Радоновые озера в Лопухинке. Изумрудная вода и каньон. Поход 0202.2020

Feb 03, 2020 13:03

Радоновые озера в Лопухинке - один из самых известных памятников природы Ленинградской области.  И примечательно это место сразу несколькими интересными природными явлениями. Здесь есть очень прозрачная вода, дающая красивый изумрудный оттенок. Здесь глубокий извилистый каньон с очень крутыми склонами, на стенках которого местами видны обнажения древних известняков. И еще здесь множество мощных родников. Все это делает Лопухинку местом очень привлекательным.

Мы решили посмотреть, как выглядит это необычное место зимой. Зима, правда, в этом году - бесконечная осень, перетекающая в весну. Но все же основные преимущества зимних походов имеются - отсутствие шумных толп отдыхающих, исчезнувшие заросли буйной травы и ядовитого борщевика, ну и нет комаров с клещами. Поэтому зимний поход все равно обещал быть успешным. Но двигало мною еще одно обстоятельство. Дело в том, что несколько дней назад было 200-летие открытия Антарктиды русским мореплавателем Беллингсгаузеном. А в Лопухинке была его усадьба. Так что - сам Бог велел поехать в эти дни именно сюда!  Да еще дата похода  красивая, неповторимая - 02022020! Со всех сторон читается одинаково!  Магия чисел... В итоге  получилась прогулка очень красивой, полностью оправдав все ожидания! Сейчас я расскажу подробнее про наш поход при помощи фотографий, а также в конце прикреплю карту, чтоб вы знали, как добраться до этих мест самостоятельно

Первое озеро. Овраг с родниками.

Для начала надо сказать, как мы сюда доехали. А это вовсе не так просто, несмотря на всю разрекламированность Лопухинки. Прямых автобусов из Петербурга сюда нет. Есть только из Петергофа и Ломоносова, и ходят они не особо часто. Добавляет сложностей и то, что эти автобусы маленькие, едут далеко, и в них набивается очень много народа. Но нашу туристическую команду ничем не остановишь

Мы приехали в Ломоносов электричкой 8.30 от Балтийского вокзала. Наш автобус был в 9.50 (это номер 681, идущий в сторону Копорья).Полчаса ожидания быстро прошли, пока мы поедали пышки на местном вокзале. Так как мы садились на конечной, места хватило всем, но после нас на других остановках вошли еще человек 20, и им уже пришлось ехать в свои далекие деревни стоя. Почему на такой длинный маршрут пускают лишь маленькие автобусы, да еще так редко? Есть что спросить у правительства Ленобласти... Спустя час с небольшим вышли на остановке "Лопухинка. Магазин" и пошли вперед по шоссе, откуда начинается путь к первому из озер. Начало тропы отмечено информационным щитом.

Первое озеро, оно же верхнее, посещается туристами крайне редко. Оно наименее живописное из всех. Хотя в золотую осень тут очень красиво.

Сразу следует отметить, что на самом деле все озера здесь - искусственные. С точки зрения науки, это не озера, а пруды на реке. Все три озера образовались при запруживании небольшой речки Лопухинки, которая заполнила глубокий каньон, и образовались три разлива на реке, которые называют теперь озерами. Но это название давно устоялось, и поэтому я тоже буду называть озерами, а не прудами, которыми они на самом деле являются.

Главная же достопримечательность первого озера - не в нем самом, а в овраге, что ниже. В нем из стенок бьют множество ключей, соединяясь в единый поток, который и образует речку Лопухинку. Через некоторое время речка разольется озеро - перед следующей плотиной. Это место очень красивое и умиротворяющее. Здесь не дует ветер, здесь свой микроклимат, так как родники греют воздух зимой. Много зелени у воды даже в феврале. А еще есть купальня.

Один из родников отмечен двумя крестами. Наверно, этот источник считается святым.

Если человек хочет получить лечебную дозу радона из радоновых источников, то ему надо пить воду и окунаться именно здесь. Дело в том, что радон - газ радиоактивный, распадается быстро. Через полчаса чисто атомов радона уменьшится вдвое, а через пять часов - в тысячу раз, и домой привезти радоновую воду уже невозможно. Но и та вода, что в озерах ниже по течению, уже не будет радиоактивной - ведь пока поток воды из этих родников туда дотечет, за это время он почти все свои свойства растеряет.

Купальня не замерзла, несмотря на неделю морозов - тепло родниковой воды, которая весь год держит температуру около 5 градусов, греет ее. Вода здесь чистейшая!

Пейзаж в овраге. Пройти по нему, к сожалению, невозможно - много поваленных деревьев и веток, да еще ручьи везде.

Двое из нас решили окунуться. Этим мы еще раз отмечаем недавно состоявшееся 200-летие открытие Антарктиды русскими моряками. А  руководивший экспедицией Фаддей Белингсгаузен жил именно в этих местах!

Автор блога ныряет в радоновую купальню. Обратите внимание, как она оформлена, какие красивые в ней перила! Круто!

Девушки в это время фотографировались на фоне красивого валуна, лежащего на дне оврага. Потом мы попили чаю минут двадцать, поднялись на правый берег, вдоль которого идет тропа, и отправились дальше.

Удивительный контраст - неделю назад мы ходили на Ястребиное озеро, что на севере Ленинградской области, и гуляли среди глубоких снегов, северных зимних пейзажей. А тут - зеленый лес, и о зиме ничто не напоминает. А ведь один регион...

Второе озеро

Тропа по правому берегу реки забирается все выше, каньон становится все глубже. Наконец в нем показалось озеро. Благодаря тому, что мы можем смотреть на воду сверху, нам виден такой красивый изумрудный цвет воды. Это связано с тем, что свет проходит через водные слои, рассеивается, отражается от дна, и возвращается наверх. При рассеивании света в нем остается самая большая часть спектра - зеленая, а остальные теряются. И вода становится зеленоватой. Добавляет зелени и наличие водорослей в озере. А они не умирают даже зимой, потому что вода теплее, чем в обычных озерах. Чтоб озеро сковало льдом, нужны сильные морозы.

В интернете, когда пишут о радоновых озерах, раз за разом утверждают, что дескать озеро зеленое из-за радона, который убил все живое в нем - ведь он радиоактивный - и поэтому озера такие прозрачные. Все это полная брехня, а авторы статей просто никогда здесь не были. В озере есть жизнь, и живые организмы прекрасно себя чувствуют. Правда, выживают тут не все - ведь зимой вода теплее нормы, а летом сильно холоднее, поэтому тут живут лишь те организмы, кому в таких условиях комфортно. Но и водоросли, и рыбы, и бактерии, и птицы - все тут обитают.

Все водоемы  с прозрачной водой имеют или голубоватый, или зеленоватый оттенок. Его можно увидеть и в глубоких местах озера Донцо, что находится в Волосовском районе нашей области, и в водоемах Семиозерья, и в Тарасовском озере.Там везде прозрачная вода. Чем больше слоев воды проходит свет - тем зеленее будет. Здесь большая глубина, а смотрим мы ровно сверху, и зеленого света попадает нам в глаза больше всего (если смотреть сбоку, то будет попадать еще и отраженный свет с поверхности, уменьшая зеленую долю света).
Но тут еще и много водорослей, и они делают зеленый цвет ярче и насыщеннее. А прозрачная вода, потому что родниковая. Такую же прозрачную воду можно увидеть в десятках озер Карельского перешейка, и много где еще.

Мы увидели стаю уток, которые как раз доказывают, что озеро никак не вредит живым организмам. Интересно, что были маленькие уточки. Выходит, из-за  аномально теплой зимы этого года у них уже наступила весна, и они успели размножиться? Ну молодцы!

Мы подходим к месту, где расположена плотина, образовавшая второе озеро. Там есть спуск вниз, к воде. Оттуда открываются очень красивые виды.

Каньон образован силами воды. Такие каньоны в этих местах не редкость. Почва сложена известняками, а они со временем растворяются, вступая в химическую реакцию с водой. Но этот каньон один из самых широких и глубоких. И очень живописный!

На дне видно покрытую мхом трубу - это местный водопровод. По трубе вода бежит в деревню.

Именно это озеро самое популярное у туристов, большинство приезжают только сюда. Кстати, в газетах власти радостно писали, что создана новая экотропа в Лопухинке, новый туристический маршрут. Не надейтесь ее увидеть - в реальности ее нет. И указателей со стендами тоже почти нет, без навигатора или проводника можно подход к озерам просто не найти. Но деньги, вероятно, были распилены очень успешно... В общем, собираясь сюда, установите в смартфон обязательно карту. И на местных не рассчитывайте - мне случалось сталкиваться с местными, которые просто врали, отсылая не в ту сторону, когда их спрашивали, как спуститься к озеру.

Обнажения известняков на правом берегу. Все известняки - это остатки живых организмов, которые обитали тут миллионы лет назад. Поэтому сюда часто приезжают геологи, биологи и палеонтологи, исследуют куски известняка, и находят там различные окаменевшие организмы

Спуск к плотине

Плотины в этих местах чаще всего вот такие. Это называется вертикальным сбросом. Вода утекает через трубу, падая в нее сверху вниз. А на Карельском перешейке таких плотин почти нет, вода обычно просто переваливается сверху вниз.

С другой стороны насыпи речка выливается мощным потоком через трубу.

Маленький водопадик сбоку

Облако тумана над озером

Прозрачная вода. Видно каждый камешек. И покрышку, которую какой-то местный дебил сбросил в озеро. Вообще, это какая-то беда Ломоносовского района - покрышки и прочий мусор я встречал во всех самых красивых уголках природы. Невероятное стремление испортить красивое место, возле которого они живут, часто присуще местным жителям. С чем это связано, не знаю. Вероятно с тем, что мало тех, кто здесь живет из поколения  в поколение. А пришлые часто не ценят красоту мест, которые так и не стали им родными.

Одна из наших путешественниц нашла древний окаменевший организм возле известнякового склона

Я поднялся на другой склон каньона, чтоб сделать оттуда несколько фотографий. Виды оттуда еще лучше,вода явила мне всю свою изумрудную красоту.  Только дорога была очень скользкой, я несколько раз чуть не шлепнулся на обледенелой тропе,поэтому товарищей звать сюда не стал, пусть изучат эту красоту по моим фотографиям.

Прекрасный изумрудный цвет воды! Только здесь можно увидеть такие красоты! Это настоящее волшебство!

Возле плотины есть беседка, где можно попить чаю, что мы и сделали

А девушки устроили потом фотосессию у скалистой известняковой стенки на левом берегу каньона.

Лечебные свойства радоновых вод известны давно. В 19 веке здесь была построена лечебница, где отдыхали как частные лица, так и моряки-ветераны, для которых адмирал Беллинсгаузен, живший здесь, сделал бесплатный санаторий на радоновых водах, вложив в это свои деньги. Очень благородный поступок, который много говорит об этом замечательном человеке! Радон залечивает раны, ускоряет заживление тканей после операции, убивает микробов. Радоновые ванны и питье воды были очень полезным медицинским средством в те времена, когда общая медицина была на крайне низком уровне. Но и сейчас нередко прописывают купания в радоновых водах. Считается, что их полезно совершать два раза в год.

Третье озеро

К третьему (нижнему) озеру мы прошли через остатки усадьбы,где жил великий мореплаватель. О ее развалинах я расскажу в отдельной статье, а сейчас не хочу портить хорошее настроение, которое возникает при просмотре красивых пейзажей. Спуск к озеру идет по крутой железной лестнице. По пути мы видим каменное кресло - остаток усадьбы

За озером, на вытекающей из нее речке, построено форелевое хозяйство. Разводят ли сейчас там рыбу, не знаю, но забор свежий, и на окнах новые стеклопакеты. Скорее всего, весной оно оживет

Вот здесь разводилась форель. Для нее местная вода идеальна - форель любит чистую и прозрачную воду.

Это озеро тоже радует изумрудным оттенком

Красота

А вот если не смотреть с высоты, а смотреть с уровня воды, то зеленоватого цвета почти не видно. Мы видим в основном отраженный от поверхности озера свет.

Очень живописное место!

Здесь у берега сразу глубоко.

По берегу можно немного пройти, но потом проход закончится,будет крутой склон, по которому идти очень тяжело

На другом берегу бегут по крутому склону родники.Один из них падает водопадиком по ступеням

Местные жители пристроили к роднику какие-то будки, где родниковая вода накапливается, а потом по шлангам убегает на их дачные участки.  Водопадик все равно остался красивым, несмотря ни на что

Рядом лежит огромная глыба гранита, скатившаяся вниз по склону. Ее удерживает от дальнейшего сползания небольшое дерево

Ручей впадает в озеро

На другом берегу есть небольшое место для отдыха, где расположились наши туристы, пока я прыгал по склону с фотоаппаратом

Место тихое и живописное. Хорошо тут!

Интересная конструкция. Наверно с нее хорошо рыбачить. Или просто любоваться изумрудной водой!

Сережки на ветках. Весна 2 февраля...

Обратно мы пошли по другому берегу, потом спустились ко второму озеру,  а оттуда пошли не по дороге к автобусной остановке, а тропкой через лес, что намного приятнее. И не скажешь по виду леса, что февраль!

А дальше наша группа разделилась. Для одних поход закончился, а для других было продолжение,во время которого мы посетили усадьбу Воронино. Но об этом - в следующий раз! А сейчас - посмотрите карту нашей прогулки вдоль радоновых озер! Здесь видно , как мы зашли к первому озеру возле информационного щита. После оврага с купелью мы шли по правому берегу, где шла тропа наверху каньона. Спустились к плотине, потом поднялись снова наверх, по улице дошли до руин усадьбы, и там по лестнице спустились к третьему озеру.
Здесь же я показал тропку через лес, что идет от второго озера обратно к автобусной остановке

Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

каньон, путешествия, обрыв, прозрачная вода, поход, памятник природы, Лопухинка, Ломоносовский район