Природный заказник "Раковые Озера". Экотропа. Линия Маннергейма в поселке Грибное.

Nov 01, 2022 01:18

В октябре этого года мы совершили поход по Карельскому перешейку, во время которого посмотрели новый для нас природный заказник - Раковые Озера. Там есть экологическая тропа, по которой можно пройти в глубину бесконечных болот, подняться на вышки, откуда можно смотреть на окрестности. В этом же заказнике есть и исторический маршрут, на котором можно изучить Линию Маннергейма (финские оборонительные сооружения времен Второй Мировой войны). И много оборудованных мест для отдыха. Читайте мой подробный отчет про это интересное место! И смотрите фотографии!

До заказника мы добираемся общественным транспортом. Это не так просто, но все же реально. Сначала едем электричкой до станции Рощино.

Оттуда в Выборг несколько раз в день ходит автобус номер 200, маршрут Рощино-Выборг. Идет долго, стоит дорого, но других вариантов попасть в эти глухие места нет - там проходит только этот автобус, а другого транспорта нет. Железная дорога от этих мест очень далеко. Билет, насколько помню, стоил 250р, а до конечной остановки в Выборге - 400р. Мы едем до остановки "Охотничье", она на окраине поселка Грибное.

Вход в заказник расположен рядом с остановкой автобуса. Он обозначен большим информационным щитом

В центральную часть заказника идет прямая дорога. От нее уходит тропа направо, идущая в лес. Она обозначена как исторический маршрут. И проложена через основные объекты Линии Маннергейма, которые находятся рядом. Первое, что видим - это ряд каменных противотанковых заграждений, которые назывались "Зубы Дракона".

Рядом с ними противотанковый ров

Бетонное убежище для солдат. В нем два входа

Правый вход. Можно зайти в один, а выйти в другой

Заходим. Здесь все неплохо сохранилось

Внутри

Здесь довольно безопасно, могут пройти все

Выход с другой стороны. Сохранились бетонные ступеньки

Второй выход из убежища

Дальше разрушенный финский ДОТ. Он небольшой. Такие строились в 20-е годы. Потом стали строить более крупные ДОТы. От ДОТа осталась крыша и фрагменты стен.

ДОТы взрывали уже после окончания войны. Чтоб финны не дай бог не вернулись, и не заняли оборону здесь снова - такие страхи терзали советскую власть. Захватив чужую землю, всегда чувствуешь на ней себя неспокойно

Здесь уже не так комфортно заходить, как в предыдущем бункере. Но все же возможно

Внутри

Здесь надо передвигаться аккуратно, чтоб не порвать одежду о выступающие части.

Лес рядом очень приятный

Часть холма срыта при добыче песка. Получился красивый обрыв с видом на лес

Развалины еще одного финского бункера.

Разрушен полностью

Дошли до одного из двух мест отдыха в заказнике. Здесь есть небольшие беседки и туалет

Идем дальше по тропе. Выходим на Охотничье озеро, которое вместе с Раковыми находится в черте заказника

Озеро сильно заросло камышом. С этой стороны есть настил, откуда можно садиться в лодку или набирать воду. И правее есть песчаный заход в воду, но там очень мелко - не больше чем по бедро

Озеро красивое и тихое

Думаю, здесь хорошая рыбалка. Кроме того, в таких камышах любят жить некоторые водоплавающие птицы

Здесь мы видим одну из самых высоких вышек заказника. У нее два этажа, тогда как у многих других один. Вышки эти созданы для наблюдения за птицами. Дело в том, что основная цель создания здесь заказника - охрана птиц. Здесь весной гнездятся тысячи самых разных пернатых, чтоб потом разлететься в свои места обитания. Поэтому весной посещение заказника запрещено. А до начала их гнездования и сразу после, когда птиц еще довольно много, за  ними можно наблюдать с этих вышек. В запрещенное же время за ними смотрят работники заказника

Залезаем наверх

Дорога, по которой мы пришли

Озеро Охотничье

Фотосессия на вышке

Рядом с вышкой, если перейти ручей, можно увидеть развалины еще одного ДОТа Линии Маннергейма

На этот раз мы видим большой ДОТ

Уцелела пулеметная амбразура

Здесь был установлен пулемет, который вел огонь по наступающим красноармейцам

Здесь же начинается экологическая тропа по болотам. Начинаем свой путь по ней

Вдоль всей тропы стоят стенды с информацией о животных и растениях, живущих в заказнике

Болота сбоку

Тропа уходит далеко-далеко...

Березки сменились высоким камышом

Трава в рост человека

Наша команда, затерянная в камышах

В конце тропы показалась еще одна вышка

Маршрут окончен. Залезаем наверх

Когда-то здесь было очень большое озеро Раковое. Теперь оно распалось на два озера поменьше, а значительная часть бывшего озера заросла травой, превратившись в болото. Хотя весной здесь снова может быть вода.

Здесь вода еще осталась. Оставшаяся часть озера расположена за этими огромными зарослями камыа и прочей травы. До озера несколько сотен метров. Рано или поздно болото поглотит и оставшуюся часть

Тропа, по которой мы сюда пришли

Здесь очень тихо. Никакого присутствия цивилизации. Ощущаешь себя затерянным где-то в глуши...Никакие звуки снаружи не проникают в эти бескрайние болота. Птиц осенью тоже уже нет, поэтому здесь царит мертвая осенняя тишина

Идем назад

Стенд с информацией про озера

Еще одна вышка, которую мы еще не посетили, а прошли мимо, чтоб залезть по пути назад

Вид с высоты

Умирающая осенняя природа

Выходим в середину заказника, где расположена главная зона отдыха для туристов. Здесь больше беседок, чем у входа. И здесь же здание, в котором расположен центр организации всяких мероприятий для туристов. Как я понял, тут проводят экскурсии, а также дают на прокат лодки летом. На фото одна из беседок. Она оборудована освещением, есть печь.

Информационные щиты возле беседок

Место для шашлыков и прочей готовки на костре

Лодки, которые дают в прокат

Еще одна беседка, но попроще - без освещения и печки

Начался сильнй дождь. Мы решили его переждать под крышей

Дождь затянулся. Чтоб не мерзнуть, развели в печи огонь. Погрелись полчаса.

Отличное место!

Наконец все стихо. Возле беседок пошли посмотреть еще одну беседку, которая расположена возле берега Ракового озера. В этот момент на берег вышли какие-то рыбаки с двумя резиновыми лодками. Здесь единственное место, где можно начать плавание в лабиринте из камышей, потому что для лодок в болоте тут пробита водная дорога к основной части озера.

Проход в зарослях через болото, по которому плавают лодки

Так выглядит снизу

За заказником расположен поселок Охотничье, который представляет собой частично брошенную охотничью базу, хотя есть и обитаемые дачи

Вагончик, где была кухня охотников. Дверь открыта

Печка

Стол с посудой.

Плита

Шкаф с посудой

Отголоски прежней жизни - газета, на которой Путин, Буш, Обама... Эхо прошлых времен, когда не было войны, репрессий в стране, жили как нормальные люди

Вышли из заказника. Зашли в поселок Грибное, пошли вдоль речки.  Видим еще одни развалины финского ДОТа

Речка, текущая из озера Глубокого в озеро Охотничье

Финские противотанковые надолбы вдоль ее берега

Шоссе на окраине поселка Грибное. В ту сторону, куда я с. Смотрю, направление на Выборг. Слева и справа от шоссе видны два бугорка - это финские ДОТы, которые держали под контролем эту дорогу перед началом войны

ДОТ слева. Неплохо сохранился, но завален какими-то палками и прочим мусором

Мощный ДОТ!

Вход был здесь

А это второй ДОТ, который был справа. Он сильно поврежден взрывом. Крыша ДОТа откинулась и перевернулась, лежит теперь сбоку.

Рядом с ДОТами есть еще одно место, которое вызывает почему-то большой интерес у многих туристов. Это столбы, на которых кто-то расположил скульптуры знаков Зодиака

Каждый может тут найти свой знак и сфотографироваться

Хорошее место для любителей астрологии и всякой экзотики

Кто и зачем это сделал, я не знаю

Там же мы поймали автобус до Выборга, потому что автобуса в Рощино ждать надо было бы до вечера. И уже из Выборга на электричке вернулись в Петербург. На фото вокзал  в Выборге, где видны сразу три типа подвижного состава - электричка ЭТ2М, сделанная в Торжке, Ласточка и дизель РА2.

Схема прогулки

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег  на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что мои материалы интересны людям. Буду благодарен за вашу поддержку в наступившие трудные времена!

Подписывайтесь на мой блог, читайте про красоты России и про ее историю!