Санкт-Петербург между революцией и Великой Отечественной войной наиболее необычен и противоречив. В это время шла смена эпох, и город с его жителями сочетали в себе черты как дореволюционного общества, так и нового советского. Было хорошее, и было плохое, было новое и созидательное, но было и разрушительное, и мрачное... Я подобрал старые фотографии нашего города, выложенные в Интернете, которые покажут всю сложность и противоречивость той весьма интересной эпохи.
На первом фото - Ленинградский трамвай, 1933 год
Пришли новые времена, а с ними - и новые вопросы общества к самому себе. Например, вот такие!
Революция могла бы обойтись без взаимной ненависти, но большевики, пришедшие к власти, с самого начала делали ставку на гражданскую войну, на стравливание разных слоев общества между собою. Без этого удержать власть партии меньшинства, проигравшей выборы в Учредительное собрание, и стоявшей в какие-то моменты лишь при поддержке латышских стрелков, было бы невозможно. Значительная часть людей охотно подхватывала лозунги, призывающие убивать своих сограждан.
Одной войной государство не построишь. Стране нужны образованные люди. Поэтому граждан призывали читать книги.
Литовский Замок, 1920 год. Утраченный памятник архитектуры Петербурга.
Построен был в 1782 году, в месте пересечения Мойки и Крюкова канала. Первоначально здесь были казармы для различных полков. Позже его стали использовать как тюрьму. В 1929-30-е годы разобран по решению властей.
Добровольная пожарная бригада в поселке Сиверский, фото конца 20х - начала 30х.
Оснащенность скромная -ведра, шланги и насосы, вместо автомобиля велосипеды - остается только восхититься мужеством и трудолюбием тех людей! Они делали невозможное, стараясь спасать людей и их имущество!
Пожарная команда в Саблино, начало 20 века.
Петроградская пожарная часть. 1924 год. Тут уже оснащенность посерьезнее!
1 мая 1925 года. Агитавтомобиль на Литейном проспекте. Тоталитарным режимам без пропаганды и агитации не выжить.
Апраксин Двор, 1924.. Многие люди обращают внимание, что на фото исключительно русские лица.
Ленинград 1930-х годов. До революции рабочие жили в более-менее неплохих квартирах. Особенно рабочие высокого уровня. После революции рабочий класс, который как бы взял власть в стране ( на самом деле не взял, а взяла партийная бюрократия ), стал жить намного более бедно. Отчасти это связано с большим притоком деревенского населения в города. Строились новые заводы, но жилье для рабочих строить не успевали, приходилось плотнее заселять старые дома.
Спортивные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни - характерная черта того времени
Мощение улиц. 1920е годы, перекресток улиц Чайковского и Гагаринской. На улице укладывают каменную брусчатку и впивают камушки молоточком
Город Урицк, мощение улицы
Городок Урицк уже не существует - но осталось муниципальное образование Урицкое на его месте, теперь это - часть Петербурга. А 1935 году - был город Урицк, на юго-западе. Асфальта раньше не было, дорожное покрытие было таким, какое вы можете видеть на фото. И трамбовали его не катком, а бревном , стуча сверху.
1932 год, Сберкасса. Восемьдесят семь лет назад Сбербанк выглядел вот так...
30-е годы, площадь Труда в Ленинграде. На фото - стрелочница. И сейчас , в случае , когда не срабатывает электрика, водители трамваев иногда вручную такими железками переводят стрелки. Тогда для этого стоял на улице специальный работник
Американские Горки в Ленинграде, 1934 год. Вот такие крутые аттракционы были у нас до войны.
Марсово Поле в 1932 году. Клумба, а на ней из цветов звезда и серпы с молотками.
Автово в 1929 году. На фото трамвайные пути пересекают железную дорогу. Теперь там есть мост-путепровод.
Район Автово появился на месте ижорской деревни под названим Ауттова, что значило по-ижорски "пустошь". В 1930-е годы деревенские кварталы застроили каменными зданиями.
Деревня Купчино в 1927 году..Недалеко от современного проспекта Славы.
Крестьянский двор, 1921 год. Деревня Парголово, на месте современной остановки "Улица Жени Егоровой".
1936 год. Автобус, идущий из Ленинграда в Петергоф. Выглядит изящнее и симпатичнее, чем нынешние...
1935 год, площадь Восстания. Тогда на площади еще стоял памятник императору Александру III, и получалось фантастическое сочетание - царь на коне, а за его спиной - портреты красных командиров.
1930 год, трамваи на площади Восстания. А машин еще нет, люди ходят пешком по площади.
Скульптура спортсменки в ЦПКиО в 1935 году. Что ни говори о тех временах, а когда такие статуи ставят в местах гуляний - то можно вдохновиться и любую войну выиграть!
Страница, посвященная Петербургу и Ленинградской области