Поездка в Ребровские пещеры. Самые сохранившиеся пещеры Северо-Запада. Красота подземных просторов!

Mar 20, 2019 23:10

Вот и добрались мы до Ребровских пещер! Сюда я езжу редко - в прошлом был лишь в 2016 и 2012 годах. Уж больно далеко они расположены... Но показать своим путешественникам их очень хотелось, а также рассказать потом в своих отчетах читателям. Дело в том, что это самые красивые, самые приятные и комфортные, и наиболее целые пещеры во всем Северо-Западе. Они почти не подверглись разрушениям, и потому представляют собой ценный памятник горного дела. Здесь можно видеть все подземные ходы такими, какими они создавались более 80 лет назад.

Ребровские пещеры расположены на берегах реки Сясь, у деревни Реброво, что недалеко от станции Колчаново. Их две - пещера "Расческа" и пещера "Петровская". О поездке в это красивое и интересное место и будет мой рассказ. С множеством интересных фотографий.

1.Город Волхов. Дорога до Колчаново.

Доехать сразу до Колчаново не получится. Правда, есть автобус из Петербурга, идущий мимо этого села, но на него надо заранее брать билеты, и если едешь группой, то есть риск, что билетов не хватит. Да и вообще, автобус это ненадежно...Поэтому, если есть возможность, надо ехать электричкой. Но прямой электрички утром и днем нет, есть лишь одна вечерняя, идущая на станцию Свирь, а это подходит лишь тем, кто готов в пещере ночевать - в общем, не наш вариант. Поэтому приходится ехать через город Волхов, куда ходят электрички от Ладожского и Московского вокзалов, а там пересаживаться на электричку, идущую из Волхова  в Лодейное Поле. Таким способом уже можно съездить к пещерам, и вернуться в тот же день.

Электричка наша шла от Ладожского вокзала в 10.29, в 12.50 мы были в Волхове. Электричка в Колчаново, на которую надо пересесть, отправлялась в 14.40. Слишком много времени, чтобы просто сидеть на вокзале, поэтому наша команда решила прогуляться немного по городу. На фото - паровоз на станции Волховстрой, в городе Волхове.

Город не блещет достопримечательностями и красивыми видами. Многие улицы выглядят вот так.

А городские пейзажи выглядят вот так

Тот же пейзаж вблизи, из окна поезда, на котором мы ехали через пару часов

На окраине города улочки как в обычной деревеньке. Мы идем к знаменитой Волховской ГЭС

А вот и она! Первая в нашей стране большая гидроэлектростанция (маленькие частные на небольших реках были и до нее, но промышленного масштаба первой была лишь Волховская)

Река Волхов, по которой приплыли когда-то в наши земли варяги

Обычно здесь хлещет вода. Но сейчас внизу плотины - лед. Все застыло. Небольшая часть свободной воды течет через здание электростанции, чтоб вращать механизмы, вырабатывающие электроток.

Эта ГЭС - памятник нашей истории! Принято считать, что ее появление связано с Лениным, который отдал приказ об электрификации всей страны. На самом деле, как обычно, большевики приписали себе чужие заслуги. Проект станции появился еще при царе, а первые подговительные работы под руководством инженера Графтио начались при Временном Правительстве. Свергнув своих собратьев-социалистов, большевики развязали затем гражданскую войну, страна погрузилась в хаос, и было не до электричества. Лишь после окончания Гражданской войны к строительству ГЭС вернулись вновь. И в конце 1920-х она заработала, одарив электроэнергией Ленинград и область.

Рядом со склона бьет небольшой ручеек. В мае, когда здесь все растает, он превратится в приличный водопад

Спускаемся вниз посмотреть на обрывистый берег реки

Берег представляет собой красивое скальное обнажение

Отвесная известняковая скала

Вот такие малоизвестные красоты есть в Ленобласти

Лиза стоит на краю. Ее длиннющая фигура кажется совсем маленькой на фоне обрыва. И подчеркивает его высоту

Полюбовались, пора назад. Нас ждет поезд. А поездом нашим оказалась торжокская электричка, состоящая всего из 4 вагонов. Необычно!

Наш поезд тот, что справа. Она поедет в Лодейное Поле, а затем вернется через три часа, и мы снова поедем на ней назад

Делаю фотографии из окна. Это пост охраны железнодорожного моста. Слева будка для человека. Справа видно кусочек будки для собаки. Собака охраняла исправно, гавкала на проходящий поезд, а человек где-то отдыхал

Все та же Волховская ГЭС, вид из окна.

Наши девушки. А в окно вид в другую сторону - два моста через реку Волхов

Вот мы и приехали. Проезжаем реку Сясь, а за ней - наша станция Колчаново. Весь путь занял около 35 минут

Вокзал станции Колчаново

Идем по дороге вдоль реки. По пути видим частично разрушенное здание. Проходя мимо, наблюдали интересную сцену. Один местный житель отдирал металлические листы, а другой брал их, а потом нес с довольным лицом куда-то себе в хозяйство. Вот такие воскресные занятия у местных. Не отдыхают, делом заняты...

Обычно я прикрепляю карту местности, чтоб читатель знал, как добраться до места, если вдруг захочется повторить наш маршрут. Все достопримечательности надо открывать людям, а не таить и закрывать, как любят делать некоторые турклубы, напоминающие агрессивные секты. Но в данном случае не делаю этого, потому что карта лишь перегрузит ненужной информацией. Вам надо запомнить лишь одну простую вещь, если соберетесь сюда. Ваш путь идет вдоль реки по шоссе, направление на север, вниз по течению. Пройдете до конца поселения, глядя налево. В какой-то момент вы увидите трубы газопровода, окрашенные в яркие желтые цвета, да еще немного шумящие. Вот вам теперь надо спускаться вниз, к реке, а потом немного направо. Сначала найдете первую пещеру, а минут через пять ниже по течению - и вторую.

Приезжать сюда лучше зимой, потом спуск станет скользким. Но если зимой не успели - то приезжайте в сухое время летом

Мы внизу, у реки Сясь

Река большая, широкая, полноводная... Все еще скована льдом, в отличие от Волхова.

2. Пещера Расческа

Сначала мы пошли до той пещеры, что дальше, а первую пещеру оставили на обратный путь. Она называется "Расческой" за свою форму. В центре пещеры длинный коридор, а от него отходят небольшие ходы в сторону, словно зубья расчески. Для иллюстрации этого прилагаю найденную в интернете карту

Залезаем в пещеру через узкий вход. Однако, в отличие от саблинских пещер, ползти на животе тут не надо

Можно выползать на четвереньках, не пачкая колен. Однако стоит помнить: зимой тут более-менее чисто, но к середине весны сюда польются талые воды. И до лета может быть весьма грязно. Вход просторный, если сравнивать с пещерами в Саблино или Корпово. И примерно такой же, как в пещерах Старой Ладоги.

От входа сразу идет ровный прямой коридор

Почти везде в пещере можно стоять в полный рост. Ребровские пещеры очень комфортные для посещения. Сухо, нет грязи, и не надо нагибаться,  а тем более ползать

У входа есть небольшой зал. Тут просторно, что многие используют для посиделок и разжигания костров. Костры в пещере - признак дебила. Именно они приводят к ускоренному разрушению подземелий, а также к тому, что стены покрываются копотью. Изначально белая, пещера почти всюду стала черной, поэтому нормальные фотографии сделать невозможно

Алена и Лиза позируют в привходовом зале

Идем по основному коридору пещеры. Все стены и потолки в копоти от костра

Можно увидеть, что коридор в конце сужается, потолок там пониже, а влево есть ответвления - те самые "зубья" расчески

Стены и потолки ровные. Обвалов тут почти не было. Пещеры заброшены в 1938 году, когда в них прекратили добычу кварцевого песка. С тех пор их вид почти не изменился.

Тут много летучих мышей

Все девушки в нашей команде - высокие, как-то так само получилось случайно, каждая из них могла бы играть в баскетбол. И никому не приходится нагибаться - высота коридоров позволяет им идти свободно.

Последние отвлетвления частично затоплены. И потолки в них ниже, пол залит водой, а также заполнен илом.

Так выглядит конец коридора. Здесь уже надо слегка нагибаться

Фото в дальней части коридора

В последнем ответвлении виден завал. Это сверху в пещеру падает земля. Потолок пещеры оказался слишком близко к поверхности, и грунт начал в этот ход осыпаться сверху. А с ним и вода. Здесь слышно журчание ручья, и видно, как воды сверху, попавшие в пещеру, бодро убегают дальше по коридору. На фото автор, исследующий это явление

Сам ручей при яркой вспышке не виден, но видно, что камни мокрые от воды.

Алена возле ответвления, откуда вытекал ручеек

В середине пещеры есть пригорочек, с него удобно было  сфотографировать наших  путешественников

И еще одно место для группового снимка

Мышь в спячке

Вылезаем... Теперь в  следующую пещеру!

3.Пещера "Петровская"

Вход в нее кажется внешне более узким, но на деле особой разницы нет. Так же легко все влезли

Эта пещера намного больше. И интереснее. Прилагаю к описанию карту, взятую из интернета. В ней не все совпадает с реальностью на данный момент - например, ничего не капает уже с потолка, воды в пещере не обнаружено тоже. Но, возможно, это будет иначе в другие времена года. В целом же схема верная. Видно, что от входа идет очень длинный , идеально ровный, прямой коридор. Слева от него небольшая часть с обвалами. Справа - ровная прямоугольная сетка ходов. А у самого входа - завал.После преодоления завала можно идти прямо, а потом повернуть направо, а можно наоборот, сначала направо, а потом прямо, и так все обойти.  Заблудиться в такой идеально правильной пещере сложно, хотя люди бывают всякие, поэтому, если в себе не уверены- лучше карту эту себе сохраните.

Проникновение в пещеру

Сразу встаем в полный рост. У входа спят летучие мышки, и путешественники кидаются их фотографировать. В отличие от мышей в глубинах пещеры, у этих на шерсти уже сконденсировались красивые капли воды, поэтому сделать снимок особенно заманчиво.

Вот такая красотища!

Рядом спит не менее красивый мотылек. Тоже с каплями воды

Вход от основной части пещеры отделен завалом. В прошлые разы здесь бывало мокровато и грязновато, но сейчас идеально сухо. Мне приходилось встречать отчеты в сети, в которых люди писали, что увидели завал, испугались, и ушли обратно, посчитав, что дальше хода нет. Это смешно. Пройти нет никаких проблем, и даже не будет страшно новичкам

После завала - вход в основную часть системы

Алена на фоне завала.

А после него начинается самое интересное. Это тот самый длинный прямой ход, что видно было на схеме! Ни в одной из пещер нашего региона такого нет! Длиннющая прямая галерея, идеально сохранившаяся спустя 80 лет!

Перекресток в галерее. Налево - часть пещеры с завалами. Направо - основная часть.

И снова  - длинный прямой ход. Все это напоминает тоннели метро.

И еще одна деталь, которая делает эту пещеру уникальной. Каждый метр тут стояли деревянные столбы-подпорки. Следы от них до сих пор видны на стенах пещер. Каждый метр!!! Такого нигде и никогда я не встречал, обычно они были расположены весьма редко. Тот, кто разрабатывал эту пещеру, очень тщательно заботился о безопасности. В итоге его стараний - пещера зацементировалась намертво, почти не разрушаясь со временем. Видно, это был очень грамотный и добросовестный профессионал, чье имя, к сожалению, мы не знаем. Наверняка еще из инженеров Царской России...

На этом фото , где по коридору идут наши девушки, хорошо можно понять высоту потолка в коридоре

Очень необычно, что коридоры такие просторные и высокие. Делали с большим запасом. Можно предположить, что предполагалась интенсивная работа, с катающимися по коридорам тележками, снующими работниками....

Вика стоит на перекрестке подземных  улиц. На переднем плане видны остатки деревянных столбов-подпорок

В одном из ответвлений - каменная стенка, отделяющая этот отросток от основного коридора

А за каменной стенкой - полка. Таких полок в пещере много. Вероятно, тут спали. Или обедали.

Проверяю на себе удобство полки. Лежать понравилось! Вполне пригодно для отдыха!

Обратите внимание, какие идеально ровные стены и потолки! Казалось бы, зачем? Надо добыть песок - так делай как попало, сгребай со стен, грузи в тележки или ведра, как это сделали в Саблино... А тут не так, каждый коридор идеально ровный, окончание всех ходов тоже плоское и прямое. Не очень понятно. чем вызвана такая тщательность. Возможно, после разработки кварцевого песка - предполагалось полученные подземелья использовать как-то еще, а не просто так бросить, от того и делали их так старательно.

Еще один перекресток

Фото с мышкой

Автор в главной галерее

За мной хорошо видны следы в стене от подпорок. И размеры галереи. Тут на лошади можно кататься...

Вот так заканчиваются все отвлетвления - идеально ровными тупиками. Такого нет нигде. Ребровские подземелья - абсолютно уникальны! Почему их законсервировали в 1938 году, во время большого сталинского террора, когда уничтожались лучшие люди страны тысячами? Возможно, что создатели подземелий сгинули в той кровавой мясорубке, и поэтому унесли с собой тайну назначения пещер...

Летучая мышь наверняка все знает. Но никому не скажет...

Люди тут бывают редко, зато мышей много!

Вдвоем теплее. Летучие мыши тоже  это знают. Людям надо брать с них пример

А вот и неожиданный сюрприз! В конце одного из коридоров какие-то шутники установили чудовище, у которого горят глаза, если издали посветить фонарем, или щелкнуть вспышкой фотоаппарата

Круто, ничего не скажешь!  И произвело-таки впечатление... Одна из наших девушек стала нервничать, отворачиваться, а потом предпочла досрочно покинуть пещеру, уйдя на свежий воздух, потому что не могла находиться под землей вместе с чудовищем, даже не настоящим.

Алена изображает ужас. Но нет, испугалась не она, она-то как раз с чудищем подружилась

Еще один коридор с полкой. Тут кто-то оставил свечу в горлышке бутылки. Сейчас зажжем

Красота!

Фотосессия без вспышек. Лиза.

Сколько красоты таится в пламени свечи...

Чудесны сочетания красок, рожденные от  обычного диодного фонарика и огонька свечи!

Миша Богданов особенно удался!

Ира и Алена

В "Петровской" имеется и традиционная для многих пещер Могила Белого Спелеолога. Писать про это в очередной раз мне лень, кому интересно - найдете за 10 секунд в яндексе без труда. Но главное в таких "могилах" то,что возле них есть журнал, в котором принято отмечаться всем, кто тут побывал

Примерно таким же почерком я писал, когда мне было лет пять. Но нынешний молодняк - а журнал явно заполнялся людьми старшего школьного возраста - уже отвык писать ручкой, так как в основном использует для общения клавиатуру. Дальнейшие страницы я не фотографировал, ибо  в отличие от саблинских журналов, они не несли в себе ни стихов, ни ценных рисунков, ни переписок между посетителями, а только сухие сведения о визитах в пещеру. Запомнились три - одна тем, что там была почему-то свастика, вторая упоминанием бурного празднования дня рождения, третья - тем, что тут были с Вячеславом Вороновым, известным в интернете туристом из Петербурга. Все три были нацарапаны примерно таким же почерком, да еще с кучей ошибок, и фотофиксация была бы лишней

Отмечаемся и мы. С трудом, карандаш затупился. Поедете сюда - возьмите свой, или хотя бы нож, чтоб его заточить

Наша запись.

Все ушли наружу. Осталось нас лишь четверо. Мы пошли смотреть левую, заваленную часть

Тут все сурово, в лучших традициях подземного мира

Вид с обвальной горки. Миша, Алена, а также Человек в Шляпе, предпочитавший не попадать в кадр.

Красивые капли на потолке

Миша и Алена что-то там фотографируют. Хорошо видно, что слои песчаника отходят от потолка. Вот тут ничего праздновать точно не стоит. Зайти, посмотреть, выйти, без всяких чаепитий.

Эта плита со временем обвалится. Видна огромная щель между ней и потолком.

Вышли наружу. Над рекой Сясь небо стало приобретать вечерний розоватый оттенок.

До поезда еще почти час. Идем в полуразрушенное здание, чтоб сменить мокрые носки на сухие, а заодно попить чаю. Тут надо остановиться на одном важном моменте. В каждой поездке я даю полезную рекомендацию - брать запасные сухие носки, а также запасную кофту. Приятно отметить, что на этот раз ее соблюли все. И не зря. Дело в том, что весенний снег довольно мокрый, тает при контакте  с человеком. Сапоги у всех отсырели. И сухие носки на обратном пути были очень кстати.  А еще пригодились полиэтиленовые пакеты, которые можно надеть на сухой носок, прежде чем засунуть ногу в сырой ботинок. Пакетов оказалось тоже много - половина девушек кушали вкусные пирожки на станции, а от пирожков остались полиэтиленовые упаковки. У меня же оные были от бутербродов, взятых из дома.

Какое-никакое, а укрытие. Если б местные не разбирали его так активно, то еще и от ветра бы защищало

Сначала едем до Волховстроя в той же электричке, что привезла нас в Колчаново. Там ждем всего 20 минут, причем к нашему приезду электричка до Петербурга уже подана, так что ожидать отправку можно было сразу в ней. И дальше - два с половиной часа езды в приятном теплом вагоне, где можно было от души выспаться после хорошей прогулки.

Туристический клуб "Восемь Врат"

походы, путешествия, пещеры, подземелья, Волхов, поход, пещера, ГЭС, Колчаново, Волховский район