Для любителей железных дорог, к которым мы относимся, узкоколейные железные дороги представляют особый интерес. Их мало, они очень необычные, и ездить на них смотреть всегда интересно. Вагоны и тепловозы на них маленькие, рельсы тоже, все будто бы игрушечное, но при этом на самом деле настоящее, и очень даже активно используется человеком. Я уже дважды писал о наших поездках на узкоколейки Северо-Запада - на
Тесовскую УЖД, расположенную в Новгородской области, и на
УЖД в поселке Гладкое, рядом с Саблино. Но в наших краях была еще одна действующая узкоколейная железная дорога - Пельгорская. Она оказывалась в стороне от туристических маршрутов, и на нее никак не получалось попасть. Поэтому я и мой товарищ выделили время посреди недели, когда походов нет, и специально отправились туда, чтоб изучить наконец и ее. Смотрите мой фоторассказ о Пельгорской УЖД!
Наше путешествие началось на станции Обухово. Здесь мы сели в электричку, которая шла в сторону поселка Торфяное, чтоб доехать до станции Рябово, расположенной между городами Тосно и Любань
Осенью в рабочий день вечером электричка полупустая. Летом она в это время была бы набитой. Примерно за час мы доехали до нужной нам станции
ЭТ2М-070 - электричка Торжокского завода, на которой мы приехали
Вокзал станции Рябово. Внутрь не попасть, закрыт.
Сначала мы идем через поселок при станции, чтоб дойти до шоссе, которое нас приведет к торфопредприятию, при котором работает узкоколейка. К северу от станции расположены простенькие дома, а вот к югу от нее, со стороны Московского шоссе, дома зажиточные, их выкупили давно те, кто приезжают сюда на машине. Но с этой стороны на машине приезжать дольше, поэтому здесь люди попроще.
Деревенский пейзаж в ноябре
Осень в России...
Идем по шоссе в сторону поселка Пельгорское, расположенного при торфопредприятии. На шоссе видим большое количество стоящих в очереди грузовиков. Сразу стало ясно, что они приехали сюда за торфом. При нас один заехал на территорию предприятия, и туда стали загружать мешки с продукцией. Значит, торф пользуется большим спросом, раз за ним выстроились в очередь. Когда многочисленные торфопредприятия Ленинградской области открывались, а было это в начале и середине 20 века, торф был важным топливом. Сейчас же так его почти не используют, и многие торфоразработки пришли в упадок и закрылись, но некоторые, расположенные ближе к дорогам, смогли наладить поставки торфа тем, кто закупает его как ценное удобрение. Так получилось с торфопредприятиями в поселках Гладкое и Пельгорское.
Через кусты видно большие корпуса торфопредприятия
Прямо у дороги лежит большая куча торфа. При нас приехал на старой машине дедок, отъехал от нас подальше,чтоб мы за ним не наблюдали, и направился к этой куче. Как я понял, местные сюда время от времени приезжают, чтоб отсыпать немного торфа себе - для цветов, или для своих огородов. Видимо, торфа много, и такие потери никого не беспокоят, а может то, что в куче, менее ценное.
Карта показывала, что от предприятия уже идут к торфяным полям рельсы, поэтому по грунтовке мы повернули направо от шоссе, мимо поселка, который называется очень просто - "Временный поселок". Нет ничего более постоянного, чем временное, и этот поселок тоже давно стал уже постоянным, домам тут много лет. Вокруг домов проходит одна лишь улица, отходя от шоссе, а затем снова выходя с другой стороны, ее название совпадает с названием поселения. Вот по ней мы и идем к рельсам.
А вот и она!
Идем вдоль узкоколейной железной дороги. Путь иногда весьма живописен - вот здесь она проходит через галерею из деревьев
В отличие от обычных дорог, узкоколейка часто кривая. Шпал почти не видно, а где их можно увидеть под травой - они деревянные, небольшие. Плюс узкоколеек - их можно проложить почти где угодно, не создавая для них прочной насыпи. Поезда по ним ходят медленно, кривизна рельс и слабость самого полотна железной дороги здесь не так страшны поэтому. Узкие рельсы прокладывают и в горах, и через болота, и по небольшим просекам, и через поля. Это делается быстро и недорого. Потом так же легко можно разобрать ее, чтоб проложить в другом месте.
Слева от нас по пути был затопленный карьер. Судя по следам людей, на берегу его иногда отдыхают, делают пикники.
Пересечение узкоколейки грунтовой дорогой.
Подходим к депо Пельгорской УЖД. Часть зданий мертвые, в других вовсю кипит жизнь. Судя по всему, сейчас тут не только депо, но и какие-то склады, а может и мастерские.
Остов какой-то умершей техники
Из депо выходит только один путь. На втором этаже горит свет.
Заколоченные гаражи или ангары для техники. Надпись на них - "Единство-81". Бренд партии Единая Россия, которая изначально называлась Единство, был создан еще при Брежневе
Кто-то любит Катю. Это хорошо!
Увидел в поселке правильный призыв! С ним согласен! Поэтому фотографируюсь на его фоне.
Идем дальше по пути, который отошел от депо. Вскоре он соединиться с тем путем, покоторому мы шли изначально.
В месте их соединения - бывший стрелочный пост, от которого осталась полуразрушенная будка. Теперь же тут никого нет. Движение не такое интенсивное , чтоб его нужно было постоянно регулировать
Стрелка. Здесь есть один путь, идущий на предприятие, другой путь, идущий в депо, и еще запасной путь, на котором стоят отработавшие свою службу вагоны.
Такая стрелка переключается вручную. Чтоб ее перевести, машинист будет слезать с локомотива. Стрелочника тут уже нет. Но делать это за день приходится редко, поэтому сложностей не возникает. У нас был соблазн попробовать ее в действии, но мы не стали так поступать, чтоб не мешать людям здесь работать, ведь поезда время от времени тут ходят, и переведенная стрелка нарушит их режим работы. Туристы должны ограничиваться лишь осмотром.
На запасном пути стояли вагоны для перевозки торфа. Особенность таких вагонов состоит в том, что у них откидывается боковая стенка, и торф можно просто вывалить вбок, не разгружая вагон сверху.
Во главе мертвого поезда стоял заброшенный и разоренный снегоочиститель.
Интересно сравнить этого крепыша с огромным его старшим братом, который работает на обычной железной дороге
Вот такого богатыря мы видели на станции Приветнинское
А этот в разы меньше
Зимой он незаменим для очистки путей от снега, летом им можно разгребать упавшие ветки. Только он сам не поедет, надо толкать его сзади обычным тепловозом
Залезаю в окно, чтоб посмотреть его изнутри. Пришлось снять куртку, иначе б я в окно не пролез. Без куртки получилось, хотя при весе в 82 кг такие маневры уже затруднительны.
Вживаюсь в роль машиниста!
Внутри все сурово. Полностью разграблен
Интересные штуки...Пусть те, кто на таких работал, объяснят в комментариях, что мы тут видим.
(В фейсбуке мне написали, что эти рули выдвигают крылья для чистки снега сбоку)
Артем залезть в окно не рискнул, ограничился осмотром через окно, стоя на сцепке
Обилие множества путей говорило о том, что мы уже на окраине станции. На карте она обозначена как "станция УЖД Поселковая"
Торфопредприятие появилось здесь в конце 1950-х годов. При нем появился и поселок. Сначала торф закидывали в вагоны вручную, потом процесс механизировали, теперь это делает техника. В начале 1980-х оно переживало свой расцвет, как и многие другие, ему подобные. Потом остальные торфоразработки поумирали, а здесь все еще жизнь есть.
Цистерна узкоколейки. Она отличается не только тем, что намного уже (по форме напоминает торпеду), но и тем, что колесные пары прицеплены прямо к самой цистерне, тогда как на обычной железной дороге под цистерной есть платформа, к которой она крепится
Вагоны. Многие уже загружены торфом. Сначала их все загружают на разработках, везут загруженные на станцию, распределяют по путям. К вечеру их отсюда начинает забирать тепловоз, отвозя на предприятие. Мы этот процесс смогли увидеть своими глазами
Заброшенная техника
То, что когда-то работало, а сейчас уже умерло. Объемы производства намного меньше, чем лет 30 назад, восстанавливать старую технику никто не будет.
Мертвый тепловоз спит вечным сном на окраине станции
Можно было бы залезть, сделать фотографии внутри. Но на станции яростно гавкала собака, напоминая нам, что она при исполнении, и если ее спустят с цепи, мало нам не будет. И чтоб мы тут особо не позволяли себе многого. Поэтому я ограничился фотографированием на расстоянии
Как и в поселке Гладкое, мы смогли здесь увидеть старый пассажирский вагон. Кое-где в России такие вагончики до сих пор возят пассажиров!
Мы прошли всего пару километров, этого достаточно для знакомства с дорогой и станцией. Но сама УЖД значительно больше - в торфяных полях у нее есть полевая база - то-есть, станция в полевых условиях, где стоят вагончики рабочих, техника для добычи торфа,тепловозы. Общая длина путей около 20 километров. Туда идти долго, это уже для настоящих фанатов железных дорог.
Здесь видно всю ширину станции. Она состоит из 6 путей
Идем посмотреть на пассажирский вагон
Так как железная дорога маленькая, то и вагоны на ней меньше. Кстати, в Петербурге есть две детские железные дороги - они тоже узкоколейные, и на них тоже небольшие вагоны. Но возят там в основном детей, а этот вагон возил пассажиров всех возрастов.
Внутрь можно зайти
В отличие от вагонов в поселке Гладкое, которые переоборудовали в бытовки для отдыха и хранения вещей, здесь сохранился старый интерьер пассажирского вагона. Сиденья частично сломаны, но многие остались такими, какими были изначально.
Можно посидеть на них, представить себя пассажиром.
Этот вагончик можно было бы восстановить, сделать из него музей или уютное железнодорожное кафе. Так поступили на Тесовской УЖД, где старые вагоны обрели новую жизнь. Жаль, что здесь этим некому заняться - энтузиастов на всю Ленобласть очень мало.
А вагон пока еще неплохо выглядит. Жаль, что он так постепенно и пропадет.
Единственный пассажир. За окном деревенские пейзажи. Эх, прокатиться бы по-настоящему в таком вагоне... Где-то в Сибири еще есть действующая пассажирская УЖД, когда-нибудь доберемся туда..
Узенький тамбур. Кстати, рядом с тамбуром какая-то комнатушка, из которой все уже выпилено. Я полагаю, что когда-то там был туалет. Так что, вагон хоть и маленький, а сервис в нем был!
Немного тоже решил сделать себе фотографий на память
До чего же узкий вход
Делаю последнее фото станции, и мы идем к ее началу, потому что оттуда слышен звук приближающегося локомотива. Нам надо его обязательно сфотографировать. А на стрелке он сбавит ход, и это будет сделать проще.
Вот и он! Едет задом, и там стоит помощница машиниста. Управляет тепловозом тоже женщина. Мне было интересно, кто здесь работает за небольшие зарплаты, указанные в интернете на сайте Пельгорской УЖД. Оказалось, женщины, мужики уходят туда, где можно заработать больше. Насколько помню, все оклады, предлагаемые работником, были в пределах 25-35 тыс, и машинисту предлагали не самую большую зарплату. Для поселка и это неплохо, но рядом Петербург, где можно заработать больше.
Любуемся на узкоколейного красавца. Тепловозы здесь совсем другие, чем на обычных железных дорогах
Он поехал к вагонам с торфом. Приблизился, моментально сцепился, поехал обратно, но уже с ними.
Вот уже тепловоз тащит вагоны к торфопредприятию, где торф расфасуют по мешкам, а потом погрузят заказчикам в грузовики.
Теперь он едет передом, и помощнице не надо стоять снаружи, она села в кабину
Единственное здание на станции. Сбоку табличка - Железнодорожный Цех. Вдали видно собаку, которая стоит на будке, зорко следя за нами. Все под контролем!
За станцией мы увидели старинную булыжную мостовую. Интересно! Эта дорога была явно задолго до появления станции.
Вкусные и полезные ягоды облепихи
Старый деревянный дом в поселке Пельгорское. Скорее всего, построен в конце 50-х или начале 60-х, в качестве общежития для работников предприятия.
Местный фельдшерско-акушерский пункт. Если что, здесь могут принять роды.
Жилые дома.
На окраине поселка была церковь, но она современная, да еще ограждена мощным забором. Фотографировать не захотелось. А за ней мы увидели братскую могилу времен Великой Отечественной войны
Рядом найденные военные предметы. Диски от ручных пулеметов, каски, саперные лопатки... Эхо войны...
Снова идем через поселок при станции. На этот раз увидели на улице яблоню, где еще висело много плодов. Набрал себе полный мешок яблок, сделал дома из них несколько раз компот.
Хорошие яблоки!
Пока ждали электричку до дома, походили к той части поселка, что к югу от станции. Там увидели шикарную яблоню, которая за забором, и добраться до нее нельзя. Можно лишь полюбоваться. Яблоня словно из сказки.
Схема нашей прогулки
Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063