По Тверской области. Старинный город Осташков. Путешествие в поезде с настоящим паровозом

Jan 14, 2020 23:49

В очередной раз я убедился , до чего же интересна и неисчерпаема Тверская область! Это совершенно не раскрученный в плане туризма регион России, в котором мало кто бывал, но по количеству уникальных туристических достопримечательностей он может составить конкуренцию большинству регионов Центральной России, заняв среди них первое место. Особенно нас привлекло то, что здесь появился пригородный маршрут, который по субботам обслуживает настоящий паровоз! И это не туристическая развлекуха для туристов, чтоб выжать из них деньги - нет, это настоящий поезд, полноценный пригородный рейс, которым пользуются самые обычные бабушки и дедушки, живущие в своих деревеньках. И ездит он не на каком-нибудь популярном направлении, а на тихой, мало кому известной ветке Бологое - Осташков. В общем, очень захотелось прокатиться на таком экзотическом поезде! А заодно - посмотреть старинный город Осташков. И в нем есть, на что посмотреть, в чем читатели моего блога сейчас и убедятся, прочитав мой рассказ. Читайте сейчас в моей статье про город Осташков, и про ретро-поезд с  настоящим паровозом, что ходит сюда из Бологого.





Поездку в Осташков и обратно из Петербурга можно совершить и за один день, выехав рано утром первым поездом. Так многие любители железнодорожного туризма и делают: доезжают до станции Бологое, садятся в поезд с паровозом до Осташкова, там ждут два часа, когда он поедет обратно, и на нем же возвращаются, а потом из Бологого домой. Получается весь день в поездах, с маленьким перерывом на прогулку возле вокзала. Этот вариант возможен, но не так интересен, я выбрал другой: мы поехали ночью (в 01.37) прямым поездом из Петербурга в Осташков , сидячий вагон в котором стоит всего 580 р ( это дешевле, чем до Осташкова ехать с пересадкой ). Прибывает он в Осташков в 9.30, и до поезда с паровозом, который отправляется в 15.07, есть довольно большой запас времени, чтоб погулять по городу и окрестностям. Кроме того, тут ночью можно и поспать. Наш поезд опоздал на час. и я поспал даже больше, чем планировал.



Как только мы выехали на ветку Бологое - Осташков, вдоль линии стали попадаться старинные деревянные вокзалы, а также старинные, весьма красивые, водонапорные башни. Эта вообще похожа на башню какого-то средневекового замка...



По пути тепловоз сломался, его час чинили, и мы прибыли позже, но времени все равно был большой запас. Через пару часов после нас должен прийти паровоз Бологое-Осташков. Он прибывает в 13.00, в 15.07 убывает обратно

В другие дни недели тут ходит поезд из Бологого прямо  до Великих Лук, его тащит тепловоз. В субботу же поезд доходит до Осташкова, а от Осташкова уже идет в Великие Луки, пассажирам надо делать пересадку, но рейс выходит почти таким же, просто разделенным на два поезда. В это же время из Великих Лук приходит встречный, оттуда выходят люди, и садятся в стоящий на станции поезд с паровозом, который будет возвращаться в Бологое. Так что для тех, кто ездит из Великих Лук в Бологое - ничего не меняется, кроме необходимости по субботам перейти из поезда в поезд, что в другие дни они не делают, так как едут сразу дальше.



В Осташкове мы увидели снег, которого в Петербурге нет оба зимних месяца. Стали вызывать такси, чтоб доехать до Ниловой Пустыни, увидеть ее красоты, а потом уже вернуться к паровозу, который главная цель нашей поездки.



В Ниловой Пустыни мы пробыли с 11.30 до 13.30, рассказ об этом прекрасном месте читайте здесь: Озеро Селигер и Нилова Пустынь



Вознесенский собор. Знаменский монастырь.

Около 14 мы прибыли на такси в Осташков, и был выбор - ехать сразу на вокзал,и посмотреть, как у железнодорожных туристов, город только в его окрестностях, или все же попробовать использовать оставшийся час для осмотра старинного города. Я доплатил таксисту 300р,и он нас покатал по городским достопримечательностям. А их весьма немало в этом небольшом городке. Итак, первая остановка - Воскресенский собор. Он расположен на территории бывшего Знаменского монастыря. От монастыря остались ограда, ворота, различные постройки, но как монастырь он больше не существует.



На сайте sobory.ru можно прочитать про монастырь следующее: "Осташковский Знаменский женский монастырь возник на пустыре Старое Струговище, или Убогое, к северу от городских стен. Место это почиталось священным - здесь хоронили странников и юродивых. Тут же селились монашки. В описании Знаменского монастыря сказано: «...в 1655 году было их 23 инокинии и главными между ними были Параскева и Голендуха. Патриарх Никон, бывши в этом году проездом через Осташков, пожаловал им милостыни каждой старице по гривне...»  Разрешение на основание монастыря было дано царем Алексеем Михайловичем в 1673 году по просьбе осташковских стариц, живших в городе при церквах. Ограда вокруг монастыря возведена в 1760 году на пожертвования купца Саввы Яковлевича Яковлева (Собакина)"



В старину каждый монастырь строился как крепость, способная сама себя защитить. В 18 веке это уже не имело такого большого значения, хотя шайки разбойников по Руси еще ходили временами, поэтому совсем  уж бесполезными крепостные стены и башни не были. К тому же, делать монастырь в виде средневековой крепости уже стало архитектурной традицией, и ее старались соблюдать. Но башни уже строили не как дозорные или оборонительные, а как украшения со всякими узорами.



После войны монастырь закрыли, и случилось это в 1928 году. Время довольно характерное - Сталин начинал сворачивать НЭП, на крестьян уже начиналось наступление, которое выйдет на пик в следующем , 1929 году, который назвали позже "годом великого перелома". Перелом и правда  был - крестьянам ломали хребет через колено. В результате коллективизации, которая была по сути войной с собственным народом, умерли миллионы русских и украинских крестьян. Монастыри, которые могли быть очагом смуты, как казалось советской власти, было лучше на всякий случай закрыть.

На территории монастыря был рабочий городок, потом швейная фабрика, зернохранилище...Ну что ж, спасибо, что вообще не снесли, как было со Старицким монастырем в той же Тверской области, где половину построек просто так разрушили, под настроение.



Вознесенский собор был тоже закрыт, но в ходе Великой Отечественной войны произошли два важных события. Во-первых, наступавшие немцы массово открывали церкви на оккупированных территориях, чтоб настроить за себя местное население. Закрывать их потом заново было бы уж чересчур, пришлось смириться с фактом их существования. Во-вторых, Сталин нуждался в помощи финансовых кругов из союзнических стран. Война сильно истощила СССР, ему нужны были не только поставки сырья и оружия по ленд-лизу, но и прямая денежная и гуманитарная помощь. А чтоб расположить к себе западные элиты, надо было показать, что у нас не притесняют церковь, так как американцы были и есть весьма религиозны. В итоге некоторую часть храмов в ходе войны, а также в первые два года после ее окончания, было разрешено открыть. И Вознесенский собор был в их числе.



Собор Вознесения Господня был построен в 1742 году, в 1868 году перестроен после мощного пожара, который чуть не уничтожил весь монастырь полностью.  Сейчас эта церковь действует.  Я решил зайти внутрь.



Внутри оказалось очень красиво!



Больше всего меня тронула эта рождественская композиция. Пещерка из еловых веток, украшенная гирляндами. А внутри - фигуры из фанеры, изображающие персонажей сцены рождения Иисуса



Очень красиво все сделано. Очень мило и трогательно! Вот тут видно не казенное показное православие, а настоящее - народное, душевное, искреннее!



Богат был город Осташков, раз мог строить такие красивые храмы. Сейчас его население, как сказал таксист, около 10 тысяч, а еще недавно было 30 тысяч. А до революции город вообще процветал, как и многие другие купеческие городки



Рождественские елочки



Едем дальше. По пути проезжаем очень красивое место,откуда виден над озером Селигер целый храмовый комплекс, который мы осмотрим чуть позже. Это место достойно, чтоб его публиковали на открытках - было бы хорошим символом Осташкова!



Городские улицы Осташкова

А теперь уделю внимание и самому городу. В нем почти ничего не изменилось со времен революции - сохранилось огромное количество старинных двуэтажных домов. Ландшафт не испорчен советскими новостройками, и городок мог бы стать идеальным туристическим центром. Особенно учитывая близость Ниловой Пустыни, а также сказочно красивое озеро Селигер, на берегу которого Осташков и построен. К сожалению, состояние старинной архитектуры в Осташкове далеко от хорошего



Значительная часть старинных домов выглядит вот так.



Многие дома брошены, и потому стали разрушаться. А не наоборот, не ветхие дома оставили хозяева. Видно, что людей во многих домах просто нет, и поэтому некому их чинить. Это главная туристическая улица города. Если присмотреться, видно, что из шести ближайших домов три - мертвые, и находятся на разных стадиях разрушения. Их пока можно восстановить, но с каждым месяцем шансы будут уменьшаться. И никому до этого нет никакого дела. Один из немногих городов, где замечательно сохранился старинный облик, медленно умирает. И ведь это не где-то в тысячах километрах от центра страны, а по соседству с жирующей ее столицей, которая выкидывает на свое благоустройство триллионы рублей в год - столько же, сколько вся остальная страна.



Те дома, что в хорошем состоянии, в адских количествах завешаны рекламой.



На остальных какой-то кошмарный хаос из перестроек и ремонтов, когда по два-три раза переделывали дом из разных материалов, в результате чего он становится разноцветным.



Осташков - город с большим туристическим потенциалом. Здесь много красивых и милых домиков, которые можно восстановить. И будет не хуже, чем  в Коломне, где такой же малоэтажный центр идеально восстановлен, вылизан, и по нему бродят толпы туристов. Мне кажется,сочетание города со старинным обликом, который сам по себе уже как музей, с озером Селигер - могло бы привлечь огромное количество путешественников, на туризме можно было бы зарабатывать, а город бы развивался. Если смогли в Коломне, то почему нельзя сделать здесь?  Осташков не сможет своими силами, тут нужны вливания денег из федерального бюджета. Не лучше ли их потратить на возрождение красивого города, чем просто бездарно вышвыривать на миллионы цветных лампочек в Москве?



Центральная улица города. Когда-то так выглядели почти все русские города. Здесь сохранилась старинная планировка - это же здорово!



За деревянными домами проступают очертания церквей...



Город выглядит так же, как выглядел сто лет назад. Время тут почти остановилось. И это хорошо, потому что люди могут приехать, посмотреть на истоки нашей культуры, на наше прошлое, на старую Россию... Но для этого надо сохранить историческое наследие,а Осташков умирает с большой скоростью...



Белый снег.... Как это здорово... В Петербурге его тут же посыпали бы химией, он был бы желтым и вязким. И очень противным.



Старинные улочки старинных городов очаровательны! Мы обязаны хранить свое историческое наследие!



Житенный монастырь

Ну а я перейду к описанию нашей следующей остановки - Житинного женского монастыря. Этот монастырь действует  и в наши дни. Башенка на фото - церковь Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, построена в 1767 году.



Изначально он был основан как мужской, в 1716 году. Здесь хоронили священников , а также знатных горожан. В 1920-е  годы его закрыли. В 2002 году монастырь был возрожден, но уже как женский.



Каменный храм - церковь Смоленской Иконы Божией Матери - находится на реставрации. Что не может не радовать, на прошлогодних фотографиях он выглядел крайне плохо. Хорошо, что хоть что-то делается, потому что вид всеобщего разрушения и упадка весьма огорчает... Церковь построена в 1737-1742 годы, в эпоху правления императрицы Анны Иоанновны.



Чем хороша еще реставрация - что можно увидеть архитектурный памятник изнутри, как бы раздетым. Потом такой возможности уже не представится, часть храма будет закрыта для посещения, остальное будет закрашено, увешано иконами .



Внутри храма



В монастыре все елочки нарядно украшены в честь прошедшего Рождества. Крайне необычное сочетание - елки посажены посреди надгробий и могил, и прямо над могилами праздничные украшения.



А тут украсили не только елку, но просто какой-то куст, да еще огромными такими шарами... Тяга к красоте - это хорошо



Дерево с воздушными шариками - что это значит? Тоже украшения? Впервые вижу такое, но это круто!



Звонница



Архитектурный комплекс Троицкого и Воскресенского соборов.

Теперь едем к тому самому архитектурному комплексу, который мы видели над озером Селигер. Просто поразительно, сколько в маленьком городе архитектурных достопримечательностей!



Это Троицкий собор. Построен примерно в 1685 году. То-есть, это памятник архитектуры еще допетровской России... Храм не действует.



Возле собора роскошная колокольня! Ее построили при соборе уже в середине 18 века.



В ее архитектуре уже великолепие времен Российской Империи, которая тогда стремительно набирала силу



Вот бы туда пускали - какая была бы смотровая площадка!  И денег бы город заработал. Но сейчас туда летит птица, которая обрела наверху в ней дом, а людям эта архитектура недоступна. Церковь почему-то не возродила этот храм...



Настоящая русская красота...



Сразу после революции храм закрыли. Пишут, что вроде тут местный краеведческий музей.



Внутри горит свет.  Времени заходить внутрь, узнавать, как и что, уже не было, отложим это на будущее.



Вид сзади. Красивое очень место!



А рядом - еще один храм с колокольней. Это Воскресенский собор. Построен примерно в 1677 году, хотя по другим предположениям в 1689, в общем - тоже до Петра Первого. Или при его брате Федоре, или при сестре царевне Софье. Архитектура немного напоминает храмы Ярославля. Состояние этого храма, как и предыдущего, весьма облезлое =( У музеев нет денег на реставрацию никогда, а федеральные власти сюда денег не выделяют. И архитектурные жемчужины Осташкова постепенно дряхлеют, а могли бы радовать своей красотой людей...



За 20 минут до отправления мы вернулись на вокзал. Наш паровоз вовсю уже пускал пар, ожидая пассажиров. Сзади тендер с углем, наполненный до самого верха.



Паровоз этот выпущен в 1955 году. Долгое время он возил товарные составы, чтоб оставаться на ходу, в хорошей форме. А год назад его решили применить и для пассажирских перевозок, отправив на тихую ветку Бологое - Великие Луки, которая изначально являлась направлением на Полоцк, то есть - в Белоруссию.



Вообще, очень классное начинание! Вместо унылого тепловоза - такой красавец! И это не какая-то коммерческая развлекушка, а просто обычный пригородный поезд, где проезд по цене электрички.



Паровоз - машина универсальная. Он может ехать почти на любом топливе. Поэтому их и держат в резерве. Случись какое-то бедствие - и паровозы всегда выручат, им не нужны ни нефть, ни газ, ни электричество. При этом и мощность, и скорость паровоза вполне на приличном уровне.



Надо еще отметить, что в Бологое паровоз прибыл идеально по расписанию, с точностью до минуты. Тогда как тепловоз, который вез нас сюда, ломался, глох, и потерял больше часа. Старичок оказался круче и надежнее...



Старый сидячий вагон. Всего их в составе два, места всем хватит. Правда,летом , а также в праздники, вполне возможно, что придется постоять. Но зимой можно ехать спокойно! В один вагон ввалились какие-то местные алкаши бомжеватого вида (забавное сочетание с ретро-поездом), выгнать их девушки-проводницы не решились, но мы ушли в другой, прямо за паровозом,  где было тихо и спокойно.



Едет паровоз довольно непривычно - короткими рывками-толчками, выпуская при этом и дым, и пар. И часто издает неповторимый паровозный гудок, который я раньше слышал лишь в старых фильмах... Это просто сказочно все!



Кондукторши продают билеты (в кассе их не дадут), одетые в какую-то старую форму. Сиденья в вагонах необычной планировки - есть три ряда, расположенных друг на против друга, прямо как конференц-зал =) И , в отличие от Ласточек, где бывают похожие места, здесь просторно, никто никого не зажимает, ноги не скованы. Я бы заменил все Ласточки на такие вагоны - тут в разы комфортнее.



Один из многих деревянных старых вокзалов, которые мы проехали по пути.



В отличие от обычной электрички, тут дают не только билет , но еще и буклет с магнитиком. Круто!



Наш паровоз на станции Бологое. Прибыл по расписанию - в 18.21. А в 18.47 будет наша "Ласточка", идущая из Москвы в Петербург. На ней в 22.23  мы вернемся домой. Большинство из нас так от нее устали, что вышли в Обухово, узнав, что там есть тоже остановка. Хорошо, что был запас времени - он ушел на то, чтоб перейти на другую платформу, а также пройти досмотр багажа, который производила абсолютно истеричная охрана, какой я никогда не видел больше нигде. Концентрация бесполезных и никчемных охранников в Бологом зашкаливает, их рвение тоже, лезут чуть ли не в кошелек, а местные жители все их нахваливают и поддакивают, типа молодцы, обеспечивают безопасность. Ничего они не обеспечивают - одна безполезная показуха, только настроение портят всем вокруг.

Были варианты и другие - сесть на Сапсан, приехать на час раньше домой. Сапсанов тут много - они совершенно вытеснили нормальные поезда, уехать , кроме как на них,в Петербург почти невозможно. А стоят от 1900 до 2500, и это только от Бологого, которое посередине между Петербургом и Москвой! Ласточка же стоила 1200, а пенсионерам и вовсе 850, мы выбрали ее. (Бывают местные Ласточки, дешевле раза в два, но билетов на них за 2 недели уже нет). По сути, Сапсаны таким образом навязываются, потому что выбора нет, и люди едут ими, а РЖД потом заявляют " Ну вы же видите, они заполнены, есть спрос".



Я не знаю, как там люди едут из Москвы в Петербург - это ж больше 6 часов. Ласточка поезд с очень плохими сиденьями , которые крайне неудобны. Сверху в глаза бьет раздражающий свет. Стоит Ласточка дороже плацкарта, и тем более того сидячего, которым мы ехали сюда. Как же так получается, что более комфортный старый сидячий вагон заменили поганым немецким, да еще берут за это вдвое больше? Обычная электричка была бы намного комфортнее для дальних поездок, чем это немецкое чудовище.

Но, как уже говорил выше, выбора нет, остались только такие поезда. Поездка вышла шикарная, мы увидели много, и можно потерпеть дискомфорт - мы знали, на что шли. Но для наших читателей я подробно все это описываю, чтоб знали ваши варианты - комфортный и быстрый Сапсан, но дороже на 700-900 рублей, или некомфортная Ласточка, но экономнее. А если повезет заранее взять билеты на местную Ласточку - так еще вдвое дешевле. Есть варианты и с пассажирскими поездами, которые дешевле и приятнее, но все они идут ночью, зимой ждать их до ночи тоскливо, а летом - можно, потратив эти часы на прогулку по местной природе.



Итак, теперь все жители Петербурга, Москвы или Твери - имеют возможность за один день прокатиться до Бологого из своего города, дальше покататься на поезде с паровозом, увидеть Осташков, а потом в тот же день вернуться! И это  - просто супер! А еще лучше - поехать как мы - ночью, и тогда побывать заодно и в Ниловой Пустыни! Красоты Тверской области вас не оставят равнодушными, а путешествие с паровозом - останется надолго очень радостным воспоминанием!



Вам был интересен материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, показав полезность этой статьи!  Киньте рублей 15-20  на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" (Спб)

церкви, Осташков, железнодорожный туризм, железная дорога, паровоз, Тверская область, города России, поезда, архитектура

Previous post Next post
Up