Выборгские шхеры. Ледовый поход по островам. Средневековая шведская башня, скалы, маяки.

Mar 26, 2022 02:13

Выборгские шхеры - это многочисленные острова в Выборгском заливе, расположенные недалеко от города Выборга. На них можно увидеть много интересного: скалы, огромные валуны, старинную шведскую башню, укрепления русской крепости начала 20 века, маяки. Мы отправились по льду, чтоб полюбоваться на эти красивые островки  и сделать много интересных фотографий. И теперь я расскажу обо всем, что увидел, читателям моего блога

Целью нашего похода стала вот эта группа островов. Как хорошо видно на карте, они занимают стратегическое положение на подходе к Выборгу. Восточнее их, в сотне метров, проходит фарватер, поэтому с островов можно было контролировать проход кораблей к городу со стороны моря. И по этой же причине они важны для навигации

До поселка Отрадное из Выборга несколько раз в день ходит автобус. Мы выходим за одну остановку до поселка, поворачиваем в сторону базы отдыха "Зеленый остров", расположенной на островке, и идем туда пешком. Интересно, что днем в автобусе мы были единственными пассажирами во второй половине поездки. Все остальные вышли в середине пути, и дальше в автобусе были только наши туристы

Интересная композиция на дереве у дороги. Видимо, ее цель - напомнить, что надо ездить аккуратно, а то иначе будет авария, и вознесешья на дерево. Или на небо.

Мост, ведущий на остров Вольный.

Лед здесь не замерз, протока не дает ему встать. И заходить на лед здесь нельзя! Мы заходим на лед уже на территории Вольного острова. У входа там ворота, и написано, что проход запрещен, но они открыты, и никто их не охраняет, на данный момент можно спокойно пройти. Если их будут закрывать, надо будет искать другую точку захода на лед, но только не у моста - сами видите, что здесь лед опасный

Но Вольный остров интересен не только тем, что оттуда хорошо сходить на лед. До базы отдыха еще пара сотен метров, и перед ними красивейшая дорога, которая идет в скальной ложбине

Скалы по краям дороги

Спустились на лед. Нам надо пройти примерно 2 километра. Проходим маленький островок, состоящий из группы камней

Камни красивые, но останавливаться у островка не будем, потому что больше здесь ничего нет

Идти по льду оказалось очень легко - он был идеально плоским, снег полностью к нему примерз. Но при этом не было скользко. Фото сделано через полчаса после начала пути.

Впереди самая дальняя точка нашего маршрута - оконечность острова Защитного, на которой расположен маяк

Я тут уже был в марте 2017 года. С тех пор маяк снаружи обшили досками, а раньше был лишь металлический цилиндр.

В глубине острова, в нескольких десятках метров от маяка, можно увидеть большой бетонный бункер. Это убежище для солдат. Рядом с ним много траншей. Тут были позиции Русской Крепости Выборг, построенной в 1914-1917 годах. О ней я не раз писал в своем блоге, ее сооружения раскиданы здесь во всем лесам.

Внутри на полу лед, в который вмерзли элементы питания для фонаря маяка. Раньше они валялись у самого маяка, сейчас их принесли сюда. Но это не просто мусор - их явно положили для того, чтоб пройти по ним внутри бункера, не замочив ног. Сейчас это не так актуально - лед держит наш вес, хоть и потрескивает.

Проходим насквозь бункер. Добротное очень сооружение. За сто лет даже не начало никак разрушаться, прекрасно сохранилось.

Выходим с другой стороны

Можжевельник с ягодами. Кустов можжевельника растет очень много на крыше бункера.

Идем дальше вдоль траншей. Там можно увидеть еще несколько оборонительных сооружений. Но это уже не убежища для пехоты, а выбитые в граните небольшие бункеры для хранения боеприпасов

Дальше мы идем на остров Малый Щит. Там мы видим старый корпус от фонаря маяка, который скинули вниз со скалы.

Сам маяк расположен на вершине скалы. Внешне он отличается от того, что был на Защитном острове

Он светит отраженным светом, но здесь тоже есть фонарь, который бросает лучи света на отражатели

В отличиеот предыдущего маяка, здесь намного больше всякого электрического оборудования. И внизу, и наверху.

Фонари

Можно залезть по лестнице на верхнюю площадку. Лестница надежная

Залезли на верхнюю площадку. На фото - Сергей, чьи фото с высоты вы не раз видели в моем блоге

Вид с высоты

Красивая природа.

Вид сверху вниз

Заяц на маяке

Красота!

А вот еще кое-что интересное, что находится за маяком. Огромный валун с отвесными краями. Идем его осмотреть. Красивый мощный камень со всех сторон выглядит немного по-разному. Когда-то его занесло на этот остров ледником. Дальше несколько фото

Переходим пролив между островами Малый Щит и Большой Щит

Остров Большой Щит. На нем есть возвышенность, откуда тоже можно полюбоваться видами на залив. А также посмотреть на небольшой скальный массив.

Сначала идем в низкую часть острова. Там еще одно бетонное оборонительное сооружение начала 20 века. А рядом с ним длинный каменный бруствер, за которым, как я думаю, были расположены стрелки. Скорее всего, здесь был склад боеприпасов. Или для стрелкового оружия, или мины, чтоб устанавливать их в заливе.

Внутри

Поднимаемся на скальный массив. Вид сверху

Вдали виден Выборг с его башней святого Олафа и часовой башней. Но дойти туда по льду нельзя, хотя тут всего пара километров. Потому что рядом с островом находится фарватер, который постоянно пробивает заново ледокол.

Вид в другую сторону

Красивая природа

Гранитная скала

Нам повезло: когда мы были на смотровой площадке скального массива, то перед нами показался ледокол, который проходил по фарватеру, не давая ему замерзнуть. Он шел из Высоцка в сторону Выборга. О Высоцке я рассказывал в предыдущей своей статье - мы туда ездили в январе, чтоб посмотреть Тронгзундский редут.

Полоса, по которой идет ледокол - это фарватер. Судно идет без помех, фарватер не замерз.

Северная природа Выборгских шхер

Скандинавская красота...

Алина съезжает с возвышенности на пятой точке. Лучший способ спуститься вниз

Ушли с Большого Щита, обходим окраину Малого Щита. Видим красивый валун. Идем к острову Соседскому

Необитаемый островок, состоящий из огромного валуна

Остров Соседский. Здесь на берегу тоже есть огромный валун

Красота и сила северной природы

Этот камень тоже огромный.

Удивительно, как он застрял в таком наклонном положении, не скатившись в воду. Его сюда тоже принес когда-то ледник

Хорошо видно масштаб камня на фоне Алины

Остров Сторожевой. Он расположен ближе всего к тому месту, откуда мы зашли на лед. Это последняя остановка в нашем путешествии. На нем расположена старинная дозорная башня шведов. Со стороны залива склоны скального массива почти полностью отвесные, забраться с воды на вершину здесь невозможно.

Поднимаемся на вершину с той стороны, что ближе всего к берегу. От места, где мы заходили, всего пара сотен метров. Но подъем здесь тоже потребует усилий со стороны мышц ног

Башня Тура. Самая красивая часть нашего путешествия.

Старинная дозорная башня была построена шведами. Скорее всего.в  13 веке, одновременно с Выборгским замком. Она могла быть одновременно и небольшим укреплением, и маяком, который давал бы сигнал опасности в город. Сигналы в то время подавались только путем разжигания огня.

Средневековая башня сохранилась до наших дней изумительно хорошо. Сложена она из мощных гранитных блоков

Красиво оформленный вход в башню

Дальше смотрите фотографии. И погружайтесь в романтику шведского средневековья.

На карте в южной части острова обозначены руины финской усадьбы. Идем их искать. Вскоре видим остатки фундамента здания
В интернете пишут, что здесь была усадьба Коркесаари. И что здесь жил какой-то Эмиль Буттенгоф

А рядом остатки другого дома, кусочки стен

Интересное сооружение

Необычные кирпичи. Не знаю, из чего сделаны, на обычные из обожженной глины они не похожи

Подвальное помещение. Над ним, видимо, была лестница наверх. Так что увиденное нами - скорее всего крыльцо усадебного дома

Финский погреб

Такие постройки делались финнами обычно уже в 20 веке, накануне Второй Мировой войны

Перед уходим мы сидели у башни, пили чай, ловили на себе лучи уходящего солнца. Тут очень красиво и спокойно

И природа радует глаза

Обратно добирались не так легко. Оба автобуса в расписании не пришли. В расписании они есть, а в реальности их нет. Администрация Ленинградской области мне потом ответила, что они ходят по будням, но зачем тогда они указаны в расписании Яндекса? Взяли такси, доехали почти за такую же цену, и намного комфортнее, но потеряли полчаса, ожидая автобусы, которые не пришли. Такси, кстати, едут в Отрадное охотно, в отличие от других мест в этой стороне, так что вызвать не было проблем. На Ласточку не успели, поехали домой на обычной электричке. О чем я ни разу не жалел - в ней вообще нет пассажиров, и очень хорошо греют теплые печки. А это после зимнего похода важное обстоятельство

Кроме нас в вагое никого нет, едем назад в тишине и тепле.

Схема нашего похода по островам

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

скалы, Выборг, ледовые походы, бункер, фортификация, маяк, русская крепость Выборг, шхеры, Выборгский залив