По Карельскому перешейку. Поселок Богатыри. Скалы в лесах, бурные реки и старинный каменный мост.

Nov 30, 2021 01:08

Осенним днем мы отправились изучать новые места в окрестностях станции Кузнечное, на окраине Ленинградской области. На этот раз мы пошли в сторону поселка Богатыри, где еще ни разу не были, чтоб посмотреть обозначенный на карте скальный массив, а также  озеро и реку с протоками. Шли в места неизведанные, фотографий которых в интернете не было, так что это был настоящий исследовательский поход, и мои читатели познакомятся с новыми достопримечательностями первыми. Нас ждали красивый скальный массив в полутора километрах от станции, живописные пороги на бурных речках, и заброшенный старинный финский мост

До Кузнечного на этот раз мы доехали очень необычно - не пригородной электричкой, а поездом дальнего следования, в роли которого выступила Ласточка. В некоторые дни ее дополнительно назначают по приозерской ветке до города Сортавала. От обычной Ласточки, которая ходит до Кузнечного в статусе пригородного поезда, она отличается наличием горячей воды для приготовления кофе, немного другой компоновкой салона, а также местами для багажа. Цена выше обычной электрички на 50 рублей.

От станции пошли по шоссе в сторону поселка Богатыри, потом повернули налево по грунтовке в сторону Вуоксы. Справа по курсу на карте была обозначена гора Линнамяки, а слева - Пеканмяки. До той, что справа, дойти через заболоченное поле было сложно, а вот скальный массив слева был рядом  с дорогой, и мы сделали остановку, чтоб им полюбоваться побольше, а потом еще и залезть наверх

Часть массива гладкая, а часть с отломанной стенкой, видны следы инструмента. Это значит, что когда-то, в очень давние времена, здесь добывали камень. Скорее всего, это было еще до революции. После войны, когда север Карельского перешейка от Финляндии перешел к СССР, новая власть тоже стала добывать здесь гранит, но уже не отламывая от скал, а делая огромные карьеры, которые изрядно изуродовали местность, и продолжают это делать до сих пор. Старые же каменоломни были куда более скромного масштаба, и природу поэтому не уничтожали

Обломки добытого в древние времена камня лежат внизу до сих пор. Но мало, почти все добытое было вывезено. Железная дорога здесь появилась поздно, уже после Первой Мировой войны (тогда ее только стали строить), так что, если камень добывали до революции, вывозить его приходилось по воде на баржах.

По отвесным склонам при желании можно полазать, если вы скалолаз. Но мы  просто ими любуемся

Здесь справа видны продольные полосы - следы вбивавшихся в камень клиньев, при помощи которых разрушали скалу

Слева и справа склоны более пологие, там можно забраться на вершину массива, что мы и сделали. Слева посложнее, но и интереснее, хорошая нагрузка и испытание себя. Справа попроще.

Мы на вершине скалы. Здесь можно очень хорошо отдыхать, любуясь природой, чему свидетельством являются туристические стоянки. И до станции близко

Склон горы Пеканмяки

Даже скамейка есть. Можно сидеть и любоваться пейзажем

Возвышаемся над равниной

Щель между гранитными глыбами.

Пещера среди камней. Саша Коновалов демонстрирует, что здесь  можно укрыться от непогоды и отдохнуть. Комфортное место - чисто и сухо. Могут расположиться несколько человек. При желании здесь можно сделать и костер - есть куда выходить дыму.

По разбитой лесной дороге мы дошли до реки Проточной. Рядом с этим местом она впадает в Рыбачий залив озера Вуокса

Течение быстрое, много камней. Такие места любят рыбы из семейства лососевых. Например, форель.

Пороги на реке

Живописный поворот

На каменистых порогах вода бурлит

В этом месте на берегу плоская гранитная плита, на которой удобно делать туристическую стоянку. Видно, что этим местом часто пользуются местные рыбаки

Делаем здесь привал с чаепитием

Рядом бобры начали процесс обрушения дерева, обгрызая внизу его ствол.

Большое дерево они собрались завалить...

А чуть далее лежит уже сваленное в реку дерево, ствол которого они догрызли до конца. И грамотно ведь грызут, сваливая в нужную им сторону - в воду, чтоб запрудить реку.

С берега реки тропа через поле уходит в сторону поселка. Места тут очень красивые! По тропе мы приходим в поселок Богатыри

Вышли на берег озера Богатырского, вдоль которого тянется огромный поселок с множеством домов. Рядом с озером, прямо в черте поселка, видели на дороге свежий медвежий след - медведь куда-то шел по проселочной дороге.

Живописный мыс на берегу озера. Видно, что здесь очень часто рыбачат местные жители. Рыбы, думаю, тут много.

Дошли до истока все той же реки Проточной. Здесь вода из Богатырского озера вытекает в сторону озера Вуокса. Река Проточная впадает в Рыбачий залив, на окраине которого расположена станция Кузнечное. Проточная река оправдывает свое название - она короткая, и является больше протокой, чем рекой. Ее длина всего 2 километра.

В истоке реки видны остатки бетонной плотины, которую построили когда-то финны. То ли здесь была небольшая электростанция, то ли плотина просто регулировала уровень воды в озере, теперь уже трудно сказать. Но энергия воды в истоке большая, так что вполне могла использоваться для вырабатывания электричества. Вода с шумом несется через каменистые пороги в истоке реки.

Камень на противоположном берегу

Привал на развалинах плотины

Фотосессия на камнях

Катя Кырчанова позирует на фоне бурного потока. Интересно будет прийти сюда как-нибудь весной, посмотреть на мощь весенней реки, которая будет с ревом нестись по этим порогам. Красивое место.

Идем через поселок к шоссе. По пути видим развалины совхозной постройки

Заглянули внутрь. Похоже, что это был коровник

По шоссе идем в сторону поселка Севастьяново. Через некоторое время справа от шоссе видим груду камней. Здесь тоже была когда-то каменоломня.

К ней вела когда-то дорога, но въезд на нее завален глыбами камней. Окраины каменоломни заросли тонкими деревьями

Каменоломня эта тоже старая. Скорее всего, разрабатывалась до войны финнами. Или до революции. Такие же следы от вбиваемых в камень железных клиньев.

Место необычное. Выглядит красиво и загадочно. Было бы побольше времени - полазал бы тут еще, но времени мало, поэтому ограничимся осмотром снаружи.

Остатки добываемых камней

Почему-то их не вывезли, свернув добычу. Теперь они украшают лес, гармонично вписавшись в заросли.

Обломки скалы

Ровная отвесная стенка скалы. При современной добыче камня, когда скалу просто взрывают, такой ровной поверхности уже не получается.

Красивое место

Расколовшаяся пополам скала

Человек в царстве камня

В полутора километрах от каменоломни течет река Бегуновка. Идем к ней, потому что там сохранился старинный финский арочный мост. Я случайно его открыл для себя, когда мы ехали тут один раз на машине. Увидели в сумерках, кое-как сфотографировали, а теперь вернулись, чтоб уже нормально рассмотреть.

Мост очень добротный, качественный. Строили в те времена на века. Он бы и дальше использовался, но дорога по нему была однополосной. Поэтому построили рядом новый, более широкий мост. А этот бросили, и подъезды к нему заросли.

Сделан мост из гранитных блоков. В отличие от бетона, гранит очень долговечен.

Вид с моста на реку Бегуновку

Фото с другой стороны. Когда-то на мосту были перила, но от них остались лишь дырки  - их давно выдернули охотники за металлом

Умели ж раньше строить! Нынешние постройки больше и мощнее - но и разваливаются намного быстрее. Иногда почти сразу же, как только их сдали заказчику.

Наши путешественники. Делаем последний кадр - и идем назад, к станции.

Когда подошли к переезду, перед нами проехала наша электричка, которую подали под посадку. Через 20 минут она отправилась в Петербург.

В салоне было просторно, но холодно. У электричек Эд4м всегда плохой обогрев. Поэтому всегда нужно иметь при себе запасной свитер, так как ехать до города почти три часа.

Напоследок прикреплю фотографии с высоты, сделанные Сергеем Тарасовым. Это река Проточная.

Впадение реки в залив Рыбачий

Камни - это то место, где мы вышли в реке

А здесь Проточная вытекает из Богатырского озера

Озеро Богатырское. В середине остров.

Карта нашего похода.

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

Приозерский район, скалы, Кузнечное, мост, река, поход, старинное