По тропе Хо-Ши-Мина на Ястребиное озеро. Волшебство карельской природы

Jun 29, 2018 00:44

Озеро Ястребиное вместе с расположенными на его берегу Большими Скалами - одно из самых известных и самых красивых туристических мест Ленинградской области. Каждая туристическая команда считает своим долгом побывать здесь, потому что не увидев эти сказочные места - нельзя получить представление о том, что представляет собой наш регион. А не пройдя по легендарной тропе Хо-Ши-Мина - не чувствуешь себя до конца туристом.

Почему же она стала легендарной? И чем так привлекательны эти места? Дело в том, что на этом озере расположен один из самых больших скальных массивов - Большие Скалы, названные так, чтоб отличаться от Малых Скал, другого популярного скального массива, расположенного вблизи Приозерска. Когда-то сюда съезжались скалолазы со всей России - из Ленинграда и области, Новгородской и Псковской областей, Подмосковья... Поездки за границу жителям СССР были недоступны, а туризм среди скал и озер - был ничуть не худшей им заменой. Но тут было одно препятствие: у станции Кузнечное начиналась пограничная зона, въезд в Карелию был тоже доступен не всем, хоть это и территория нашей страны. Были годы, когда прямо на станции стояли пограничники с автоматами (они и сейчас там временами стоят, но теперь уже просто бездельничают). И чтоб попасть на Большие Скалы, которые ближе всего к карельскому поселку Куликово, приходилось идти тропой от Кузнечного через леса и болото, уходя от пограничников. Такая партизанская тропа, заставляющая преодолевать сложности, проходить всякие испытания - получила название "тропы Хо-Ши-Мина" в  честь вьетнамских партизан и их предводителя, которые тоже ходили в джунглях тайными тропами, скрываясь от американских войск. СССР давно распался, пограничный режим смягчился, но до сих пор большинство туристов по старой традиции идут этой тропой - во-первых, с транспортом в Карелию есть проблемы, во-вторых, здесь идти романтичнее и интереснее, в третьих - это поддержание старой туристической традиции, возможность приобщиться к чему-то легендарному...

Вот и мы отправились по этой тропе. Уже не раз побывав на скалах, приходя из Карелии, куда приезжали на машине, решили на этот раз пройти традиционным старинным путем, тем более что это обещало нам увидеть по пути несколько других красивых озер. О нашем походе, о том, как мы побывали на озерах Двинском, Пестово, Брусничном и Ястребином - читайте мой подробный отчет, сопровождаемый большим количеством фотографий

1.Тропа Хошимина

Итак, путь начинается от станции Кузнечное, куда мы приехали первой электричкой, отправлявшейся с Финляндского вокзала в 7.25. Шла она три часа, за это время можно было подремать после раннего подъема. Примерно в 10.30 мы отправились от платформы по "хошиминке".

Обычно, когда говорят о протяженности маршрута, в него включают весь путь от станции Кузнечное до озера. Хотя на самом деле тропа весьма невелика - именно тропой является небольшой отрезок пути от карьера до широкой лесовозной дороги. Но так как все замеряют километраж и время от станции  до места, буду и я придерживаться этого же обычая. Итак, идем от станции до переезда, переходим его, а дальше - идем по железнодорожной ветке в сторону карьера.
(Этим путем я ходил много раз, правда в другие места - на озера Каменистое и Березовское, пока не открыл к ним более комфортные проходы в связи с полным исчезновением старых дорог)

Самое неприятное место в первой части маршрута - проход через дробильную фабрику, где измельчают гранит до состояния щебенки. Вокруг все тарахтит, вылетают мелкие камешки, пейзаж напоминает фильмы о страшном будущем...Это место всегда предпочитал пройти как можно быстрее.

Дальше идем по дорогам карьера, где постоянно носятся большие грузовики - то с крупными каменными глыбами, то с отсевом мелкой породы. Надо постоянно держаться обочины, поглядывать по сторонам, чтоб не попасть под грузовик.

Проходим мимо огромного карьера. Когда-то он был даже весьма красив, но теперь часть его стенок обвалилась под весом отсеянной мелкой гранитной крошки.

Вдали видны маленькие фигурки экскаваторов.

В одной из точек карьера - ботинки, палки, прочие знаки.. Это - начало самой тропы Хо-Ши-Мина, дикой части маршрута. Ботинки здесь кладут для тех, у кого плохая обувь, чтоб они могли пройти через грязь. Для этого же и палки.

Тут я остановлюсь, чтоб рассказать детали подробнее. Считается, что тропа очень грязная, сложная и т.д. Многое  можно прочесть, но в основном все это - мифы, поддерживаемые для сохранения крутого образа тропы. На деле - летом она совершенно сухая, идеально комфортная, идти по ней - как по городским дорогам, а то и легче. Видали мы и куда более грязные и сложные тропы, например проход из Шапок в Кирсино. Или дорогу от Белоострова до ДОТа "1 мая". На фоне их "хошиминка" - это крайне облегченный вариант. Правда, весной, как говорят, ее сильно подтапливает (А где не раскискает по весне? В том же Кирсино мы один раз попали в такое, после чего я больше никогда туда в трезвом уме в апреле не сунусь). Вдобавок - грязные места сейчас прикрыты настилами из бревен и досок.  Поэтому - если вы идете не в сезон дождей, то все будет хорошо. Если осенью или весной - то берите обувь в расчете на грязь. Но бояться каких-то особых сложностей не стоит

Идем по тропе. По нашим меркам, это - очень комфортная дорога! В моем детстве такими были улицы даже в культовом поселке Комарово, например улица Отдыха

Миф номер два - что за один день туда и обратно не успеть сходить, что идти по тропе очень долго. Встречаются утверждения, что дорога занимает 4 часа или больше.  По моим подсчетам, дорога до тропы мимо карьера заняла час (не знаю почему, мы наверно много фотографировали или разговаривали, идти обычно минут 40), а после карьера - два часа, если вычесть остановки на купание. Итого - 3 часа максимум! При том, что шли мы в среднем темпе, ни разу не ускоряясь. Быстрым шагом ее можно пройти за 2 ч 30 мин. Правда, я сейчас рассуждаю с позиции походника - однодневника. Если на спине будет тяжелый рюкзак с кучей вещей, то дорога будет намного дольше.

На тропе часто бывают развилки, но в помощь туристам - здесь есть много меток, чтоб сообщить им, куда надо идти. У кого нет навигатора в телефоне, может ими воспользоваться. Так что заблудиться сложно

Иногда метки бывают даже такими. Красные веревочки, красные пометки краской...

Через час тропа соединяется с лесовозной дорогой. Дальше идти очень просторно.

Все ручьи перекрыты бревнами. Не было вообще ни одного препятствия. Идеальный туристический маршрут для простых людей без подготовки!

2.Озеро Двинское

Основная часть тропы закончена. Двинское озеро в паре километров от главной цели - Ястребиного. Здесь мы делаем привал, чтоб поесть и искупаться, а также полюбоваться природой.

У озера есть красивые скалистые берега. Когда-нибудь мы их исследуем тоже.

Симпатичное озеро. И тихое. Тут , кроме нас, никого.

Пляжа с песочком не будет, только граниты, но для нас такое - в самый раз. Красиво, вода теплая.

Начинаем купаться.

А кто не купаются - пьют чай на скале.

Красивое место

Наряю, чтоб оценить прозрачность воды. Вода хорошая. Прозрачная, хотя и с легким желтоватым оттенком

Часть из нас уходит кушать под оборудованную туристическую стоянку с навесом.

Надо отметить, что в эти выходные почти все стоянки были свободными. Видимо, большинство испугались легкого моросящего дождика, который изредка шел. Нас это очень порадовало, было тихо и безлюдно.

3.Озеро Пестово.

Через 15 минут выходим на еще более красивое озеро, которое расположено совсем рядом с Ястребиным. Это озеро Пестово. Мы тут были два года назад, подходили к нему с другой стороны. Но тогда была поздняя осень, и здесь мы не искупались.

У озера Пестово тоже скалистые берега. И очень живописные. Мы пойдем на этот красивый скальный выступ.

Это озеро уже не такое безлюдное. Но основная стоянка на острове, куда идет гать через болото, он севернее. В южной же части - пустота. Красиво, тихо, волшебно!

Скалы возле озера.

Мы дошли до скалистого мыса, где сделаем еще привал. Очень красивое место!

Вид сверху

Райский уголок! Все эти озера входят в состав особо охраняемой природной территории "Ястребиное озеро", находятся под охраной государства. Это самый север Ленинградской области, на границе с республикой Карелия. А географически - это центр Южной Карелии, исторической и географической области, что тянется от северного берега Ладоги до Невы.

Еще одна пустая стоянка. Даже умывальник есть. И даже с водой - я в нем помыл руки.

Снова купаемся. Здесь вода совсем идеально прозрачная! Без оттенка, с хорошей видимостью.

В доказательство тому - делаю фото под водой проплывшего рядом Алексея Сузи

Одни купаются, другие веселятся на тарзанке

Фотография сосен на берегу, сделанная из-под воды.

Искупавшись, идем вдоль озера.

От камней возле берега поплыли прочь птицы, испугавшись нас

Мне кажется, это птенцы чаек. Рядом были взрослые чайки, и они очень возмущенно на нас орали.

Оперенье у птенцов еще до конца не сформировалось.  Милые пушистики!

Вдали плавали какие-то диковинные птицы.

Через интернет я узнал, что это - чернозобые гагары. Редкие птицы, которые селятся там, где нет людей.

Наконец нам стала попадаться поспевшая черника! 24 июня поесть ее - это весьма неплохо!

4.Озеро Ястребиное

От озера Пестово - идем к Ястребиному. Тропа виляет, пропадает, приходится смотреть в спутниковую карту. Через 15 минут выходим к озеру. И отходим от него по другой тропке, чтоб посмотреть на местный родник

Не самый надежный родник - потому что открытый. Но большинство родников в России именно такие...Источников загрязнения вроде никаких нет. Попили воды. Вкусная. Никто не заболел.

Выходим к берегу озера Ястребиного. И сразу видим Большие Скалы.  При нашем появлении прочь от берега поплыли утка и утята.

Снова командую привал. Потому что надо набраться сил перед подъемом. Тем более, что облегченные после еды рюкзаки - легче нести на спине.

Это самая большая часть скального массива. Вершина называется "Парнас". Считается, что она около 50 метров над водой.

У берега видно, что вода в Ястребином - тоже прозрачная.

Поднимаемся наверх.

А тут черники уже много! На скалах она созревает раньше. Многие из нас на какое-то время остановились, чтоб ее побольше поесть.

Чем ближе к вершине, тем красивее пейзажи.

Летом подъем легкий. Вот поздней осенью, когда тут все леденеет - уже весьма тяжело.

Красиво, что дух захватывает!

Щедра у нас природа на разнообразные красоты...Надо лишь не лениться, выезжать из Петербурга почаще.

Зеленые ягоды можжевельника

А тут уже - спелые ягоды. Можжевельника на скалах очень много, и отдельные кусты превратились в высоченные деревья

Мы на вершине. Красотища!!!

На Ястребином я уже четвертый раз. И каждый раз, как приезжаю сюда - тут пасмурно. Прямо загадка какая-то. И каждый раз почти - идет дождь ( а осенью - снег). Поэтому в большинстве поездок у меня были испорчены фотографии. На этот раз повезло, капли мелкие, в объектив не попали

На вершине

Фотографический привал. Остались бы тут побольше, но дождь усиливается

Просто мистика, надо было ему начаться именно тогда, когда мы оказались на вершине, в самом красивом месте! А когда мы ушли с озера - и дождь прекратился...Но на красоты природы мы все ж посмотреть успели.

Озеро далеко под нами...

Туристы надевают капюшоны. У меня ничего не было, ни зонта, ни даже кепки, но зато были запасные сухие кофты в рюкзаке, и поэтому я не напрягался, позволяя себе мокнуть.

Групповое фото на вершине.

Начинаем спускаться вниз. Скалы быстро стали мокрыми, и приходилось идти очень аккуратно. Несколько раз я чуть не упал, ноги скользили.

Находим еще одну стоянку. Посидим там напоследок, чтоб полюбоваться еще чуть-чуть на озеро.

Еще одно фото на память. В кадре - наша туристка Александра.

Чаепитие. Осталось чуть больше двух часов. Мы не пойдем назад, а направимся в Куликово, поселок в Карелии. Там через два часа будет проезжать дизель, на котором отправимся в Кузнечное. От северной части Ястребиного озера до Куликово около 6 километров. А до Кузнечного - около 12. Нет смысла идти назад, когда можно подольше побыть здесь, а потом уехать поездом из Карелии. Но почему-то кроме нас никто этим путем не пользуется. Все остальные походники, кого видели на озере, спешно рванули по тропе Хо-Ши-Мина. Нам же лучше, в поезде для всех будут сидячие места.

5.Озеро Хухтилампи (Брусничное, Клюквенное).

Последнее озеро на нашем маршруте. Главная достопримечательность его - это подвесной мост

Последнее купание. У берега ил, вода торфяная,илистая. Поэтому мы пытались нырнуть с плота. Под весом пяти человек плот стал тонуть. Не самый удобный способ. Однако мы все равно поплавали

Потом Юра Гайдамако изобрел способ лучше - нырять с мостика. И мы им воспользовались

Переход по мосту на другой берег. Больше двух человек за один раз идти не могут, мост касается воды.

Идти надо очень аккуратно. Свалиться с него вниз , в воду - весьма реально.

Однако все успешно справились!

Только заняло это очень много времени, так как шли медленно. На переход группой в 24 человека - ушло около 20 минут.

На другом берегу.

На обоих берегах озера есть стоянки, а также мостки для купания. Отсюда мы начинаем наш путь к дому. Навигатор показывает, что идти примерно 1 ч 10 минут.

6.Путь домой.

Идем к  станции 168 километр

Дорога весьма живописна!

Пришли с запасом в 15 минут. Ждем поезд.

Наконец показался тепловоз  с двумя пассажирскими вагонами! Нам ехать 2 остановки, 16 минут. Билет стоит 35 рублей

Внутри очень комфортно! Жаль,что до Петербурга так не доехать...

Вышли в Кузнечном. Местная кошка намекнула, что неплохо бы и добрые дела начать делать. Пришлось отдать ей сыр с бутерброда. Кошка с удовольствием поела.

В 20.24 садимся  в электричку из Кузнечного до Петербурга. На этом наш поход окончен.

Схема маршрута, сделанная трекером в телефоне.

Вам понравился материал в моей статье?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.
----------------------------------------------------
Страница туристического клуба "Восемь Врат"

путешествия, Ястребиное озеро, купание, Кузнечное, прозрачная вода, красоты России, поход, Куликово, Карелия, скалы, походы, Большие Скалы, озера, Карельский перешеек, природа, пейзаж, красоты севера