В Рождество по Гатчинскому району. Красоты деревни Батово. Парк усадьбы Рылеева.

Jan 09, 2019 02:38

Как-то так сама собой сложилась традиция, что в Рождество я еду гулять в Рождествено. Это одно из моих любимых мест в Ленинградской области, и в Рождество там особенно красиво, да и название само велит приезжать именно в этот день. А чтоб не повторяться - я каждый раз меняю маршруты, чтоб поход был новым, интересным и познавательным. Поэтому в 2019 году мы начали путешествие с деревни Батово, которая находится от Рождествено в часе пешей ходьбы. Погуляли по красивым и живописным местам, потом исследовали заброшенный пионерский лагерь, а в конце прогулки пришли в усадьбу Рождествено, известную также как "Усадьба Набокова". В этой заметке я расскажу подробно про первую часть нашего похода,во время которой мы знакомились с деревней Батово Гатчинского района Ленинградской области.

Садимся на Балтийском вокзале на лужскую электричку 10.20. Старенький состав, сделан еще в Риге

В Гатчине выходим в 11.16, а автобус наш будет лишь в 12.00. Автобусы и поезда в этом году максимально не согласованы, насколько это только возможно. В прошлые годы было все более здраво... Чтоб время не пропало просто так, решили прогуляться полчасика по Приоратскому парку.

Дошли до Приоратского замка, сделали несколько фотографий, потом вернулись на остановку автобуса.

Автобус ехал 54 минуты, билет стоил 107 рублей. В Батово можно попасть и из Сиверской, тогда автобус едет всего 20 минут, и стоит вроде 42р (столько с нас взяли на следующей остановке - в Рождествено). Но до Сиверской ехать на 25 мин дольше, на 60р дороже, в итоге выходит примерно одинаково. А расписание не позволяло с этой электрички успеть сесть на автобус из Сиверской, поэтому оставался лишь вариант ехать из Гатчины.

Сначала идем к железному мосту через Оредеж, который связывает Батово с соседней деревней Даймище.

Фотографируем Оредеж

Зимний пейзаж на реке

Вдали виден красный обрыв, к которому мы пойдем.

Возвращаемся от моста к центру деревни, где стоят несколько блочных домов. По всей деревни гуляют в большом количестве кошки.

И чувствуют себя тут очень комфортно

Батово самая кошачья деревня Ленинградской области

Если где-то хорошо кошкам, значит эта деревня тоже хорошая, с хорошими людьми. Люди в Батово, кстати, приветливые и улыбчивые.

Дошли до обрывистого высокого берега

Оредеж здесь очень живописен!

Красивые пейзажи, настоящая русская зима!

Спускаемся поближе к воде

В красных берегах из окаменевшего песчаника таится какая-то загадочная дикая красота природы...Они всегда восхищают, во всех местах, где я их вижу - и в Сиверской, и в Вырице, и здесь, в Батово!

Иду максимально близко к воде, но дальше будет не пройти. Из пещеры вытекает родник, его хорошо видно по следу на льду - вода не замерзла, и от маленькой пещерки внизу идет большая полынья.

Пейзажи здесь прекрасны!

Наши туристы на берегу Оредежа

Когда вышли из автобуса, все мерзли, -10 на улице, но у воды, среди красот, всем стало тепло и весело

Идем в сторону Рождествена. И следующий пункт у нас - бывшая усадьба Рылеева. От нее остался усадебный парк с красивыми аллеями.

В конце аллеи памятник поэту и декабристу Кондратию Рылееву. Здесь поэт родился и вырос.

Сама усадьба была небольшой. Принадлежала генерал-майору Малютину, у которого служил управляющим отец декабриста, Ф.А.Рылеев, позже генерал продал усадьбу матери Кондратия Рылеева, Анастасии Матвеевне. В усадьбе был небольшой домик, а крестьян здесь числилось 48 душ. Мать К.Рылеева, Анастасия Матвеевна, умерла в 1824 году, и ей не пришлось узнать о том, что через год ее сын будет казнен, как участник заговора против императора Николая Первого. Находясь под следствием, Рылеев писал жене просьбы продать Батово, и через год после его смерти она это сделала. Впоследствии усадьба перешла к предкам писателя Набокова.

Кондратий Рылеев был сторонником республиканского строя, и это бросало смертельный вызов монархической России. Известно, что Николай Первый хотел помиловать декабристов, но его окружение настояло на казни, для них было важным истребить республиканскую идею с ее носителями. Однако всегда стоит помнить, что республиканский строй - это истоки нашей истории, он был на заре Древней Руси, и это не есть нечто, привнесенное извне. Декабристами владела тяга к свободе и к справедливости.

Идем к реке Оредеж, к тем местам, где жители усадьбы выходили на нее.

И здесь тоже красивые красные обрывы.

Наша цель - этот древний мост. Его почему-то называют "Рылеевским", наверно потому, что он отходит от того места, где находилась его усадьба. Вряд ли этот мост был во времена Рылеева, но возраста он явно почтенного.

Выглядит жутковато, но люди по нему ходят

Чиновники подстраховались, написав "проход запрещен", и их можно понять. Мост скрипит, хрустит, шатается, часть досок прогнила, каких-то досок вовсе нет, так что риск шлепнуться в реку имеет место. Идти надо аккуратно. Проверяю мост...

Иду медленно, держась за перила. Мост выдерживает, значит можно идти и остальным.

Бегать по нему точно не стоит, но если идти аккуратно, не ставя ноги туда,где нет досок, то все будет в порядке.

За мной идут и остальные путешественники

Вид сбоку. На этот экстремальный мост надо водить иностранцев. Пусть знают, что такое Россия. И брать с них за экзотику большие деньги, наверняка им понравится!

Вид на красный обрыв с другого берега, на который мы перешли по мосту

Местный рыбак поставил тут на льду с десяток жерлиц. Внизу на крючке живец. Если щука его схватит, то яркий красный флажок подскочит вверх. Это значит, что надо вытаскивать.

Путешественники фотографируют реку с мостков

Здесь красиво! Обязательно приеду сюда летом

У моста есть источник, обозначенный на карте как "колодец"

Но это не колодец, за колодец его принимают из-за деревянной будки

Вода в нем не глубоко, как в колодце, а выше уровнем воды в реке, даже выше, чем нижние доски короба.

Это не колодец, а родник, и коробка нужна лишь для того, чтоб вода родника не растекалась в виде ручьев, а накапливалась на нужном уровне, чтоб ее было легко набирать  в канистры. А родниковая вода всегда самая вкусная и полезная.

На этом первая часть нашей прогулки закончилась. Мы попрощались с Батово, и пошли дальше... Впереди нас ждали заброшенный пионерлагерь и село Рождествено.Но об этом я расскажу в следующих заметках!

-----------------------------------------
Сообщество, посвященное красивым местам Петербурга и Ленинградской области: https://vk.com/bestofpiter
Страница нашего туристического клуба: https://vk.com/club17791063

усадьба, скалы, Оредеж, обрывы, походы, путешествия, Батово, историческое наследие, усадебный парк, пейзажи, Гатчинский район, поход, природа