Набрел недавно на старые фотографии города Харлем, столицы провинции Северная Голландия. Центральную площадь города Grote Markt было очень сложно узнать.
Точнее сказать площади бы небыло совсем. Вместо нее там была довольно большая дорога и такая же большая парковка. Машинами были заставены все узкие улочки в старом центре города.
Дело в том, что после войны, в том числе и благодаря американскому “плану Маршала”, в Нидерландах началось бурное востановление экономики, в стране произошел резкий продаж автомобилей. Автомобиль действительно превратился из роскоши в средство передвижения.
Проблема заключалась в том, что Нирерланды довольно маленькая страна, со старыми городами, узкими улочками в центральной части городов и автомобилистам стало катастрофически нехватать дорог и парковок. В какой-то момент в города превратились из пространства для людей в пространство для машин. Эта ситуация напомнила мне центральную площадь Днепропетровска.
С ее огромной парковкой в самом центре города. В месте, которое дожно служить визитной карточкой года.
Думаю такая проблема присутствует во многих городах. Например, недавно в Киеве представляли проекты реконструкции Крещатика и как я понял победил проект, где решили пешеходную зону хитрым образом “расширить”, чтоб места для парковки стало еще больше (не смог найти фото этого проекта).
Как мне кажется у этой проблемы есть очень простое решение и это решение было найдено в Голландии после того, как машины заполонили все свободное пространство и в городах стало неуютно, небезопастно и некомфортно. Решения оказалось очень простым, вьезд в центр города ограничили, а местами и совсем запретили. Теперь центральная площадь города Харлем выглядит так:
Теперь гравная площадь города это центр притяжения людей, здесь проходит ежегодный знаменитый парад цветов.
В будние дни на площади работет много кафе, с уютными солнечными терассами, где голладцы любят сидеть наслаждаясь бокалом белого вина или стаканчиком пилснера. По субботам здесь расположен фермерский рынок, где можно купить свежайшую рыбу, знаменитую голландскую селедку или свежеиспеченную вафлю с сиропом.
Раз в несколько лет на всю площадь разстелают гигантский ковер из цветов.
На окраинах центральной части города постоили несколько больших подземных платных парковок, где автомобилисты могут оставить свою машину и в течении 5-10 минут дойти до необходимого им места в центре. За пределами исторической части города можно даже найти бесплатные парковки, но от них приходится идти минут 20.
Можно сколько угодно рассуждать "а куда же люди будут ставить свои машины", а можно брать и делать, если из центра города не убрать парковку, то никаких туристов туда и калачем не заманишь. Общественный транспорт никогда не будет нормально развиваться, когда в самом центре города так просто "бросить" машину и пойти по своим делам. Вьезд в самый центр дождент быть ограничен (или платный), общественный транспорт удобным а парковки платными. Конечно надо развивать перехватывающие парковки, которые будут находится вне центра, но недалеко от маршрутов общественного транспорта. В Голландии поняли это несколько детятилетих назад. В маленькой густонаселенной стране многие проблемы проявляются гораздо раньше и их решения, пройдя сложный путь проб и ошибок зачастую уже найдены другими.