Кто б мог подумать, что в этот глухой уголок Ленинградской области, расположенный в трех часах езды на электричке, мы будем возвращаться еще и еще. А вот вышло именно так: малоизвестная станция Будогощь, расположенная в Киришском районе, у границы с Новгородской областью, каким-то образом манит и манит в эту дикую глушь. Помню, шесть лет назад я спросил одного знакомого, кто ходил в байдарочные походы от Будогощи : " есть ли что там интересное?". Он ответил лениво: "Да ничего интересного, болота одни, леса". Через несколько лет я понял, что именно отсутствие всего, когда рядом именно болота и леса, и ничего лишнего - это прекрасно! Итак, в третий раз Будогощь... Что ж нас снова сюда привело? Неужели не нашлось болот и лесов поближе, и надо было ехать именно сюда три часа в электричке? Но не спеши, читатель, удивляться.
Те, кто читали мой блог давно, помнят, что осенью прошлого года мы приезжали в Будогощь поесть щи (вот ведь скажи кому, что для этого надо было тащиться на край области - примут за сумасшедших). И познакомились с местными озерами, которые оказались не только очень красивыми, но еще и очень чистыми, с прозрачной водой, а леса вокруг порадовали своими сохранностью и бескрайними пространствами. Вот именно это и делает Будогощь местом притяжения: здесь кончается ВСЕ, здесь за границами поселка нет НИЧЕГО, здесь можно погрузиться в дикую природу, почти не испытавшую влияния человека. И точно тут не будет огромных толп отдыхающих. Но это было не единственной причиной возвращения. Кроме природы, я хотел осмотреть и заброшенную ГЭС на реке Пчевже, которая была в противоположной озерам стороне, и поэтому мы до нее не дошли. По карте бывшая ГЭС была вроде недалеко от станции, но эта близость была обманчива. Гидроэлектростанция у окраин поселка, оставленная людьми, оказалась на самом деле объектом крайне труднодоступным, поход к ней вылился в настоящее приключение. И здесь можно наглядно понять, что такое мир без людей. Итак , сейчас я подробно расскажу про наш поход туда, покажу, во что превращается за пару десятков лет место, откуда ушла цивилизация, и дам полезные сведения тем, кто все-таки, не испугавшись трудностей, решит повторить прогулку туда вслед за нами.
Традиционно начну с описания того, как мы добирались до самой станции. В Будогощь ездят электрички с двух вокзалов - Московского и Ладожского. Причем туда большинство поездов едут с Московского, а обратно большинство поездов едут до Ладожского, чем вызвана такая ассиметрия, мне пока не ясно. Поэтому утром мы садимся в Обухово. Отсюда ехать всего три часа, а если с Московского - то уже три с половиной. Я лично такие дороги люблю - по пути можно выспаться, если мало спал ночью. Те же, кто в поездах спать не любят, выходят по пути на нескольких стоянках, где поезд стоит по 15-20 минут, пропуская встречные электрички или товарные поезда. Дело в том, что после Мги дорога становится одноколейной. Вот эти стоянки и приводят к тому, что дорога такая долгая. Ведь электрички тут на третьем месте, на первом и втором - поезда пассажирские и грузовые. И всем им надо давать свободный путь. На фото - одна из таких остановок, фотографировал наш путешественник Алексей Сузи, ибо автор в это время традиционно проводил время с пользой, то-есть спал.
Изучив карту, я понял, что все дороги, которые вели к ГЭС, исчезли, и есть только 2 способа до нее добраться - дойти до противоположного берега, куда дорога имеется, а потом перейти вброд, и дойти по этому берегу до полей, а потом километр от ближайшей дороги идти по полям. Оба способа смущали отсутствием информации о том, насколько все это возможно в середине лета. В итоге я для себя решил, что выберу один из вариантов уже на месте, исходя из погоды, потому что под дождем через поля не пойдешь, а вброд как раз нормально, так как все равно уже мокрый, а вот в сухое время можно и через поле. Приехав в Будогощь, я увидел, что погода вполне хороша, и решил прорываться через поля. По шоссе, а потом грунтовке, мы пошли туда, откуда путь к ГЭС был бы самым коротким
По пути проходим железнодорожную ветку Будогощь - Тихвин, по которой лишь один раз в неделю ходит поезд. В прошлом году на Пасху мы на нем прокатились, о чем я тогда писал в своей заметке. Ветка выглядит заросшей и заброшенной, и если не знать заранее, то можно и не догадаться, что каждую субботу по ней есть один рейс туда и обратно
После ветки дорога проходит через пару поселковых домиков, построенных за железнодорожными путями, по сути уже в лесу, и кончается красивой полянкой. А дальше уже дороги нет - только тракторная колея
От полянки до ГЭС по карте всего 600 метров, но отойдя в лес на разведку, мы быстро поняли, что здесь пройти вообще невозможно - впереди были сплошные овраги с крутыми глинистыми склонами, а на дне оврагов ручьи или болота.
Решили идти по тракторной колее дальше, чтоб зайти с юга, через поля. Оттуда надо было идти километр
Временами дорога становилась ничуть не лучше болота
Наконец тракторная колея подошла к краю поля. Но поле оказалось тоже не самым легким - трава высоченная, да еще очень густая, а под ней - бороздки от когда-то возделываемых полей, земля очень неровная -- то бугор, то канавка. И все это скрыто высокой плотной растительностью. В общем, надо было идти напролом, словно танки. Сзади идущим было полегче, потому что трава для них уже была примята, путь проложен, а вот идти впереди - было нелегко
Зато поле радовало обилием разных цветов и трав. Например, увидели там валериану. Можно собрать и угостить котов
Поле пересекали полоски леса, в глубине которых были овраги с ручьями. Но их проходить было относительно легко - склоны здесь были невысокими, воды в ручьях мало. За каждой полоской - новое поле, причем хуже предыдущего. Такие чередования были на нашем пути раза три
Один из небольших лесочков на нашем пути
Здесь мы пересекаем овраг. Путь в километр со всеми такими препятствиями может занять почти час.
Последнее поле было хуже всего. Его и полем назвать уже трудно, оно таким является лишь на карте. По сути, это опушка леса, заросшая крапивой и маленькими деревцами
Вероятно, эта часть колхозных полей заброшена была раньше всего, поэтому тут уже стало все зарастать небольшими деревьями, тогда как на остальных полях, заброшенных позже, пока еще растут только травы. Деревца молодые растут очень густо, их приходится раздвигать усилиями рук, чтоб пройти.
Навигатор показывал , что до ГЭС всего 50 метров, а ничего еще не было видно, так плотно закрывала все вокруг зелень. И лишь подойдя к ней вплотную, мы наконец поняли, что добрались до цели
Плотина ГЭС полностью заросла, вода тут больше не течет, створки плотины украдены охотниками за металлом
Отправляемся изучать развалины.
Эта ГЭС мне внешне напомнила ту, что мы видели в Порхове, это древний город в Псковской области. Там есть заброшенная ГЭС на реке Шелони. Но в отличие от этой, она не разграблена, разрушений почти нет, а добраться до нее очень легко. Размеры и форма обеих ГЭС весьма похожи. Если б Будогощская ГЭС не была бы заброшена, она бы оказалась одной из самых больших малых ГЭС области. Размеры ее весьма приличные.
Вперед идет на разведку небольшой передовой отряд, остальным велено отдыхать, их пока не пускаем
И правильно - потому что можно провалиться вот в такие шахты.
Вид с плотины на излучину реки Пчевжи. Красивое место!
Говорят, что ГЭС работала до 1992 года, пока часть земляной дамбы не смыло паводком. Потом она несколько лет простаивала, после чего ее обследовали специалисты, которые пришли к выводу, что восстановление слишком сложно. И весьма большой технический объект (по масштабам она сравнима с ГЭС в Порхове) стремительно зарос деревьями, дороги к ней самоуничтожились, и все окружающее пространство оказалось поглощенным дикой природой. Мир без людей - здесь можно хорошо увидеть, что происходит с местом, откуда ушла цивилизация пару десятков лет назад.
Это заросшие этажи машинного зала. Тут были генераторы, трансформаторы, и прочее оборудование. Все внутри заросло
Почти все железо украдено
После вывоза всех железных элементов образовались щели и пустоты. Здесь, видимо, поднималась заслонка плотины
Заросшее пространство машинного зала. Несколько этажей. Спускаться мы не стали
Кусочек водосточной трубы. Пейзаж апокалептический...
Здесь текла вода и вращала турбины. Теперь вода тут стоит - река здесь не проходит, она течет в месте прорыва земляной дамбы. А сюда попадает лишь незначительное количество воды во время паводков
Странно читать в сети отзывы про это место, что тут наиболее сохранившаяся ГЭС Ленинградской области. Нас степень разрушения впечатлила. Все это еще работало 28 лет назад. И очень быстро все пришло в такое состояние, как будто цивилизация ушла отсюда еще во времена революции...
Сколько потратили денег, сил, бетона... Теперь это все - готовые декорации фильмов про мрачное будущее
Лестница, которая никуда не ведет
Мощный бетонный выступ, построенный для разрушения льда, напирающего на плотину весной. Теперь на нее напирает зелень
Величественные колонны со всех сторон охватывает зелень, спешащая поглотить технический объект
А под ногами - пропасть...
По аналогии с ГЭС в Порхове, предполагаю, что наверху были моторы и лебедка для подъема затворов плотины. Все исчезло...
Но есть и хорошие новости! На заброшенной плотине, прямо на бетоне, растет очень много земляники! Есть небольшая польза в том, что откуда-то человек уходит...
С другого берега реки ГЭС выглядит так. Из-за того, что река нашла себе другой путь левее, плотина оказалась на суше, без воды, и от другого берега отделена рекой Пчевжей. А обычно плотины служат мостом, и можно по ним переходить с берега на берег
Природа сильнее человека, и не важно, что он о себе думает при этом.
Ну что ж, товарищи наши отдохнули, пора вести их через заброшенные гигантские развалины
Чтоб никуда случайно не упасть, лучше держаться за стены, дополнительно усиливая свое равновесие. Я стою рядом на подстраховке
Но это не конец приключений, а лишь середина. Теперь нам надо перейти реку Пчевжу, потому что возвращаться назад через поля слишком долго и утомительно. Возле набросанных в реке обломков плит глубина наименьшая, в основном по бедро. Но течение сильное, и на плитах скользко. Лучше вооружиться палкой,чтоб перейти
Прощупываем дно, прежде чем звать в воду людей
Теперь пошли через брод все остальные
Если уровень воды станет пониже, можно будет прыгать с плиты на плиту, там воды совсем мало, но сейчас плохо видны между ними промежутки, можно повредить так ноги. Поэтому лучше идти в середине по дну, и лишь потом вылезать на плиты
После перехода реки идем на пляж
Вода после порогов взмученная, но если найти тихое место без течения, то видно, что она почти прозрачная. На пляже есть песочек, ила нет, приятно заходить и купаться
Далее будет на дне ил, и река поэтому кажется темной
В широком месте есть немного глубоких мест, но там вода очень холодная даже в июле - видимо, бьют со дна родники. Подальше вода будет уже теплее. Искупаться надо обязательно - дополнительная защита от пыльцы, попавшей на кожу, от соков растений, от возможных клещей. Да и просто снять напряжение
Групповое фото команды победителей!
Обратно можно было бы вернуться цивилизованной дорогой. Но мы все же идем на ту железнодорожную ветку Будогощь - Тихвин, что пересекали в самом начале. И переходим Пчевжу по железнодорожному мосту. Для чего мы это делаем? Во-первых, мост интересен сам по себе. Во-вторых, после моста будет тот же путь, которым мы шли к диким зарослям по поселку , а там остались интересные места, которые я обещал дать пофотографировать на обратном пути
Мост старый, поезда тут раз в неделю, обслуживают его редко. Шпалы не внушают доверия, а под ними зияет пропасть, падать очень высоко. Часть шпал с трещинами, они явно не особо прочные , потому я даю указание на них не наступать, а идти по рельсам. Мост получился весьма экстремальный.
Но зато какие с высоты открываются потрясающие виды!
Пчевжа под нами
Вид в другую сторону
Сам мост, вид сбоку. Конструкция весьма интересная.
Любители экстрима могли бы пройти и внутри, под рельсами, но это было бы слишком даже для нас, да и видов красивых оттуда не будет
Мосту не менее 80 лет, может больше. Держится, как и сама железная дорога, где поезда бывают раз в неделю. Это памятник истории - в годы Великой Отечественной войны по этой ветке была единственная железнодорожная связь Ленинграда с остальной страной, дорога доставляла поезда до Ладоги, а далее грузы уже шли по Дороге Жизни
Ну что ж, все приключения позади, идем по поселку, любуемся домами
Местный старичок
Останавливаемся у памятников
Они посвящены жителям Будогощи, чьи жизни унесла война
Памятник советским солдатам
Пушка времен войны. В 1941 году немцам удалось на месяц захватить Будогощь, как и Тихвин, но через месяц наши войска выбили их из этой части области, одержав одну из первых очень серьезных побед. Это позволило наладить снабжение города по Дороге Жизни.
За месяц оккупации немцы принесли в эти края множество разрушений, и едва не успели погубить все население поселка. Спасло жителей появление советских солдат, которые выбили немцев отсюда в ходе мощного наступления, отбросив их за Волхов
Старинный дом
И еще один старый дом
Заброшенная пожарная часть
На краю поселка построили новую лет двадцать назад, а эту забросили. Внутри разгром, не стал делать поэтому фото
Пожарная вышка
Неплохое здание. Непонятно, почему его бросили, оставив разрушаться. Как и ту несчастную ГЭС...
Мы дошли до станции,взяли обратные билеты. И оставалось у нас еще полчаса. Чтоб провести время максимально содержательно, решили прогуляться до озера Острочиного. Оно от станции примерно в 7 минутах ходьбы
Местные говорят, что название это происходит от слова "острочь", что означает рыбу окунь. Таким образом, Острочиное значит "Окуневое"
Окунь здесь действительно водится
На озере тишина...
Красивые тут пейзажи, умиротворяющие
Фото напоследок, перед уходом.
Электрички здесь ходят редко, надо ехать сейчас, следующая будет через полчаса. Этот поезд нас повезет на Ладожский вокзал...
Карта похода
Если вам понравился материал в моем блог, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063