По Новгородской области летом. Деревня Камень, Старая Русса, озеро Ильмень у деревни Ретле

Aug 25, 2021 15:40

В Старой Руссе мы бывали дважды, и я подробно рассказывал об этом замечательном новгородском городке, но в этом году, когда мы приехали в третий раз, у меня появились новые фотографии интересных мест. Во-первых, старинная водонапорная башня превратилась в туристический объект с обзорной площадкой, где можно с высоты посмотреть на город. Во-вторых, немного облагородили соленые источники на окраине города, они стали выглядеть иначе. В-третьих, я впервые посетил музей Северо-Западного фронта, и покажу читателям, что там увидел. А еще по пути мы заехали в деревню Камень, где посетили памяник природы - огромный валун, принесенный ледником. А в конце поездки побывали в деревне Ретле на красивом берегу озера Ильмень. И все эти красоты я сейчас покажу

В Новгородскую область мы поехали по Киевскому шоссе, через Лугу. Поэтому проехали мимо Шум-горы - крупнейшего кургана Европы, где по легенде похоронен сам князь Рюрик. Сделали остановку, чтоб полюбоваться им, а также видом с его вершины

В вид с вершины этого святого для нашей истории холма был внезапно дополнен трактором, который вез в кузове жидкий навоз, наполняя окрестности весьма могучим ароматом...

Едем дальше. Рядом с Шум-горой пришлось остановиться возле станции Передольской, где тепловоз тащил грузовой поезд. Электричества здесь нет, поезда ходят только на тепловозной тяге

Доехали до Волотовского района Новгородской области. Первая большая наша остановка - деревня Камень, названная так потому, что в километре от нее лежит огромный ледниковый валун - крупнейший камень Новгородской области. Он даже получил статус памятника природы.

Чтоб туристы не доставали местных жителей расспросами, в нескольких местах видны указатели, которые поясняют, куда надо идти

Прямо от деревни начинается оборудованная деревянным настилом пешеходная тропа. Потом она превратится в глинистую дорожку, которая летом совсем сухая, но весной может быть весьма грязной. Мы шли летом, поэтому дошли до камня без проблем

Минут через десять мы его увидели

Гигантский валун сопоставим по размерам с самыми крупными одиночными камнями Ленинградской области, но сильно отличается от них формой. Поверхности его гладкие, словно великаны его специально обтесали. Большой простор для разных фантастических теорий. Можно строить гипотезы по супер-технологии, которыми обладали древние люди, или вмешались какие-то инопланетные силы, а может и правда великаны из сказки приложили здесь руку... Есть о чем порассуждать

У валуна приставлены две лесенки, по которым можно забраться на его плоскую поверхность

Здесь можно разместить очень много людей

Вид с высоты

Девушка на камне

Далее нас ждала  Старая Русса. Было жарко, поэтому первым делом мы поехали на соленые источники, где уже бывали в прошлом не раз. Они находятся на краю города. Называют их Екатерининский источник и Царицын источник. Один из них бьет из скважины мощным фонтаном, второй тихо вытекает из бочки.  Самый впечатляющий, конечно же, вот этот фонтан

Выглядит мощно и красиво в любое время года

Окунаюсь в его ледяные воды. Выдержать это нелегко, но зато потом в жару чувствуешь себя намного легче. Сюда приезжает много людей, чтоб принять в нем душ или набрать воды с собой - она считается целебной.

Второй источник оборудован небольшой купелью, где можно окунуться .

Вода в источниках соленая, как в море. Плотность у нее очень высока, поэтому она держит тело, если ложишься на воду, что я и демонстрирую на фотографии.

Вода очень холодная, так как выходит из земных глубин, температура ее градусов 7-8, а на улице +30, поэтому нашим прекрасным путешественницам погружение дается с трудом

Купели здесь две. В одну можно лишь просто окунуться сидя, а в эту, где ложится сейчас наша путешественница Вероника, можно и лечь целиком.

Другие наши туристы в это время брали со дна лечебную черную грязь, обмазываясь ею целиком. Надо признаться, когда они себя полностью обмазали, я прошел мимо и их не узнал. Как говорилось в одном очень известном советском фильме "Что-то я не узнаю вас в гриме".

После источника мы внезапно открыли для себя еще один интересный объект - заброшенную старинную тюрьму. Самые активные и смелые из нас прогулялись по ней, о чем я подробно писал недавно в заметке : Заброшенная тюрьма в Старой Руссе
Кому интересно, читайте по ссылке отчет

Дальше едем к бывшему Спасо-Преображенскому монастырю, который сейчас превратился в замечательный музей. О нем я рассказывал в блоге год назад, можете найти эти записи по тегу внизу "Старая Русса", поэтому повторять не буду все, но напомню лишь, что сам монастырь основан в 12 веке, так что это памятник истории, относящийся к Древней Руси. Мои спутники пошли в музей, где можно увидеть древнерусские берестяные грамоты, а также посмотреть на город с колокольни. А я пошел делать фотографии снаружи, а потом сбегал в другой музей, где еще не был, но о нем позже. А пока что - фотографии архитектурного комплекса.

А вот музей, куда я побежал, пока другие знакомились с Древней Русью. У входа стоит советский легкий танк

Такие использовались в Красной Армии в первый год войны

Возле него две пушки

Я вхожу в музей Северо-Западного фронта. Он небольшой - 2 этажа, обойти можно за 20 минут. Я был единственным посетителем. В музее много предметов, относящихся к Великой Отечественной войне. Что хорошо - что представлены обе воевавших стороны. Можно увидеть  и оружие, и форму солдат, и предметы быта.

Советский и немецкий пистолет-пулеметы (в народе чаще называвшиеся автоматами).

Реконструкция землянки

Воззвание. Населению предлагают за награду поймать командира партизанского отряда. Что дают в случае успеха - подробно перечислено.

Немецкое оружие

Чтоб здесь не было совсем скучно тем, кто не любит оружие - висит здесь и старинный колокол.

К войне он все же имеет отношение - во время оккупации немцы своровали его из Старой Руссы. И увезли туда, где его когда-то отлили - в древний город Любек, бывшую столицу Ганзейской республики. Но на этом судьба колокола не успокоилась, и он вновь поехал в Старую Руссу, повторив путь, проделанный при Петре Первом.

Немецкая форма

Пистолеты

Пулеметы

Пистолет. А под ним - письмо солдата маме

Ракетница и винтовка

Внезапно бивень мамонта, привезенный сюда из Якутии. Это уже к войне точно не относится. Но вносит разнообразие в музейные ландшафты

Советский и финский автоматы. Очень похожи. Потому что брали за основу одни и те же образцы - американские автоматы с дисковым магазином. Тогда такое было популярно. Однако после Второй Мировой войны они сошли со сцены, так и оставшись предметом из первой половины 20 века.

Газета времен войны.

Газета, выпущенная в дни победы. Постоянно подчеркивалось, что победа общая, что врага одолели сообща. Миф о том, что мы справились сами, а союзники лишь позже присоединились, чтоб поделить славу - появился сильно позже, и связан был с начавшейся Холодной войной. Модно так подавать историю и сейчас. Но в 1945 году все слишком хорошо помнили, что победа общая.

Интересен и этот агитационный плакат. Большевики, придя к власти, стали отрицать всю прошлую историю России. А вот в дни войны сразу же вспомнили о ней. И стали опираться на подвиги героев прошлого, чтоб напомнить, какие славные боевые традиции были в нашей стране.

После музеев мы идем на главную площадь города

Здесь над пространством доминирует старинная водонапорная башня, построенная во времена Российской империи. Недавно ее реставрировали, надстроили наверху обзорную площадку, и стали пускать посетителей. Мы еще не были здесь после ее реставрации, поэтому с удовольствием уделили ей немного своего времени.

На новгородском сайте пишут, что высота башни 38 метров

У входа лежит блаженно собака. Я обратил внимание, что домашним животным в Старой Руссе хорошо, они чувствуют себя комфортно. Люди здесь добродушные, город уютный. Вот почему мне так нравится сюда приезжать вновь и вновь

Наверх ведет винтовая лестница

Вид вниз с ее середины

Внизу можно почитать на стендах всякую историческую информацию

На одном из этажей находится скульптура солевара. В руке у него соль, ее обязательно надо потереть, и загадать при этом желание. Считается, что оно сбудется.

Старинные монеты

Макет башни

Старинные фонари

Обзорная площадка. Сразу скажу про большой ее минус: открыто было лишь одно окно, и то - возможно это изловчился сделать какой-то турист. Все остальные были наглухо закрыты. Было очень душно от этого, стекла запотевали, причем моют их не особо часто. Поэтому фотографировать город через стекла получалось плохо. Смотреть тоже было не очень удобно. Но я постарался сделать фотографии настолько, насколько это было возможно.

Далее фотографии с обзорной площадки. Большую часть сделал через открытое окно

5.Парень с девушкой обнимаются. И это правильно

7.Главный собор Старой Руссы, самая известная ее часть, потому что он на всех открытках и магнитиках

8.Городская площадь

Спускаемся вниз, начинаем прогулку по городу. Фото у площади. Наши очаровательные путешественницы Катерина и Милана

Старинные дома у площади

Городские улицы. В Старой Руссе очень чисто. Мусора на улицах нет вообще. Это самый чистый город России

Аллея вдоль реки

Во многих местах я видел вот такое использование старых пней. Очень неплохо придумано!

Старинная дорога, вымощенная булыжником

Кот

Река Порусья

Кот на балконе

Дом, где жил Достоевский

Пейзаж у реки

Два рыбака

И снова коты

Если котам хорошо, значит город благополучный. По лицу кота видно, что он ощущает себя здесь хозяином улицы

Церковь, куда ходил молиться живший неподалеку Федор Михайлович Достоевский

Церковная кошка

Один из самых древних храмов Старой Руссы. Считается, что построен он в 14 веке. То-есть, во времена расцвета Новгородской республики

Древние стены

Воскресенский собор

Вид с другой стороны

Мост через Порусью. В этом месте она впадает в другую реку - Полисть.

Фото с другого берега

Ну что ж, а теперь едем  к последней остановке  нашего путешествия - на озеро Ильмень, в деревню Ретле. Здесь находится край берегового уступа - Ильменского глинта, памятника природы. Мы гуляли вдоль глинта от его начала и до окраин деревни Ретле. А в этой части не были, потому что она с другой стороны от деревни. Так что впервые сделаем здесь фотографии берега великого озера

Ильмень-озеро огромное

Вдали видно место, где глинт заканчивается, и идет уже ровный пологий берег. Там находится рыбачья деревня Устрека

Здесь же обрыв еще высок.  И очень красив.

Это очень здорово, что сказочные берега Ильменя не застроили домами, и первозданная красота их до сих пор доступна нам

В этой части глинта мы увидели кое-что новое. Это вроде бы называется термином "отторженец". Кусок скалистого берега отделился, и теперь стоит обособленно . Такой же отделившийся кусок мы видели на скалах в Хиитола, в южной части Карелии

Интересно, насколько ровные у него стенки

Вид снизу. Фото сделал Александр Коновалов

Обрыв.

Фотосессия у известняковых плит

Новгородские красоты. У подножия скалы растет иван-чай

Наша путешественница Анастасия смотрит на бескрайние просторы огромного озера...

А там уже вовсю купаются

Купаться здесь было очень приятно. Первые несколько метров были тяжелыми - надо было пройти по камням. Но дальше шло идеальное песчаное дно. И теплая вода.

Ну а закончу я свой рассказ уникальными фотографиями, сделанными в этих местах нашим путешественником Сергеем Тарасовым, который фотографирует с высоты при помощи летающей камеры

Камень

Устье реки Псижи возле деревни Ретле.

Ильмень-озеро

Береговой обрыв (глинт).

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

церкви, Шум-гора, валун, путешествия, Старая Русса, глинт, Ильмень, музеи, камень, башня, Новгородская область