Форт Красная Горка - одна из самых популярных крепостей Ленинградской области. Из всех фортов он лучше всего сохранился, стараниями добровольцев во многом реставрирован, а доступность его лучше, чем у многих - сюда легко добраться общественным транспортом. При этом одна из последних крепостей Российской Империи производит впечатление своими масштабами, и гулять тут по ее различным фрагментам можно очень долго. А еще форт расположен в очень живописном месте - на берегу Финского залива, посреди природного заказника. Поэтому здесь можно посмотреть не только на оборонительные сооружения, но и на красивые пейзажи.
Мы здесь бывали уже много раз, но обычно приходили гулять только на небольшую часть форта, а на этот раз прошлись от его дальних окраин до середины. И , что самое главное, выбрали интересный день - последний в году, когда людей здесь почти нет, и везде царит удивительная тишина. Это очень важно, ведь в другие дни здесь постоянно толпится народ. И только 31-го декабря можно было ощутить всю атмосферу старины и погрузиться в прошлое, потому что никто этому не мешал. Мы посмотрели бункеры и траншеи внешней обороны форта, залезли в подземные ходы его батарей, дошли до могучих орудий. Смотрите мой фотоотчет в этой статье!
Поехали на форт мы рано, потому что надо было в середине дня уже вернуться - ведь все собирались праздновать Новый Год. Электричкой от Балтийского вокзала доехали до Ораниенбаума. Обычно доезжают до остановки 68 километр, а оттуда идут пешком в середину форта. Но этот вариант меня не устраивал - я хотел начать осмотр с самой дальней части. Поэтому в Ораниенбауме мы сели в автобус, который доходит до поселка Красная Горка. Его кольцо как раз находится рядом с внешними оборонительными рубежами форта, и он нас подвез максимально близко к начальной точке нашего похода.
В утренней электричке было пусто, накануне Нового Года мало кто путешествует. И нам было особенно хорошо ехать в просторных вагонах. В автобусе было то же самое, кроме нашей группы ехали лишь 2 человека.
По лесной дороге доходим от кольца автобуса до бетонированных траншей. В них сделаны углубления для боеприпасов. За такими бетонными стенками находились пехотинцы, надежно укрытые ими от пуль и снарядов. В Российской империи немало уделяли внимания безопасности личного состава.
За толстым слоем снега угадывается бетонный бункер. Их можно увидеть много вдоль траншей сухопутной обороны форта. В случае обстрела солдаты и офицеры могли укрыться в бетонных убежищах, которые располагались вдоль окопов довольно часто, и можно было бы хотя бы до одного добежать. Фортификация времен Николая Второго была очень продуманной.
Вход в бункер
Внутри убежища. Потолок оборудован противооткольным покрытием - чтоб осколки бетона с потолка не покалечили прячущихся от обстрела солдат.
За убежищем расположены еще бетонированные траншеи. Форт имел большой гарнизон, состоявший из разных видов войск. В центре форта находились артиллеристы, которые стреляли из орудий по акватории Финского залива, чтоб не дать вражеским кораблям подойти к Кронштадту и Петербургу. А на окраинах находилась пехота, которая защищала форт с суши, если б здесь высадился вражеский десант. Гарнизон форта мог доходить до 5 тысяч человек, и это была очень серьезная крепость. В годы Великой Отечественной войны именно форт Красная Горка стал ядром Ораниенбаумского плацдарма, который немцы так и не смогли захватить за все время Блокады Ленинграда.
С другой стороны от дороги, уже подальше от траншей, мы видим еще один бункер. Снаружи он сначала кажется таким же по размеру, но это впечатление обманчиво.
Это лишь малая его часть, где есть вход в правое крыло бункера. Середина полностью скрыта под землей и деревьями. А с другой стороны, в лесу, есть точно такое же левое крыло
Вход прикрыт бетонной стенкой. А сам бункер находится в большом углублении посреди леса. Вражеские снаряды не могли бы попасть в него, потому что он расположен ниже уровня земли, в большой яме.
Заходим внутрь
Здесь на полу мы видим множество красивых ледяных сталагмитов. Они образовались из воды, которая просачивалась через трещины в потолке. Вода несла за собой растворенный известняк, поэтому в основании сталагмитов можно увидеть белый осадок. Это гидроксид кальция (щелочь).
Еще ледяные сталагмиты
Они похожи на ледяные грибы
А здесь висят уже сталактиты. Они полностью состоят из щелочи
Красота!
В большом бункере несколько помещений. Такое большое бетонное убежище могло вместить себя не меньше сотни человек.
Переходим из одной половины в другую
И выходим с другой стороны
Возвращаемся назад, к автобусному кольцу. От него идет дорога в сторону Финского залива, где сделан мемориал. Вдоль дороги есть беседки для отдыха
Эти старинные пушки - часть памятника.
На вооружении форта таких пушек уже не было. Форт Красная Горка построен в начале 20 века, за несколько лет до начала Первой Мировой войны. А вот на более старых фортах такая артиллерия могла быть. Пушки здесь - это символ. Они напоминают о славных боевых традициях Российской империи.
Огромные якоря.
Корабельный винт. Мемориал напоминает о трагических событиях лета 1941 года, когда Балтийский флот отступал к Кронштадту из Прибалтики. Половина флота погибла на собственных же минах, а также от бомб немецкой авиации. Но флот удалось спасти, и немцам он не достался.
Неподалеку мы увидели старинную водонапорную башню. Она снабжала форт водой. Построена еще при царе, поэтому такая красивая архитектура.
Внутри все разрушено
Когда-то здесь был второй этаж. На нем стоял большой бак с водой.
Один из пороховых погребов форта. Мы приближаемся к земляному валу, который окружает ядро крепости, а за ним уже идут его батареи
Вход. Такая форма обеспечивала большую устойчивость от взрывной волны
Арочные своды более прочные, и взрывная волна в них лучше отражается, поэтому меньше их разрушает
Здесь хранились боеприпасы
Вход в подземный коридор. Он ведет к батареям форта. Батареи вытянуты все вдоль побережья Финского залива в одну длинную линию. Подземные ходы позволяли перемещаться по всей цитадели форта, не выходя на поверхность. Можно было просто переходить от одной батареи к другой в этих бесконечных подземельях, не рискуя попасть под вражеский обстрел
Подземный ход. Впечатляет его идеальная сохранность! Никаких трещин не появилось со временем, хотя прошло больше ста лет!
Даже штукатурка почти нигде не облупилась, так хорошо все делали. И это несмотря на то, что вандалы выдирали отсюда электрические провода и прочее оборудование
Один из артиллерийских двориков, в центре которого стояло орудие. Подземные ходы связывали орудийные позиции между собой
Ниша для снарядов
Круговой подземный ход, по которому можно было подавать боеприпасы к орудию с разных сторон
Он идет по периметру орудийного дворика.
Вид из окошка, через которые из подземелья к орудию подавались боеприпасы
От основного тоннеля отходит длинный прямой подземный ход. Куда же он ведет?
Свет в конце тоннеля. Его дает нам наша путешественница Алина. Гулять по подземельям здесь можно долго.
Вот куда вел подземный ход. Это наблюдательный пункт. Отсюда через эти отверстия. которые закрывались металлическими шторками, можно было наблюдать за Финским заливом.
Комната в подземельях
Дальше основной подземный ход был заложен кирпичем. Видимо, заложили во времена СССР, чтоб законсервировать, потому что не пользовались. Но кирпичная кладка частично разобрана, и мы перелезаем через стенку, чтоб продолжить нашу подземную прогулку. Другая часть группы вышла наружу, и пошла вдоль батарей параллельно нам
Вышли еще на одну орудийную позицию. Здесь хорошо сохранились стелажи для боеприпасов. На этих деревянных подставках видны углубления, в которые помещали снаряды
Тоннель заканчивается командно-наблюдательным пунктом. Наверх ведет лестница, ступени которой засыпаны снегом. Сбоку есть перила, и это позволяет нам забраться по лестнице, которая зимой почти не видна.
Сверху видна шахта. Видимо, здесь был прожектор
Вход в бункер
Другой вход
Здесь можно зайти в шахту. И посмотреть уже снизу вверх
Еще один длинный тоннель
Ну а теперь подходим к самой популярной части форта. Здесь на рельсах расположены два больших орудия на железнодорожных транспортерах. Одно калибра 180 мм, другое калибра 305 мм.
Именно это орудие защищало форт в годы Великой Отечественной войны. Перемещаясь по рельсам, оно меняло свою позицию. И било по немцам с разных мест. Снаряды его очень мощные, летели далеко. И это заставляло немецкую армию держаться на большом расстоянии от форта, чтоб избежать потерь.
Орудие могло поворачиваться в разные стороны. А рельсы позволяли перемещаться из одного конца форта в другую.
Самым популярным у туристов является второе орудие, у которого калибр 305-мм. Такие орудия очень редко встречались на суше, обычно они входили только в состав корабельной артиллерии, потому что сухопутные позиции редко могли выдержать такую огромную мощь. Но на фортах Красная Горка и Ино было несколько огромных орудий, установленных на земле. Для их обслуживания строились большие бетонные бункеры с кучей оборудования и механизмов, чтоб поворачивать их огромные стволы, а также подвозить к ним боеприпасы. Это орудие стреляло с передвижной позиции , но перед выстрелом транспортеру надо было остановиться и закрепиться за землю на специальной площадке.
Однако в обороне форта эти огромные орудия не смогли принять участие. В Зимнюю войну, когда СССР напал на Финляндию, они поддерживали огнем своих орудий наши наступающие войска. Дальность полета снарядов была около 30 километров, что позволяло им перелетать через Финский залив. Но после победы в советско-финской войне их перевезли на полуостров Ханко, где наша страна получила свою военную базу на финской территории. В 1941 году, когда финны стали наступать на нас, воспользовавшись нападением Германии на СССР, орудия не смогли вывезти, и они достались финнам. Те ими тоже не смогли никак воспользоваться, потому что везти их с Ханко к передовой было сложно, а там, где они были расположены, бои не велись. После войны их вернули на территорию СССР. С появлением ракет огромная артиллерийская установка потеряла свое значение, и превратилась в памятник.
Эти мощные орудия начали производить еще во времена Российской империи. А использовались они уже во время СССР. По ним виден уровень научного и технического развития нашей страны в начале 20 века. Дальше несколько фотографий
1
2
3
4
5
Одна из батарей в центре форта. Орудийный дворик. Здесь стояло вращающееся орудие.
Видны два входа в подземный тоннель рядом с орудийной позицией
А эту орудийную позицию реконструировали стараниями местных добровольцев, которые годами защищают форт от вандалов, а также делают из него замечательный туристический объект. Раньше орудие стояло в стороне, на рельсах, потом его переместили при помощи крана сюда.
Очень здорово, что в нашей стране есть люди, которые настолько ценят нашу историю, что смогли сделать музей под открытым небом - и без всякой помощи государства. На форте чисто, много информационных стендов, указателей.
Здесь подземные помещения сохранились намного лучше, есть остатки систем жизнеобеспечения. Прогуляемся и здесь. Дальше просто фотографии
1.
2
3
4
5
6
7. А здесь тоннель заканчивается - эта часть батарей была разрушена. И дальше идут завалы
Вид на орудийный дворик сверху, со стороны наблюдательного пункта
Ну а нам осталось посмотреть памятник природы - высокий обрывистый берег Финского залива. . Вдали видны корабли, идущие по фарватеру в сторону Петербурга. Море здесь не замерзает полностью почти до конца зимы. А если все ж к февралю лед встает, то фарватер прокладывают заново ледоколы, но это случается далеко не каждую зиму.
Такой обрыв тянется от поселка Лебяжьего до форта. Побережье с прилегающими лесами носит статус памятника природы
Смотрим на Финский залив с высоты. Виды здесь очень красивые!
Зимние пейзажи на обрыве. 4 фото.
1
2
3
4
Идем в сторону шоссе, где поймаем автобус до Петербурга. По пути проходим заброшенную железную дорогу, которая уже заросла деревьями, а рельсы наполовину украдены.
Заброшенная и разоренная станция Краснофлотская
Электрички перестали здесь ходить 10 лет назад. Какое-то время здесь еще горел свет, был порядок, но 3 года назад вокзал вскрыли разорили, о чем я писал в своем блоге. Тогда еще можно было увидеть помещения почти целыми, на полу лежала документация. Сейчас все совсем уже плохо. И старинный вокзал доживает последние дни
Внутри
Полная разруха. Скоро все совсем развалится
Дорога от форта выходит прямо к автобусной остановке на шоссе. Автобусы здесь идут из Соснового Бора в Петербург - к станциям метро Парнас, Автово и Купчино. В Купчино шел маленький автобус, мы решили дождаться следующего, где мягкие комфортные сиденья. Он шел до Парнаса. И примерно за час с небольшим мы вернулись в Петербург.
Схема прогулки по территории форта
Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063