Площадка в устье р. Валгомы, на заднем плане здание Сясьского бумкомбината. Документальный к/ф Ладога Родная, 1943 г.
"Всё началось в октябре-ноябре 1941 г., когда отчаянно искали возможность увеличить численность ладожского грузопассажирского флота, занятого на водном участке Дороги Жизни Ленинграда, и день за днём редевшего от штормов и вражеских бомбардировок.
Тогда по указанию нач. тыла Красной Армии ген. А.В.Хрулёва в р-не Волховстроя под руководством командированных зам. нач. тыла КА ген.-майора П.А.Ермолина и зам. Наркомата речного флота А.А.Лукьянова развернули строительство деревянных озёрных барж, к которому привлекли 4 рабочих батальона в 1000 чел. каждый. Работа сначала пошла достаточно успешно, однако прорвавшиеся в ноябре в Тихвин немцы перерезали единственную железную дорогу, ведущую к Волховстрою, и подвозить грузы стало невозможно. В связи с военной обстановкой строительство этих барж остановилось. Хотели строить деревянные баржи и в бухте Морье близ Осиновца, но из-за масштабов подготовительных работ (постройки верфи, стапелей, мастерских) осуществить это не удалось…
Готовясь к летней навигации, в феврале 1942 г. одновременно со строительством и модернизацией портов (Осиновец, Кобона-Кареджи, Гостинополье) Военный совет Ленфронта дал новый старт строительству флота для Ладоги.
- Деревянные баржи грузоподъёмностью в 380 тонн решили строить в г. Сясьстрой (13 км. восточнее Новой Ладоги) по постановлению ВС Ленфронта от 24 февраля. 28 февраля город посетила комиссия Ленобкома с уполномоченным Наркомата речного флота по СЗРП М.П.Антоновым, выбрав для будущей верфи место на территории эвакуированного целлюлозно-бумажного комбината."
Николай Гущинский. Деревянные баржи Дороги Жизни с верфи Сясьстроя.