Майская поездка в Старую Ладогу. Карьер с белым песком в Войбокало. Никольский и Успенский монастыри

Jul 05, 2021 03:31

В конце мая мы отправились на восток Ленинградской области. Первым объектом для исследования была станция Войбокало, где мы собирались посмотреть на карьер с белоснежными берегами из кварцевого песка, вторым объектом - хорошо уже нам знакомое село Старая Ладога, древнейшая столица Руси, где мы собирались полюбоваться старинной архитектурой в свете яркого майского солнца. В этой заметке я расскажу о посещении Войбокало и двух очень древних монастырей Старой Ладоги. А в следующих публикациях - о староладожской крепости, пещерах, а также о городе Волхове. Приятного чтения и просмотра фотографий!

В Войбокало мы отправимся той же электричкой, что нужна для поездки в Старую Ладогу - поездом до станции Волховстрой. Сначала выйдем погулять в Войбокало, а потом на следующей электричке того же направления доедем уже до Волховстроя. Электрички в ту сторону ходят с двух вокзалов - Московского и Ладожского. Более ранняя идет с Московского, поэтому мы едем ею. Я сажусь в Обухово

Через полтора часа выходим на большой станции Войбокало. Оттуда примерно три километра пешком до нашей цели

Сам карьер находится возле деревни с незабываемым названием "Концы"

Деревня примечательна тем, что в конце Концов (хорошо звучит словосочетание) есть два старинных деревянных дома. Мы проходим деревню насквозь, а потом сворачиваем с дороги направо, в сторону карьера, где дорога закрыта от машин шлагбаумом

А вот и белоснежные берега, покрытые кварцевым песком. Судя по всему, именно его тут добывали, хотя в остальных карьерах по соседству вынимали из земли известняк, поэтому цвет берегов там совсем другой. Видимо, именно здесь были небольшие залежи кварцевого песка. Кстати, в Старой Ладоге его довольно много, как раз под известняковыми слоями. Карьер выработали и забросили, и он заполнился водой, превратившись в небольшое озеро. А кварцевый песок, оставшийся после добычи, сделал берега белоснежными

Прямо у карьера возвышается белый холм. Видимо, он насыпан из песка, который тут добывали, но почему-то не вывезли. Выглядит очень экзотично и красиво!

Вода в карьере еще пока прозрачная, но уже с торфяным оттенком. Карьер уже превращается в обычное лесное озеро. В нем водится рыба. Рыбак, встреченный нами, сказал, что за утро поймал трех щук.

Белые берега делают озеро очень необычным!

Любое озеро можно изучить до конца лишь одним способом - искупавшись в нем. Хоть и май, а вода уже в карьере теплая. Он оказался неглубоким. Хотя на середине могут быть и побольше глубины, но туда я не плавал

А кто не рискнул купаться, занялись фотосессиями на фоне белоснежной горы

Одна из путешественниц за время отдыха здесь успела найти масленок. Я уже привык в наших походах, что мы находим маслята в мае, но все прошлые годы это случалось лишь в Лужском районе, а на востоке области - в первый раз

Наш путешественник Сергей Тарасов сделал фотографию этого удивительного места с высоты.

Идем к станции. Приближаемся к поселку Войбокало. Там на карте показаны тоже многочисленные карьеры, правда меньшего размера. Здесь добывали известняковые плиты. Мы решили посмотреть один из них

Дно каменистое, резко обрывается в большую глубину. Вода очень прозрачная. В будущем надо здесь искупаться

Возвращаемся на станцию Войбокало, чтоб уехать следующей электричкой в город Волхов

Станция Волховстрой-1, город Волхов.

Здесь очень красивый вокзал, потому что через станцию проходит множество пассажирских поездов дальнего следования

Старинная водонапорная башня

Исторический паровоз времен Великой Отечественной войны

После прорыва блокады он доставил в Ленинград первый поезд с продовольствием

Паровозы времен войны можно увидеть еще на станциях Петрокрепость и Ладожское озеро, о чем я тоже писал в своем блоге

Вид спереди

Здесь возили уголь, на котором работал паровоз

В ожидании автобуса до Старой Ладоги заходим на вокзал. С автобусами, надо отметить, тут всегда и все плохо - Волхов в этом плане верен традициями. Они или не приходят вообще (было дважды), или приходят маленькие вместо больших, и влезть почти нереально (было в этот раз), могут прийти с сиденьями, которые разваливаются в процессе движения, ну и обязательно максимально не согласованы  с приходящими поездами, чтоб приехавшие сюда на электричке подождали как можно дольше. Зато на вокзале большой выбор различного кофе в автомате, причем вкус вполне неплохой

Есть газировка

Недорогая выпечка

У вокзала много довольных жизнью собак. Тут их не гоняют. Хоть где-то несчастным животным хорошо. Это показатель, что в городе здоровый психологический климат

Автобус до Новой Ладоги, которым пользуются множество людей, чтоб попасть в город Новая Ладога, а также деревни по пути, пришел малого размера, и это в выходной день! Тут и местным то сесть некуда, а еще наша группа! И ведь туристы туда часто ездят! Что за позорище? Чем вообще занимаются комитет по транспорту Ленинградской области, а также местные власти? Хорошо, что ехать надо было лишь 15 минут, потому что условия поездки были весьма жесткими

Вот такую малявку пускают туда, где ездит по выходным куча народа. Выходим возле Никольского монастыря - это самая первая остановка в Старой Ладоге.

Спускаемся к монастырю. Забор на этой улице владелец оформил в тематике Древней Руси - каждый столб с башенкой крепости, и все башенки разные.

Никольский мужской монастырь

Обходим его вдоль ограды. Сквозь открытую дверку видны машины монахов. Любят жить хорошо.

Кот напротив монастыря. Раньше тут был большой рыжий кот, теперь его больше не видно. Наверно, это его наследник.

Самый красивый вид на монастырь открывается с пристани, к которой причаливают речные корабли с туристами

Один такой корабль как раз стоял в тот момент, когда мы приехали

Вид на могучую реку Волхов, которая сыграла такую огромную роль  в становлении русского государства. Ведь по ней начинался "Путь из варяг в греки", объединивший все русские города в единое целое. По нему шла торговля Европы с Византией и Азией. Скандинавы и русские племена взяли этот стратегически важный путь под контроль, объединили разные племена и города, так появилось древнерусское государство с варяжской княжеской династией.

Ограда монастыря с декоративными башенками

Легенда относит возникновение монастыря к временам Александра Невского. Когда он победил шведов на Неве в 1240 году, то в честь этого события был основан здесь монастырь. Но в документах монастырь появляется на пару сотен лет позже, так что более вероятно, что основали его в 15 веке.

Вид со стороны парковки. Очень красиво! Идем внутрь

Внутри монастыря проводилось какое-то праздничное мероприятие с воздушными шариками. Вот где не стоит искать тишины, покоя, какой-то православной атмосферы - так это здесь. Тут уже много лет в углу живет холодильник для всяких напитков, а рядом скамьи для их распивания - что-то вроде пивного бара для монахов, так теперь еще и развлечения. Впрочем, я ничего в этом не вижу плохого, во всяком монастыре свой устав и свои правила.

Действующий храм

Старое монастырское здание, которое почему-то не в очень хорошем состоянии

Самая ценная часть монастыря - Никольский собор. Считается, что он построен в 1200-е годы,а значит, является памятником архитектуры домонгольской Руси. Он-то действительно помнит Александра Невского. Этот храм не действует, и внутрь не пускают. А жаль, потому что такие объекты для любителей истории невероятно интересны!

Декоративная башенка в углу ограды монастыря

Старинная дорога, выложенная камнем

Спускаемся к реке

Сейчас Волхов судоходен лишь от Ладоги до города Волхова, где стоит ГЭС,  дальше которой не пройти. А в старые времена через Волхов ходили викинги до Черного моря.... Старая Ладога (тогда - просто Ладога) была важным городом на этом торговом пути. Здесь крупные суда разгружались, грузы перекладывали в более мелкие корабли, способные маневрировать среди речных порогов.

Волхов  - одна из самых рыболовных рек Ленинградской области. Несколько лет назад здесь выловили сома весом 32 кг.

Памятник рыбаку. Он появился тут недавно, в прошлые приезды я его не видел. Причем рыбаку, который увлекается зимней рыбалкой, что мне весьма близко.

У ного рыбака - кошка, которая ждет, что рыбак поделится с ней уловом.

Пойманные карась и судак

Человек и кошка

А теперь замечательные фотографии Сергея Тарасова, которые позволят увидеть монастырь совсем по-другому

Интересно, как идеально делали наши предки прямые стены монастырей. С высоты это хорошо видно. А ведь не было современных приборов! И тем не менее, русские архитекторы справлялись отлично!

Красивый архитектурный комплекс

Древняя Русь прекрасна во всех своих проявлениях!

Кроме Никольского монастыря, мы посетили и Успенский девичий монастырь, который был основан примерно 900 лет назад. Он древнее Никольского монастыря

Ограда с башенками здесь тоже декоративная. А когда-то все монастыри окружали настоящими крепостными стенами, чтоб защититься от разбойников и вражеских войск

Здесь заходим внутрь. У монастыря два входа для посетителей, поэтому удобно пройти его насквозь

Здесь живут монахини

Действующий храм, построенный в 19 веке. Это  церковь Воздвижения Креста Господня. Архитектор Алексей Горностаев, построивший множество храмов и часовен.

Успенский собор, построенный в 1150-е годы. Это тоже памятник архитектуры домонгольской Руси. Всего таких храмов на территории Ленинградской области есть лишь три, и все они в Старой Ладоге. Третий находится в крепости. Надо еще отметить, что по всей России не так много древних храмов, которые построены до монголов. Кроме Пскова и Новгорода, населенных пунктов, где сразу три домонгольских церкви, очень мало. Это делает Старую Ладогу очень необычным селом, ценным для любителя русской истории и культуры.

Вид с другой стороны.

Успенский монастырь стал в 18 веке местом проживания для первой жены Петра Великого - Евдокии Лопухиной, которую царь сослал в монастырь, когда жена стала его сильно раздражать. (В связи с этим надо оценить, насколько больше повезло жене Александра Второго, и насколько смягчились нравы - от той он просто тихо ушел, чтоб жить в другой комнатке с княжной Долгорукой, с которой потом втихаря и обвенчался). Здесь же жила первая жена Абрама Ганнибала, прадеда Пушкина.

Это место выглядит так же, как выглядело во времена Александра Невского. Тут замечательно сохранился дух Древней Руси...

Охрана монастыря

Ну и кошка, как же без нее! Где есть кошка - есть гармония и уют.

Ну и на этом первую часть рассказа о нашем путешествии я завершаю, чтоб читатель не устал от просмотра фотографий, и смог отдохнуть перед чтением второй части. Оставайтесь на связи, следите за новостями в моем блоге!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

церкви, путешествия, карьер, Русь, Волхов, поход, Древняя Русь, Старая Ладога, монастыри, Войбокало, архитектура