теперь связанных с сельским хозяйством, деревней, лошадьми.
В недавних постах я немного показал как мы сёгоды (что в сибирско-сельском говоре означает "в этом году", т.е. "сего года" - а почему я вспомнил этот диалектизм , надеюсь будет понятно дальше) пахали и боронили огород лошадью. Как оказалось, многие видели плуги и работу лошадьми в далёком детстве, кто-то вообще не представляет как живёт деревня. В перепостах пошли комменты о недопустимости "варварского отношения" к лошадям (лошадь не человек - плуг таскать не должна). Но об этом чуть позже, а сначала представлю значительно более древнее приспособление для пахоты - соху.
Должен признаться, что сам увидел соху (точнее обратил внимание) лишь переехав в Рязанскую обл. из Красноярского края чуть больше десяти лет назад. Дело в том, что исторически Сибирь и жизнь сибиряков отличались от европейской России. Связано это с тем, что сибирские просторы, суровый климат и более вольный характер переселенцев за Урал заставляли сибиряков использовать все возможные достижения техники (до ХХ века - на конной тяге) для освоения территорий и обеспечения себя всем необходимым, в первую очередь - едой. Поставки за Урал конных плугов, сеялок, косилок, жаток были поставлены на поток. А трудолюбие, трудоумение и, соответственно, доходы позволяли делать подобные покупки. Стоит заметить, что бедняком в Сибири считался крестьянин, имевший всего несколько коров и лошадей. Табуны лошадей середняков насчитывали 20-30 голов. А кулаками были всеми уважаемые трудоголики. В среднем по Сибири к началу ХХ века на 100 жителей (всяких) приходилось 70 коров и 55 лошадей (для европейской части - 26 и 18 соответственно). Такого количества лошадей на душу населения как в Сибири не было ни в Канаде, ни в США, ни в Дании, опережавших по количеству коров. 30-50 десятин (га) на семью также считалось в Сибири нормой. Это я к тому, что с деревянной сохой Сибирь рассталась давно в отличие от центральной России. Не могу сказать за другие области, но на Рязанщине соха по-прежнему активно применяется сельскими жителями.
Что касается использования «несчастных» животных в качестве тяговой силы в современных условиях - об этом в одном из следующих постов.