Город Сланцы - районный центр Ленинградской области. Находится недалеко от границы с Эстонией. Большинство жителей Петербурга и области никогда в нем не были, а многие никогда о нем и не слышали. И уж точно он не считается туристическим городом. Бывший шахтерский поселок, ныне это почти забытый небольшой город, погрузившийся в сон. Но забыт он незаслуженно - потому что в нем есть немало достопримечательностей, и вообще здесь довольно уютно. Я думаю, у этого города есть большой потенциал для развития в будущем. Мы поехали туда на поезде, провели в городе несколько часов, и я опишу то, что в нем нам удалось увидеть.
Сланцам повезло - туда ходит прямой поезд из Петербурга. Правда ходит не очень часто - не каждый день, и только рано утром. Но лучше так, чем никак. Кто помнит мой отчет о прошлогодней поездке в Лодейное Поле, то помнит, что туда можно попасть вообще только с пересадкой, да еще с риском не вернуться обратно. А тут все же надежное железнодорожное сообщение. Мы сели на Балтийском вокзале в дизель ДТ1, идущий до Сланцев. Этот поезд часть пути идет под электричеством, потом выключает электродвигатель и включает двигатель дизельный. Это происходит обычно на станции Веймарн, где заканчиваются провода. Отправляется из Петербурга он рано - в 07.10.
Это один из самых долгих пригородных маршрутов в Ленинградской области. Ехать примерно три с половиной часа. Салон довольно комфортный, с приятными сиденьями. Передний вагон гудит, в нем слышно дизельный мотор, в остальных вагонах тихо.
Приехали на станцию Сланцы-Пассажирская. Это не конечная - есть еще и просто Сланцы, она же Сланцы-Товарная. Но почти все пассажиры выходят здесь, а последняя станция находится уже за городом, и там только кусты и трава, как нам рассказала контролер. Так как все выходят здесь, стоянка у дизеля пять минут.
Мы вышли, а он ушел на конечную. Остались ли в дизеле пассажиры, я не знаю. На конечной он стоит до 14.05, потом идет обратно. В 14.17 забирает пассажиров с основной станции, где мы сейчас стоим, и возвращается в Петербург. Итак, на всю прогулку есть только три с половиной часа.
Вокзал производит необычное впечатление. Рельсы заросли травой и кустами, на шпалах растет земляника. Вокруг все какое-то одичавшее. За вокзалом видны ржавые умершие фонари, остатки автобусных остановок.
Сначала мы пошли по окраинам Сланцев к Кушелскому водопаду. По пути увидели вот такую милую сцену! Овечки паслись возле железной дороги.
Со станции Сланцы-Товарная в сторону Петербурга пошел товарный поезд. Вот почему дизель не может остаться на Сланцах-Пассажирской - дорога одноколейная, и если он там будет стоять, то другие проехать не смогут, а на Сланцах-Товарной можно разъехаться.
Дошли до водопадика до реке Кушелки. Кушелский водопад мало известен жителям области, о нем редко пишут в путеводителях. Но это несправедливо. Он вовсе не такой маленький, как может показаться, и довольно красивый.
Вода с большой энергией несется по ступенькам водопада
Был конец июня - но воды было очень много, а весной тут наверно вообще бешеный поток!
Наша путешественница Вероника позирует возле водопада
Я решил искупаться в водопаде. Сразу видно, что водопад вовсе не так мал, как кажется издалека. Вода в нем оказалась чистой, но при этом не холодной, так что окунуться было комфортно!
Под самим водопадом большой глубины нет - где-то по колено. На дне камни, но не особо острые.
Дальше мы вышли на каменистый берег реки Плюссы возле водопада. По берегу везде выходят на поверхность плиты известняка.
Река Плюсса. Слева видно железнодорожный мост
Песка нет, везде камни
Переходим реку по железнодорожному мосту. Это конечно экстрим, но если держаться за перила и наступать туда, куда надо, то все будет безопасно.
Наши путешественники смелые, ничего не боятся. Но стараемся идти там, где бревна толстые. А если надо делать фотографии, то держаться за перила и переносить часть веса на них.
Зато какой красивый с моста вид!
Вероника позирует на фоне Плюссы
Дорога уходит куда-то в глушь, к Сланцам-Товарной. Там какой-то есть небольшой поселок при станции, в будущем надо приехать и изучить его, как и другие окраины Сланцев. А сейчас пойдем направо
Идем вдоль реки Плюссы по улице с необычным названием - "улица ИТР". Эта дорога проходит прямо по берегу, по краю обрыва. С нее открываются очень красивые виды. Берег местами представляет собой скальный обрыв.
Очень красивый пейзаж! Это ценная особенность города Сланцы - что берега реки не застроены домами, они не подходят к берегу вплотную. И поэтому красоты природы здесь сохранились. Это очень здорово!
Обнажения скальных пород
Фотосессия на обрыве
1
2
3
4
5
Между слоями известняка мы обнаружили зерна кварца. Кварц - это минерал, которые многие из вас знают не только по кварцевому песку, из которого делают стекло, но и по хрусталю и аметисту, это тоже виды кварца. Вот тут такие маленькие хрусталики вкраплены между известняковых плит. Для геологов тут наверно интересное будет поле деятельности
Пейзаж в долине реки Плюссы
Уходим от реки. Здесь управленеи шахты номер 1. Шахты уже закрыты и законсервированы. Добыча горючих сланцев прекращена в 2013 году. Но вроде бы планируется их заново открыть. Посмотрим.
Возле здания управления - различные памятники. Вот скульптура девушки без руки. Наверно это девушка - геолог, которая разведала тут залежи полезных ископаемых.
Вагонетка, в которой из шахты вывозили добытую породу. Сверху уже выросла трава, подчеркивая, что все здесь погрузилось в долгий сон...
А это шахтер с отбойным молотком
Сергей Миронович Киров, которого считают основателем города. Если кто забыл, это был фактический правитель Ленинграда и области до 1934 года, пока его не убила пуля убийцы в коридорах Смольного. В организации убийства и тогда, и сейчас многие подозревали Сталина. Но нам важно не это, а то, что именно Киров принял решение здесь начать копать шахты, когда на этом месте были разведаны полезные ископаемые в 1926 году. По указанию Кирова в 1930 году здесь возник рудник. В 1932 году возле него возник рабочий поселок, а в 1949 году поселок уже получил статус города. Горючие сланцы тогда имели почти такое же значение, как каменный уголь. В век нефти интерес к углю и сланцам упал, поэтому шахты тут и не работают, но в последние годы интерес к добыче сланцев вновь появляется.
Местная жительница
Переходим реку Плюссу и идем на городской пляж. Сразу скажу - благоустройство, о котором столько писали местные чиновники - так себе. Пляжем это назвать сложно, выглядит все крайне архаично.
Наши туристы купаются. Дно каменистое, без тапок было весьма больно идти. Единственное достоинство - прозрачная чистая вода. Купаться поэтому приятно. Но лучше выбрать другое место, где есть плоские плиты известняка. Все равно пляж почти никак не оборудован, так что хуже точно не будет.
Утка с малышами. Вот им пляж точно нравится.
Зашли в парк культуры и отдыха. Здесь есть аттракционы. Людей не было вообще ни души! Это в выходной день! Мы были единственными посетителями. Девчонки поспешили покататься на карусели. Работники парка обрадовались, хоть кто-то их за день посетил.
Выходим на главную улицу города - улицу Кирова.
Серафимовская церковь. Находится на окраине города, что довольно редкое явление. Улица Кирова на нем заканчивается. Храм новый, хотя и выстроен в старом стиле.
Идем по улице Кирова через весь город. Обратите внимание, как много здесь зелени! К сожалению, Петербург это утратил. А когда-то у нас в центре было так же!
На центральной улице много небольших домиков, построенных еще в послевоенные годы. И они все приведены в хорошее состояние! Вот такие кварталы всегда красивые и уютные.
Такую архитектуру можно увидеть во всех бывших рабочих поселках, которые нынче стали городами - в Волхове, Сясьстрое, и много где еще. Но часто старые дома выглядят плохо, а здесь они в идеальном состоянии
В Сланцах проживают 34 тысячи человек. Это городок среднего масштаба по нашим меркам. Я много смотрел раньше фотоотчеты про заброшенные шахты, про то, как все тут плохо на окраинах. Но центр не выглядит депрессивным, а город вовсе не выглядит умирающим. Нет, жизнь тут кипит, все уютно и опрятно!
Особенно мне понравился этот перекресток. Красивые дома, зелень, все аккуратно! Просто идеал городского устройства!
Здорово, что эта застройка сохранилась! По окраинам есть и высотки, а в центре сохранили старую малоэтажную застройку, и это очень уютная зона для прогулок, потому что здесь небо не закрыто домами.
Вполне себе цивилизованный европейский вид!
Напомню, что Сланцы - промышленный город. Здесь много заводов. Но при этом в центре это не ощущается. Здесь красивая река , живописная природа, уютные городские кварталы. Все производство находится в стороне, и город вполне уютен для прогулок и проживания.
А вот и наш дизель. Посадка в него идет с низкой платформы, как в пассажирский поезд в маленьких городах. Людей много, но места хватит всем. Вагоны заполняются лишь в середине пути, где-то после станции Волосово.
Контролер продает билеты, потому что кассы на вокзале нет. Мы в комфорте возвращаемся домой. В будущем обязательно вернемся в Сланцы, чтоб изучить их промышленные окраины. А сам город очень понравился. И думаю, многие туристы заинтересуются им, прочитав мой отчет!
Схема города с отмеченными на ней местами, которые мы посетили
Друзья! Вам был интересен данный материал?
Если да, то можете поддержать мою работу, перечислив небольшую сумму на карту Сбера, привязана к телефону 8-921-7558379 .
На эти деньги я куплю шоколадку своему сыну, и буду знать, что мой труд вам нравится!