На электричке в Тихвин: Женский монастырь, висячие мосты, реставрированный шлюз Тихвинской системы

Apr 20, 2018 13:45

Внезапно я понял,что нам надо поехать в Тихвин. Хотя ничто не предвещало такого решения. Но иногда нашими действиями руководят силы нам неведомые... А тут еще и увидел вдруг, что в Тихвин появилась прямая электричка, чего не было раньше. (В прежние годы я дважды возил маленькие группы в этот город на автобусе, но большой компанией это намного труднее, так как бывает, что нет достаточного количества билетов ни на один рейс.). Опросив местных через интернет, я узнал, что электричка вполне себе достойная, в общем, можно ехать. И нужно. А то негоже, что люди сидят в Петербурге, и не знают, какой интересный город есть у нас в регионе...В общем, поехали!

Нас ждали висячие мосты, два монастыря, хорошая погода и симпатичные люди, и обо всем этом я расскажу в двух заметках.
Описание Успенского монастыря я отложу на потом, а в первой части будет рассказ о том, что мы видели во время прогулки по городу - а это два висячих моста, Введенский женский монастырь, шлюз Тихвинской водной системы, а также красивый вид на Успенский монастырь со стороны реки...




Электричка отправляется от Московского вокзала в 7.34. В 7.53 она в Обухово, в 8.00 она в Рыбацком. Большинство из нас сели в Рыбацком, четверо из группы ехали с вокзала, что дороже, и на мой взгляд, немного тяжелее. В 11.30 мы прибыли в Тихвин, и вышли на низкой платформе местного вокзала, как бывает при поездках в другие города на поездах дальнего следования.



Первый висячий мост

Здесь я еще не был. О втором висячем мосте я знал, а про этот узнал случайно, изучая различные карты города, где он обозначен так, что увидит не каждый. Идем к мосту по раскисшей грунтовой дороге (а иных тут почти и не бывает) под лай собак, доносящийся из всех заборов. В Тихвине впервые тепло (обычно этот город заметно холоднее Петербурга), и можно идти без шапок, распахнув одежду.



А вот и мост! Совсем свеженький. Его только что отремонтировали рабочие, которых мы видели рядом. Ремонт еще не закончен, посередине моста какая-то тележка с мотором, она что-то делает, шкурит доски или еще что-то.



Идем по мосту. Рабочие пропустили нас, хотя мост официально еще закрыт. Они еще не знали, что потом вся эта же толпа пойдет в обратную сторону....



Река Тихвинка, как и почти все русские реки, в апреле выглядит мрачно. Полная талых вод, несущих с собой землю, глину, а иногда и кое-что хуже, она не вызывает желания купаться даже у меня. Более-менее чистыми могут быть весной лишь те реки, которые обильно питаются родниками, но тут этого не присутствует.



Работяги ждут пока мы съебем на удалимся по своим делам.

Когда мы пошли назад, они совсем округлили глаза, и спросили:  " откуда вы такие?".
" Из Петербурга" - говорю - "пришли смотреть ваши замечательные подвесные мосты" .
"Э, да мы их тысячу сделали" - сказал один из рабочих, почему-то смутившись от внезапного восхищения их мостами.



По городу

После моста возвращаемся на Советскую улицу, чтоб идти дальше по городу. Проходим мимо Спасо-Преображенского собора. Современное здание построено в 1883 году, а первая церковь на этом месте была еще в 16 веке, когда город только стал появляться вокруг Успенского монастыря.



Идем вдоль старинных зданий. Вроде все чистенько, покрашено, но память мне подсказывает, что 6 лет назад старинных домов было больше. Чего-то не хватает из того, что видел раньше, какие-то деревянные дома похоже исчезли.



До революции Тихвин входил в состав Новгородской губернии, к которой он ближе культурно, исторически и географически. Здесь родился знаменитый  - благодаря кино - бандит Ленька Пантелеев, наводивший ужас на улицы русских городов в первые годы после революции.  Но чаще принято вспоминать о другом уроженце Тихвина - композиторе Римском-Корсакове.



Автобусная остановка. Выглядит очень круто!



Введенский монастырь

Еще несколько лет назад о нем никто не вспоминал, не было никаких указателей, его стыдливо забывали. Но теперь он тоже становится туристическим указателем, появились информационные стенды.



Введенский женский монастырь появился в годы правления царя Ивана Грозного, одновременно с мужским Успенским монастырем. Оба они были не только центрами распространения православия в далеких землях вепсов, представителей древних  финноязычных племен, которые до сих пор сохранились на востоке Ленинградской области, а также в Карелии. Эти монастыри исполняли также и административные функции (Успенский монастырь командовал городом и окрестностями), а также военные.



Построили его в 1560-е годы. Сначала постройки были деревянные, потом их заменили каменными. Состояние многих зданий  жалкое. Государству и патриарху Кириллу, который все больше срастается с государством, нет до исторического памятника никакого дела. Пять лет назад мы разговорились с кем-то из местных монахинь или трудниц. Нам сказали, что восстанавливают его вообще на деньги американцев, то-есть русских, чьи предки эмигрировали от революции в США. Это было очень интересно: по телевизору всякие уродцы вроде Соловьева яростно клеймили Америку, а Америка нам восстанавливала исторические памятники, забытые российской властью.



Храм Рождества Богородицы. Считается, что эта церковь построна приблизительно в 1650 году.



Введенский собор. Раньше он был с главами и куполами, о чем повествуют черно-белые фото на стенде у входа в монастырь. Видимо, его обезглавили в советское время.



Когда построен, данные расходятся. В одних местах пишут, что в 1604 году, то-есть при Борисе Годунове, другие пишут, что тоже в 1650 году, при Алексее Михайловиче Романове. Мне кажется более правдоподобной версия, что он 1604 года рождения.



Пять лет назад надвратная церковь с колокольней тоже была в  строительных лесах,  а в стене зияли дыры, но сейчас хотя бы она выглядит прилично. Да и собор действует, хотя работы по восстановлению предстоит еще много



Зато тут чувствуется дух старины, прикосновение к истории...



Колокола на улице.



Наиболее известен монастырь тем, что здесь жила одна из жен Ивана Грозного, Анна Колтовская, четвертая по счету. Ее сослали в монастырь в Горицах, вблизи Кириллова, что в Вологодской области. (Там мы были в марте, можете прочитать в моем журнале). Причины опалы жены неизвестны, историки сходятся лишь в том, что жена сумасшедшему царю просто надоела. Тем более, судя по всему, это была женщина умная и достойная, а таких главный выродок среди русских царей - стерпеть возле себя не мог.



В монастыре она стала зваться инокиня Дарья. После смерти полоумного мужа, убившего огромное количество своих подданных, ей разрешили перебраться из Гориц в Тихвин, где она жила уже не как пленница, а как хозяйка монастыря. Борис Годунов, а также следующие правители - приносили ей туда щедрые дары. Инокиня Дарья повела себя очень достойно во время Смутного времени - не сдалась полякам, перейдя на их сторону, как сделала половина страны (Иван Грозный немало постарался, чтоб авторитет Москвы и ее правителей упал ниже плинтуса, и что никто не рвался больше проявлять преданность столице с ее неразумными правителями). Напротив, она скрывалась в лесах, по одной из версий - на Царицыной горе возле поселка Шапки в Тосненском районе, где тоже был одно время небольшой монастырь, остатки которого до сих пор лежат в земле на вершине горы. Когда поляков изгнали, она вернулась в Тихвин.



Заходим внутрь церкви



Здесь инокиня Дарья и была похоронена. Во времена безбожной советской власти ее гробница была утрачена. Что сейчас в соборе - не знаю, вряд ли она нашлась, скорее всего это просто символическая реконструкция.



Тем не менее, это то самое место, где она была погребена, даже если ее останков там и нет, и поэтому сюда ходят паломники



Так выглядит вторая церковь - Рождественская. Состояние очень и очень печальное



Пока никто не видел, я залез внутрь развалин. Внутри все еще печальнее, чем снаружи. Видно, что обрушивается постепенно кирпичный свод.



Когда я шел куда-то быстрым шагом, мне встретился местный кот. Увидев меня, он рассердился, и сказал "Шшшш!"



А вот наш турист Андрей никуда быстро не ходил, и кот (или кошка) дал благословение себя гладить.



Мур-мур



Вдоль реки

Идем вверх по течению реки Тихвинки, к реставрированному шлюзу Тихвинской водной системы. Набережная нынче выглядит очень прилично, пару лет назад ее отремонтировали.



Одна из причин, почему обязательно надо пройтись каждому  туристу вдоль этого берега -- это возможность посмотреть отсюда на Успенский монастырь.



Красота!



Шлюз

Его восстановили несколько лет назад, а до этого здесь были лишь обломки и руины. Это памятник нашей истории, инженерного дела времен Российской Империи.



Шлюз является одновременно и историческим памятником, и мостом через реку.



Со смотровой площадки - отличный вид на монастырь! Как много теряют те, кто сюда не доходят.



Воспользуюсь оптикой своей камеры, чтоб посмотреть поближе на эти красоты.



Слава Руси!



Но вернемся к шлюзу. Тихвинская водная система была одной из трех транспортных систем России, позволявших провозить товары с юга на север, и обратно. Другими двумя были Мариинская (путь из Волги через Шексну, Белое озеро, Онегу, Свирь, Ладогу - и в Балтику), и Вышневолочская , о которой я уже писал в статье про Вышний Волочек, где соединялись приток Мсты Цна и приток Волги Тверца.



Построено это достижение инженерной мысли при царе-батюшке Александре Первом, самом могущественном правителе России за все времена, вопреки тем представлениям, что сидят в голове у школьников, которым вбивают обычно как образец то Петра Первого,то Сталина. Влияние на мировые процессы, какое было у Александра, этим двоим даже и не снилось. У Сталина были противовесы в виде США и Европы, у Александра таковых вообще не было, при нем мир по сути стал однополярным. До него таким влиянием и авторитетом  отличался лишь Ярослав Мудрый.



Вышний Волочек и его водная система не могли обеспечить все транспортные потребности России, товаров и кораблей было слишком много. А для огромной страны, в которой еще не было железных дорог, да и с обычными тоже была проблема (в России две беды - дураки и дороги, фраза на все времена) - водный путь, связывающий Каспий и Балтику, был крайне нужен. Поэтому построили дополнительно еще две системы, и Тихвинская стала самой короткой из них, хотя и самой маломощной. Тем не менее, по системе хлынул поток кораблей. В самых узких местах, где не могли проходить большие суда, товары выгружали на небольшие баржи, которые двигались на конной тяге.



Река Тихвинка впадает в Сясь, Сясь в Ладогу, из Ладоги через Неву идет путь в Балтийское море. Осталось только связать Тихвинку с притоками Волги. Что и сделал фламандец Де Воллан, родом из Бельгии, которая тогда входила в состав государства Нидерланды. Будучи на русской службе, он построил не только водные пути, но и обустраивал обычные дороги, которые в то время пришли в полную негодность (нас, современных россиян, этим не удивишь...). В общем, под его руководством с помощью канала связали Тихвинку и сеть притоков реки Мологи, что впадала в Волгу.  Построено все это было в 1800-е годы.



По всей длине водного пути были десятки шлюзов. Их задача - помогать кораблям преодолевать вот такие пороги на реках.



Ворота шлюза закрывались, вода поднималась, и корабль безопасно мог пройти над порогами реки.



Шлюз реставрирован очень грамотно и качественно. Редкость для современной России.



Второй мост

После шлюза пошли по деревенским улицам Фишевой Горы - так называется окраина Тихвина на правом берегу реки.



Весенние пейзажи радовали нас в этих местах...



А вот остатки еще одного шлюза. Без реставрации он развалился на отдельные бревна.



Вот и второй подвесной мост. Здесь я бывал до этого два раза. Мост тоже отремонтирован. В былые годы часть досок была сгнившая, и можно было провалиться ногой вниз...



Если что-то красивое или интересное встречается нашей группе, значит наша Ира обязательно сфотографируется на  фоне этой красоты. Ну и ладно, ей можно. Красивая девушка гармонично сочетается с красивым мостом.



Редкий кадр: мост без Иры.



Подвесные мосты очень популярны в небольших городах и селах. Для петербуржцев это романтическая экзотика, а для местного населения это самый дешевый и простой способ сделать себе переправу. Остальные мосты часто сносятся паводком или ледоходом, и при этом строить их сложнее и дороже.



Главное назначение этого моста состоит в том, чтоб местные жители могли по нему ходить за водой к роднику. Пока мы тут гуляли, мимо нас прошли не меньше ста человек. Говорят, вода в кране совсем плохая, вот и идут в глухие дали за водой...



Небольшой отдых на солнышке, под шум воды, стремительно уносящейся прочь от нас. Впереди еще прогулка до Успенского монастыря, с обходом его снаружи и внутри. Но об этом - в следующий раз!



Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

---------------
СТРАНИЦА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: https://vk.com/bestofpiter

церкви, походы, путешествия, подвесной мост, поход, монастыри, подвесные мосты, весна, архитектура, Тихвин

Previous post Next post
Up