Царское Село: прогулка по малоизвестным красивым местам. Лесные пейзажи, пруды, кремлевские стены.

Jun 19, 2017 20:26

Царское Село (город Пушкин) - место, куда можно приезжать много раз, находя постоянно новые красивые и интересные места, а также любуясь уже известными достопримечательностями, взглянув на них под новым углом зрения. В этот раз я проложил маршрут, который начинался с западных границ города Пушкина, максимально захватывая зеленые зоны и насыщая нас свежим воздухом, а также созерцанием природных ландшафтов. И о том, что мы смогли видеть по пути - мой короткий отчет.

Прогулка состоялась в пятницу вечером, когда большинство закончили работать. Мы встретились на Балтийском вокзале и доехали до станции Александровская лужским поездом. С Александровской ближе всего до западной части одноименного парка, кроме того, здесь есть несколько и своих достопримечательностей тоже. Первая - это старинный вокзал, построенный в 19 веке.

Возле платформы - памятный крест с изображением императора Николая II. Именно с этой станции в августе 1917 год арестованного бывшего императора и его семью отправили в ссылку в Сибирь, где через год он, его жена и дети, а также прислуга - были убиты большевиками, как и многие другие Романовы впоследствии. Династия Романовых началась с публичной и жестокой казни 3-летнего ребенка (сына Лжедмитрия 2-го), убийством детей и закончилась. После чего пришла новая власть, самая кровожадная и жестокая из всех, что были в нашей стране, и доведшая в итоге страну до развала к концу века. Пролитая невинная кровь всегда служит проклятьем государству.

У станции множество цветов, летом здесь красиво

А мы идем к следующей достопримечательности, еще более мрачной - немецкому ДОТу. Большой, мощный, с несколькими амбразурами. Стоит по правую руку от железнодорожного полотна, если смотреть в сторону Петербурга. Год назад в него можно было войти, теперь кто-то поставил железную дверь, а внутри хранит свои штаны, кресло для отдыха, иконку и еще какие-то вещи. Впервые вижу использование ДОТа фашистов в мирных целях.

От ДОТа идет тропинка к церкви, что наводит на мысль, что в ДОТе поселился кто-то из ее прихожан, а может и работников. Церковь была построена в начале 20 века, в советское время разрушена, а недавно ее отстроили заново. Выглядит довольно симпатично. Посвящено ее строительству было очередному явлению очередной иконы Божией Матери крестьянам - такие события происходили в наших землях часто.

После церкви идем дальше, к Александровскому парку. До него пешком примерно 10 минут. Поселок Александровская заканчивается, начинается город Пушкин, так как парк административно - его территория. В самом дальнем уголке, куда мы зашли - весьма красивые пейзажи

Тут же можно увидеть еще одно укрепление немцев - тобрук (рингштадт). Так называется небольшой ДОТ для пулеметчика, где нет амбразуры, а есть круглый люк, через который боец высовывался и вел огонь. Интересная деталь - в ДОТе держали оборону испанские добровольцы из "Голубой Дивизии", поэтому можно увидеть надписи на испанском языке.

Вдоль границ парка течет река Кузьминка. Как и все реки в этой местности - не очень большая, не очень прозрачная, дно глинистое, но в целом речка чище, чем можно было бы ожидать, неприятных запахов в себе не содержит, в отличие от Мги или Ижоры, которые от взаимодействия с цивилизацией так дурно пахнут, что к берегу даже и не подойдешь

Изначально эта река была единственным источником воды в городе. До петровских времен здесь была Саарская мыза - шведское поместье, и для него реки вполне хватало. Но когда здесь стали отдыхать члены императорской семьи - а к этому времени Саарское село стало произноситься на русский лад, как Царское - такого количества воды было мало, питьевую воду привозили для императрицы Елизаветы вообще из Петербурга в баках. Тем не менее, даже с этой небольшой речки - получились три красивых пруда, которые мы позже увидим

Парк возле речки очень живописен, так как траву тут не стригут, можно полюбоваться красивыми цветами, сочными яркими лугами, отдохнуть, наслаждаясь природой. В главной части парка такой радости уже нет

На речке Кузьминке можно увидеть мост-плотину, благодаря которой появились три Ламских пруда. Ламские они потому, что возле них в царские времена гуляли экзотические животные - Ламы.

Пруд, что прямо у плотины - называется Нижним Ламским.

Местные жители здесь выпивают. И даже купаются. Не знаю ничего о чистоте воды в Кузьминке, а также о безопасности дна, но вода проточная, это значит, что всякой заразы типа глистов, вызывающих сыпь - здесь нет. Однако купаться здесь без крайней надобности я не рискну, лучше все ж официальный пляж.

Берега здесь очень живописны, можно сидеть и сочинять стихи, писать картины...

По правому берегу Ламских прудов можно увидеть еще одну достопримечательность - место, где был изначально похоронен Григорий Распутин. Его предполагаемая первая могила почитается местным населением, и не только им, и похоже, что ходят сюда чаще, чем к месту явления иконы Божией Матери в Александровской

Второй (Средний) Ламский пруд особенно красив, потому что с двух концов у него - изящные мосты.

Пруды, мосты - все это напоминает о том, сколько труда вложили люди эпохи Российской Империи в создание красоты посреди глухих лесов и болот. И этой красотой мы до сих пор пользуемся для отдыха, прогулок, любования.

Отходим налево от прудов ненадолго, к павильону с названием "Арсенал". Возле него - грот с родником. Красиво и изящно. Родниковую воду многие пьют, хотя местная администрация и не рекомендует это делать. Но вода на вкус чистая, приятная, мы попробовали, и нам понравилось

Рядом - просека с очень красивым пейзажем. Редкий пример того, как человек взаимодействует с природой, не портя ее, а аккуратно дополняя. Все деревья грамотно подсаживались к уже существующему лесу, дорожки очищались от мертвых веток, в общем - и парк, и лес одновременно, красиво и естественно.

А вот и само здание Арсенала. Очень красиво и романтично

Возвращаемся к красивому белому мосту, что разделяет Средний и Верхний Ламские пруды. Здесь много ждущих корма уток, привыкших получать дань от туристов

Третий (Верхний) пруд более дикий, чем первые два - и потому наиболее красив и романтичен

Русло пруда проходит по старинному Виттоловскому каналу. Он был создан, чтоб снабжать царскую резиденцию родниковой водой из Виттоловских ключей, что были недалеко от Дудергофских высот. Родниковая вода была намного чище и лучше, чем воды Кузьминки, которых к тому же и не хватило бы. На какое-то время это решило проблему водоснабжения. Но потом выяснилось, что дальше расширяться резиденция не может - чтоб делать новые пруды, а также снабжать водой новые постройки - нужны более мощные источники воды. И тогда нашли ключи помощнее, в Тайцах, откуда сделали длинный водовод в 11 километров, а Виттоловский водовод со временем пришел в упадок, зарос травой, пересох, и от него остались лишь несколько прудов. Верхний Ламский как раз одна из его частей, хотя сейчас в нем не вода из ключей, а вода из Кузьминки.

Пруд переходит в Виттоловский канал, который кажется совсем умершим, но когда мы стояли на мостике через него - прямо перед нами выскочила из воды рыба, после чего уплыла дальше.

Очень красиво здесь. И чисто. Душа отдыхает от гор мусора и пьяных тел на траве. В Пушкине как-то с чистотой более благополучно, чем в других пригородах Петербурга.

Дальше идет Шапельный пруд - от слова Шапель, так называется башня, которая сейчас на реставрации.

Здесь расположено одно из украшений парка - Грот из камней, куда можно залезть

Чуть дальше - еще одно украшение парка - Большой Каприз

Наверх стоит залезть - открывается оттуда красивый вид на окрестности, да и так лучше можно оценить достопримечательность.

Наверху растет и цветет в начале июня шиповник

Ну а мы выходим из парка, потому что дальше уже только культурная часть, где подстриженная трава и толпы гуляющих, а мы же пойдем смотреть другие уголки Пушкина, менее известные. Особый интерес представляют казармы лейб-гвардии, выстроенные чуть больше ста лет назад в виде древнерусского Кремля

При Николае Втором появилась мода на возвращение к истокам, и повсюду доминировал неорусский стиль в архитектуре, в Пушкине это особенно ощущается.

В общем, я благодарен эпохе Николая Второго за такую красивую и примечательную архитектуру. Она до сих пор используется по назначению, только теперь там внутри училище для ракетно-космических частей, впрочем, они ничуть не хуже лейб-гвардии. Такой исторический и архитектурный памятник надо обязательно показывать туристам.

Вечер подходит к концу, приходится идти быстро, ведь нам еще возвращаться в Петербург. Проходим мимо Кирасирской (Иулианской) церкви

Далее перед нами каскадные пруды, которые частично на территории Екатерининского парка, куда мы не заходим из-за нехватки времени, частично за его пределами. Вдали видно здание бывшей фабрики по производству бумажных денег.

Рядом с прудами - лютеранская церковь (кирха). Построена, в отличие от других кирх Ингерманландии, не для крестьян, а для немцев, преподававших в лицее, а также для горожан лютеранского вероисповедания

Последний (Нижний) из пяти Каскадных прудов

Дело идет к 23 часам, хоть и белая ночь - а фотографировать уже трудно, так как освещение стало хуже. Мы проходили особняк Ольги Палей, и сделать нормальное фото - не удалось. Только вот такое. Дворец зачем то окружен уродливым строительным забором. Хотя людям надо показывать его красоту. Непонятно, почему такая достопримечательность всеми забыта, никому не показывается, и не реставрируется.

Ольга Палей была супругой князя Сергея Александровича, шестого сына Александра Второго, дяди последнего императора. Большевики убили и ее сына, и ее мужа. Просто так, без всякой причины - только за то, что дальняя родня царя. Сама княгиня с двумя дочерьми смогла позже убежать в Финляндию.

К 22.40 мы дошли до последней точки маршрута - пруда Колонистов, где есть городской пляж. Пруд Колонистов связан протокой с Каскадными прудами, являясь их продолжением, а из него вода течет уже в сторону Павловска. Здесь двое из нас искупались, а остальные пили чай

Электричка отправлялась в 23.04, и после купания мы быстрым шагом за 8 минут дошли до вокзала, а там ждал еще сюрприз - на платформу, где будет наш поезд, надо бежать от вокзала до переезда, а оттуда только уже на саму платформу, на что ушло еще несколько минут, пришлось после быстрой ходьбы еще и побегать в конце. Однако все успели, сели в поезд, и через 15 минут были в Купчино, где на метро разъехались по домам.

древняя русь, кремль, пушкин, грот, речка, александровская, родник, пляж, экскурсия, каскадный, поход, пригород, арсенал, николай второй, царское село, водоснабжение, церковь, александровский парк, палей, плотина, канал, пруды, ламский, кирха, виттоловский, романовы, источник, природа, сад, пейзаж