Рождество в Рождествено-2021. Лесной маршрут из деревни Даймище. Усадьбы, пещеры, пейзажи.

Jan 10, 2021 01:18

7 января 2021 года состоялся очередной наш традиционный рождественский поход в Рождествено. Сюда на Рождество мы приезжаем пятый раз - это уже устоявшаяся милая традиция нашего туристического клуба. Каждый раз поход мы завершаем чаепитием в знаменитой Святой пещере, но перед этим обязательно гуляем по достопримечательностям в окрестностях села. На этот раз мы посетили: деревню Батово, где увидели красивые береговые обрывы, деревню Даймище, где прогулялись по чудному лесу и берегам реки Оредеж, заброшенный лагерь "Корвет", парк усадьбы Набоковой - матери писателя, а также церковь Рождества Христова в Рождествено, усадьбу Рукавишникова-Набокова, Большой Грот на берегу реки Грезны, ну и конечно же святой источник с с купелью и Святую пещеру. Смотрите мой подробный фотоотчет.

Дорога начинается с электрички. Едем до Сиверской, где нас будет ждать автобус до Батова. Электричка нам попалась замечательная - с мягкими сиденьями, идущая на Лугу, причем в отличие от похожих на нее "Ласточек", цена билета от обычной электрички не отличается.

В Батово сначала идем на окраину деревни, где я показываю спутникам высокий берег, с которого открывается красивый вид. Река Оредеж здесь делает несколько изгибов

Как и во многих других местах на Оредеже, здесь есть красные скалы из окаменевших девонских песков

Спускаемся вниз - полюбоваться красными утесами

Здесь они отличаются от других обрывов на Оредеже, потому что берег имеет много выступов, которые напоминают передние части кораблей, идущих в море.

Выйдя из автобуса, я сказал нашим путешественникам, что Батово - деревня,где много кошек. Я тут дважды бывал, и каждый раз это видел. И тут же кошки подбежали , чтоб доказать правоту моих слов. Их было много, самых разных, во всех местах этого поселения

Заснеженная старая скамейка. Зима пришла в наши края по полной

И еще кошки. Эту беленькую очень хотелось снять, но близко подойти она не дала. Вдали еще одна черненькая. Кошки расположились не очень удачно - у дома, на стене которого намалевано нечто неприличное

Идем к мосту через Оредеж

Мы отправляеся в деревню на другом берегу реки Оредеж, которая называется Даймище. На фото видны ее домики

А здесь видны домики Батова, откуда мы ушли

Заброшенная банька на берегу реки

Старый Рылеевский мост, который вел в парк усадьбы Рылеева. Два года назад мы по нему переходили реку. Уже тогда он выглядел крайне ненадежно. Сейчас из него выпала часть досок. Переходить по нему уже нельзя

С уцелевшего кусочка Рылеевского моста можно посмотреть на береговой обрыв в Даймище

Рядом с мостом родник, укрытый деревянной будкой. Пользуется популярностью у местных жителей

Вид издали на Рылеевский мост

Идем в сторону обрыва. Тропинка уходит наверх

С высокого берега открывается здесь не менее красивый вид, чем был в Батово. Оредеж изящно петляет под нами

Береговой обрыв высокий

Делаем привал, чтоб посмотреть заброшенный лагерь "Корвет"

Все домики возле тропы разорены. Видно, что не так давно их красили, но потом все бросили, распилили и развалили

Внутри разруха в крайней степени. Здание обречено погибнуть

Очень странно выглядит второй этаж, в котором полрностью снят пол

Второй домик не лучше выглядит. Тут таких построек много, все в одинаково печальном виде

Бывший лагерь превращается в полный тлен...

Бывший туалет

Бывшая прачечная, а может заодно и душевая. Таких каменных построек здесь несколько, и все тоже разрушаются. Надо все это снести, и очистить лес от призраков прошлого. В местной группе пишут, что у бывшего лагеря уже появился новый собственник, который будет что-то строить на этой земле

А пейзажи тут замечательные!

Обрыв закончился, и мы спустились к реке. К подножию обрыва не подойти, но летом, я думаю, вода отступит, и можно будет пройтись вдоль отвесного склона. Надо будет сюда вернуться

Зимние пейзажи тут просто сказочные!

Вдали мы увидели еще один обрыв. Но дорожки туда не было, а брести по колено в снегу туда не хотелось. Оставим это на лето

Противоположный берег реки. Там тоже есть заброшенный лагерь, очень большой. Мы в нем были два года назад, поэтому больше туда не отправимся.

По заваленному снегом лесу,образовавшемуся на месте лагеря, идем в сторону села Рождествено. Сначала нам надо выйти на грунтовую дорогу

А вот и она! Дорога тоже вся в снеге. Зимняя сказка!

Дошли до микрорайона Слобода , который является частью села Рождествено. Оттуда можно сразу пройти в усадьбу, но нам так просто было бы неинтересно. Сначала заворачиваем в парк бывшей усадьбы Выра , которая принадлежала Елене Рукавишниковой, матери русского писателя Владимира Набокова. Усадебный дом не сохранился, зато остались огромные деревья, которые росли еще при ней - высоченные ели и лиственницы

Лиственницы с идеально прямыми стволами. Видимо, это корабельный сорт, такой же, как в Линдулловской роще

Деревья огромные. Им лет сто пятьдесят наверно. Усадьбу приобрела в 1874 году бабушка писателя, О.Н.Рукавишникова. Вероятно, именно тогда эти деревья и посадили.

Усадьба была расположена на берегу все той же реки - реки Оредеж.

Мы подходим к бывшей ГЭС, от которой осталась плотина, а также здание машинного зала. Три года назад там была разруха, но сейчас его восстановили. После того, как налюбовались водосбросом у плотины, отправились уже в село Рождествено

Забавный кот в Рождествено. Сидел на заборе, увидел нас, убежал, вернулся с собакой, и она лаяла, а он сурово смотрел.

Подходим  к старинной церкви,  возле которой похоронены дедушка и бабушка Набокова

Село Рождествено получило свое название в честь Рождественской церкви

Что-то случилось в настройках камеры смартфона, поэтому пара десятков фото будут вот такими, с завышенной яркостью

Рождественская сценка на улице. Очень красиво сделано

Сам храм раньше очень был приветливый и дружелюбный, но в этом году произошли какие-то перемены. Здесь стало все строже, менее гостеприимно. Исчез туалет, стоявший на улице, закрыли на замок склеп Рукавишниковых, исчез домик с вещами для бедных. В самой церкви много запрещающих табличек

Заходим внутрь

Рождественская пещерка

Внутри красиво, ярко

Но вот уже начали кидаться угрозами. Скорби всякие вам там будут.

Побывать внутри все равно стоит, но теперь уже атмосфера не такая, как раньше...

Идем к усадьбе Рукавишникова-Набокова, которая стоит на другом берегу реки Грязны, которая в этом месте сливается с Оредежем

Это место обычно называют усадьбой Набокова, потому что он был последним владельцем ее,и самым известным.

Но жил он тут совсем мало, потому что получил ее в наследство за год до революции. А до этого здесь жил его дядя, брат матери. Так что усадьбу часто называют усадьбой Рукавишникова - Набокова.

Теперь в господском доме есть музей. Сегодня он закрыт,потому что выходной по причине Рождества

Отсюда видно и господский дом, и стоящую на другом берегу церковь Рождества Христова

Рождествено - одна из самых красивых усадеб Ленинградской области

В конце прошлого века здесь был пожар, от которого пострадала четверть здания. Дом неплохо восстановили, но что-то осталось недоделанным до сих пор. Говорят, пожар даже пошел на пользу зданию - сгорели самые гнилые и слабые доски, которые все равно надо было бы вынимать, ремонтируя дом.

Небольшое чаепитие на крыльце господского дома

Когда-то Рождествено было не селом, а городом, и называлось Рождествен. Случилось это по указу Екатерины, но после ее смерти город пришел в упадок, на месте городской площади появилось кладбище, все заросло кустами. Осталось лишь село, но зато в нем появилась роскошная усадьба промышленника Рукавишникова, деда писателя.

Усадьба расположена на Киевском шоссе, и ее видят ежедневно многие тысячи людей, проезжая мимо. И красивейший дом с колоннами на холме украшает им путь. Мы попили чаю, любуясь зданием, а потом отправились в сторону пещер.

Первая наша остановка - источник с купелью

Еще 9 лет назад, когда я впервые тут побывал,иконок почти не было. Со временем источник все больше и больше стал почитаться, как святой, сюда стали приезжать кучи паломников, чтоб набрать воду, а во все ямки в обрыве поставили небольшие иконки

Дырки рядом с источником - это бывшие родники, которые иссякли. А этот еще бьет. Для удобства набирания воды местные исследователи пещер еще в советское время прорубили небольшую пещерку, в которой родник выходит на поверхность, откуда его воду  удобно набирать всем желающим

Рядом с родником есть еще несколько небольших пещер. Пять лет назад я в них заходил. В одной даже можно немножко пролезть, она метров пять длинной, внутри есть полки для отдыха. Проделал ее ручей, но расширил до состояния , когда можно залезть человеку, местный любитель подземелий по прозвищу Архимед

Эти пещерки, наполовину рукотворные, наполовину природные, паломники считают местом обитания древних монахов

Бегу окунаться в источник. Самое холодное - это касаться стопами снега. На улице мороз, около -7

Ныряю с головой

Вслед за мной и другие наши туристы, в том числе и девушки

После источника идем посетить Большой Грот. Проблему нам составил изрядно разлившийся ручей. Минут пять мы искали кочки, чтоб перейти его, не замочив ног

Идем вдоль красивого красного обрыва

Места дикие, но живописные

А вот и он! Большая пещера без продолжения. Такие пещеры называются гротами. Грот имеет природное происхождение. Образован ручьем.

Ручей продолжает свою деятельность, и роет пещеру дальше. Но она пока не очень глубокая

Вид изнутри. Туристов тут почти не бывает. Все туристы остаются у другой пещеры , которая называется Святой. А идти сюда, перепрыгивая несколько ручьев, обычные туристы не будут. Поэтому тут всегда тихо и спокойно

Ну а теперь идем к Святой пещере. Она очень похожа на Большой Грот. И в не тоже течет ручей. Только там он был справа, а тут слева. И эта пещера уже с продолжением, потому что родников тут много, и они проделали сеть ходов. А исследователи пещер , которые здесь копались несколько десятков лет назад, и главным из которых был тот самый Архимед, расширили и углубили эти ходы, так что можно по ним пройти в полный рост. Святая пещера - такого же происхождения, что и соседний грот, но она старше , поэтому больше и глубже, а родники мощнее, поэтому сделали больше работу.

Снимок широкой камерой

Заходим внутрь, в первый зал

Ручей , что вытекает из пещеры, большой - цепая подземная речка. Таким большим он стал потому, что здесь сливаются воедино сразу несколько ручейков.

Вся прогулка по пещере будет идти по ручью. Но он не глубокий, лишь несколько сантиметров, поэтому ноги не промокают. Этот ход ведет из первого зала пещеры в дальнюю часть

Иду по руслу ручья

Проходим несколько развилок, где к основному руслу присоединяются притоки, а с ними  к коридору подходят ответвления. И доходим до самой дальней части пещеры.

Вид оттуда на перекресток внутри пещеры, где соединяются несколько ручьев

Вот так выглядят эти соединяющиеся ходы

Возвращаемся в привходовой зал. Здесь тепло, тут мы попьем чаю

Катя Кулаева, что сидит закрыв глаза, подала хорошую идею - сделать фотографии с рождественской гирляндой, которую она же и привезла. Милана распутывает гирлянду, и скоро начнем фотографировать

Вот такая получилась красота!

Романтика подземелья

Милана в кадре три раза - один раз настоящая,и два раза на экранах смартфонов, которые ее фотографируют

Выходим из пещеры, чтоб успеть на автобус до Гатчины. А там сядем на электричку до Петербурга

Делаю напоследок фото красивой реки Грезны (она же - Грязна). Она зимой очень живописна. И идем на автобус.

Если вам понравился материал в моем блог, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
----------------------------------------

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:https://vk.com/club17791063

усадьба, Оредеж, Батово, пещеры, заброшки, Рождествено, родник, Гатчинский район, подземелья, пещера, природа