Кстати

Jan 15, 2020 09:48



Планы ввода в действие важнейших новостроек ГУЛАГа в предвоенный период позволяют дать оценку удельного веса энергетического строительства ГУЛАГа. Из общей стоимости мощностей в 1119 млн руб. стоимость вводимых в действие энергообъектов в 1940 г. должна была составить 251 млн руб., или 22,4 %**. В плане капитальных работ по НКВД на 1941 г., который по состоянию на март 1941 г. составлял 7,3 млрд руб., доля Главного управления лагерей гидротехнического строительства составляла 22,7 % (1,7 млрд руб.). Таким образом, в предвоенный период по объемам капитальных работ это было самое значительное хозяйственное подразделение НКВД (второе место с объемом работ в 1,5 млрд руб. занимало Главное управление лагерей железнодорожного строительства).
Приведенные показатели опрокидывают расхожее представление о структуре экономики ГУЛАГа. Не лесоповал и не добычу полезных ископаемых обеспечивали новые и новые миллионы заключенных: руками узников ГУЛАГа создавались крупные народнохозяйственные объекты.
Заключенные на стройках коммунизма. ГУЛАГ и объекты энергетики в СССР. Собрание документов и фотографий - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

Название карты и патетика текста с фирменными "Мемориальскими" передергиваниями (например, участие заключенных в строительстве многих объектов было далеко не 100%, так как там же трудились и вольнонаёмные строители), но информация по масштабам строительства довольно интересная.
Под катом воспоминания Ю. А. Кошелева - участника незаконченного строительства Сахалинского тоннеля о ходе работ и контингенте:

В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство № 6 МПС на остров Сахалин… Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобождённые. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, - это тем, что давали подписку о невыезде. На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобождённых… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года… Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: «Всё, больше не надо». Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия - продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное - тоннель действительно необходим стране…

Исторические зарисовки

Previous post Next post
Up