей стал еще больше, а водопад - еще сильнее!

Водопад в Сиверской высок и красив. Странно, но многие местные о его существовании ничего не знают!

(Дополнение спустя 7 лет. Вскоре мы ему дали название Маргариткин и нарисовали к нему путь на карте. Водопад с тех пор фантастически популярен, его теперь знают десятки тысяч людей - и все благодаря моему блогу)

Автор заметки не мог отказать себе в удовольствии искупаться. Новый Год не повод закрывать купальный сезон!

Потом под воду побежал и наш активный купальщик Влад.

А потом и Настя! Еще недавно она и помыслить не могла о купании даже в сентябре. А теперь мы ее втянули в это свое увлечение, и купаться зимой для нее стало нормальным)

Кроме водопада, красив и интересен и сам овраг, который образовался с помощью действия сил воды.

Наши туристы с удовольствием фотографируются на его фоне.

Еле-еле вырвав туристическую группу из цепких объятий этого красивого места, повел их дальше. Понимая, что просто пейзажи детям будут недостаточны, перестроил маршрут на приключенческий лад. Следующим пунктом была старинная водонапорная башня. Построенная век назад, она сделана очень мощно и добротно. Намного лучше, чем советские водонапорки. А весьма большая ее высота позволяет созерцать с нее интересные виды.

На фотографии видно жестяную крышу на вершине башни. Раньше можно было туда забраться. Но она расположена над баком с водой, который прикрыт был досчатым настилом, сверху изолированным ватным утеплителем. В 2013-15 мы туда с успехом залезали, но вот в 2016 он прогнил и стал сваливаться в бак, мы туда с большим риском проползли в последний раз, и решили больше никогда на вершину уже не лазать, ибо опасно. Поэтому сейчас я разрешил долезть лишь до окошек возле площадки под баком. Эти окошки видны на фото над ободком вокруг башни. Туда мы и полезли.

Заходим внутрь. Вид снизу.

Вид сверху

Лестница сделана добротно, но вот со ступеньками беда! Внизу они деревянные, шатаются. Вверху железные - прогнили, местам отвалились. На фото видно самую опасную часть - лестничный пролет, где не хватает сразу трех ступеней! Еще год назад они были. Через эту огромную дыру видно предыдущий пролет.  Если в нее упасть, будет весьма неприятно! Поэтому есть два варианта - закинуть ногу до верхней ступеньки, а дальше подтянуться за перила, или сразу подняться на эту ступеньку, подходя к пролету сбоку, встав ногой на ограждающую планку. В любом случае, держаться руками надо крепко! А когда я запускал сюда туристов, то стоял рядом и страховал, а иногда вообще ложился , словно мостик, между ступенями, закрывая своим телом дыру.

Прослушав мой инструктаж, группа пошла покорять высоту... Маленьких детей я не пустил внутрь, это опасно.

Вот она, та площадка под баком, выше которой лезть не стоит.

Вид из окна. Цветные точки внизу - это те, кто не полезли. С высоты они кажутся очень маленькими.

Водопад был, вышка была, теперь надо и в подземелье. В западной части Сиверской я знаю одно местечко, где есть пещерка в обрывистом берегу Оредежа. Вот туда мы  и идем. Дорога обледенела, идти по ней тяжело.

Декабрьский Оредеж. Льда нет.

Дорога к той части берега Оредежа, где пещерка, пролегает через заброшенный пионерлагерь.

Выходим на берег. Раньше до пещерки мы добирались вдоль воды по узкой полосе суши. Но сейчас уровень воды стал выше, и пройти там невозможно. Только если снимать обувь. Или в резиновых сапогах.

Здесь очень красиво!

Кстати, кроме искусственной пещеры - есть тут и расщелина в окаменевшем берегу, в нее тоже можно залезть, она достаточно широкая и глубокая, так что по факту здесь две пещеры.

К пещере добираемся по-суворовски, съезжая сверху по крутому склону, как он со своим войском в Альпах.

Пещера достаточно просторная, в ней можно разместить комфортно человек десять минимум. И устроить чаепития. .Вдали лежит пустая бутылка - видимо, кто-то здесь и правда отдыхает. Только не с чаем...

Как она образовалась - непонятно. Видны следы искусственной обработки, но возможно, что изначально здесь была небольшая естественная пещера, которую кто-то расширил. Только для чего? Прятаться от жен с друзьями? Или хранить здесь самогонный аппарат? Историческая наука еще не нашла ответов на эти вопросы...

Вид из пещеры.

Берег Оредежа

Рядом с пещеркой есть популярное в Сиверской место под названием Ключик. Оно всего в паре десятков метров от нее. Идем туда.

Здесь расположен родник, где местные любят набирать себе чистую и полезную воду. Родник бьет из обрыва, образовав небольшую пещерку.

Большую бутылку сюда не всунешь, но в термос или кружку воды набрать не составит труда.

Попробовали пить. Вода вкусная!

Рядом с родником - трава, которая всегда зеленая, даже зимой. Ключевая вода имеет круглый год постоянную температуру, равную среднегодовой температуре земли в этих местах, что составляет около 4.5 градусов тепла. Поэтому зимой вокруг родника земля не промерзает, и трава продолжает расти даже в сильные морозы.

Ключиком называют не только сам ключ, но и пляж возле него, причем все местные понимают под этим названием разное. Одни - вот этот берег, другие - противоположный.

Здесь очень живописно.

Берег имеет очень необычную форму!

Отличное место для фотосессий!)

А рядом есть еще кое-что интересное! В обрывистом берегу Оредежа - пещера, которая находится еще  на  стадии образования. Ее промыл в песке этот ручей. Пока он жив , пещера будет расширяться и углубляться.

Дальняя часть пещеры, откуда вытекает ручей. С каждым годом пещера становится все глубже и глубже, потому что вода вымывает оттуда песок. Так образуются иногда весьма длинные ходы.

Фотографируемся у пещеры.

Возвращаемся к Ключику. И делаем привал с чаепитием перед обратной дорогой к станции.

Прощальный взгляд на реку...

По пути назад мы осмотрели еще один заброшенный пионерлагерь, а также посетили два мемориала. Один из них установлен в память об убитых здесь советских гражданах во времена немецкой оккупации.

Второй находится в центре поселка. Он посвящен воинам, защищавшим нашу землю в боях против фашистов.

По пути прошли небольшой холм с парком, что расположен возле железнодорожного моста через Оредеж. На карте написано, что здесь была усадьба художника Крамского

В 16.24 мы уехали электричкой из Сиверской, а в 17.45 были в Петербурге. Приехали с рассветом, уехали с закатом, и весь световой день у нас прошел в ходьбе. И это было лучшим способом завершить уходящий 2017-й год!

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

вышка, Оредеж, водопад, обрывы, походы, экстрим, путешествия, Сиверская, Гатчинский район, поход, зима, пещера, водонапорная башня