Линейка самолетов на льду Финского залива перед вылетом на подавление восстания моряков в Кронштадте. 1921 г. Фото МАММ / МДФ с сайта
https://russiainphoto.ru Кронштадт за свою историю не единыжды подвергался бомбардировке с воздуха. Его бомбили англичане, немцы и даже свои.
Во время второго штурма Кронштадта в середине дня 17 марта 1921 года, 25 советских самолетов совершили налёт на линкор «Петропавловск» (после восстания был переименован в "Марат" и в 1941 году был сильно поврежден уже нацистской авиацией.)
"К началу мятежа в том районе были две авиационные группы: 1-я, подчиненная Петроградскому военному округу (4 авиаотряда, в составе которых были 10 разведчиков, из них 4 исправных, 1 исправный истребитель, 5 (4) аэростатов и 3 лебедки к ним) и 2-я, подчиненная Балтийскому флоту (2 дивизиона - 15 (6) разведчиков и 12 (4) истребителя). 15 исправных самолётов было недостаточно, поэтому 5 марта в Петроград прибыла эскадрилья Западного фронта (4 авиаотряда - 4 разведчика и 14 истребителей, все исправные). Правда, оказалось, что 2/3 исправных самолётов составляют истребители, бесполезные в данных условиях, т.к. своей авиации у мятежников не было.
Тухачевский издал приказ № 013/К, согласно которому в 18:00 7 марта должна была начаться артподготовка, а «воздушной эскадрилье атаковать броненосцы и казармы Кронштадта сегодня в 18 часов». (Стоит отметить, что воздушый удар по линкорам был бессмысленным - бомб крупнее 32 кг у советской авиации в районе Кронштадта не было, а начавшиеся вскоре, в том же 1921 г. эксперименты генерала Митчелла показали, что линкор и броненосец можно потопить лишь как минимум 450-кг бомбами).
К 18 часам 7 марта правительственные силы собрали 10 самолётов (3 истребителя и 7 разведчиков), но из-за сильного снегопада их вылет перенесли на следующее утро. Первые бомбы на гавань были сброшены около 13 часов, когда всё на земле уже закончилось, а всего было сделано 10 вылетов и сброшено 210 кг бомб.
11 марта было сброшено 40 бомб общим весом 380 кг, а утром 12 марта Тухачевский отдал более конкретный приказ: «Взорвать с помощью бомбометания склады взрывчатых веществ и артиллерийских снарядов в Кронштадте». По данным штаба БФ, все это хранилось на минных заградителях «Нарова» и «Волга» и блокшивах неподалёку от линкоров. Теоретически можно было ожидать нужного результата от этой атаки, т.к. боеприпасы хранились на кораблях, не имевших бронепалубы, и потому при некотором везении можно было их поразить двухпудовой бомбой (бомб более крупного калибра у правительственной авиации не было). Но практика показала, что чудес не бывает - было сделано 27 самолето-вылетов, сброшено 49 бомб общим весом 435 кг и 40 кг агитационных материалов, и ни один корабль не был взорван. На следующий день, 13 марта, новый приказ командования потребовал от летчиков совершать налёты группами, а не поодиночке, и «нагружать самолеты за счет бензина до максимума». Требование было выполнено, и в 11 часов на задание полетели сразу 6 самолетов, а всего за день было сделано 29 самолето-вылетов и сброшена 71 бомба общим весом 638 кг, но так же безрезультатно, как и днем ранее. Забегая вперед, надо отметить, что и к лучшему, ибо неповрежденные корабли и боеприпасы центральная власть получила назад."
Евгений Кисилев