Миноносец Сибирскій Стрѣлокъ, ставший в СССР СКР "Конструктор"
В начале я думал просто описать эпизод из боевого пути Ладожской флотилии, когда после попадания 250-кг бомбы, уцелевший экипаж СКР "Конструктор" спас свой корабль, а затем в чудовищных условиях зимы 1941 г. в Ленинграде восстановил его из подручных средств. Уже в следующем году корабль снова вышел в озеро для несения ежедневной боевой службы. Но, так выходит, что Ладожская флотилия времен ВОВ, собранная и вооруженная "из того, что было", состояла из кораблей, боевой путь практически каждого из которых насыщен участием во многих событиях, которыми изобиловала первая половина 20-ого века. Следы бывшего эсминца Балтийского флота "Сибирскій Стрѣлокъ", позднее ставшего ладожским СКР "Конструктор", встречаются то тут, то там в тесной связи с эпохой и представляют интерес не только, как корабельная судьба.
"ЧЕРНЫЙ КРЕЙСЕР"
Среди кораблей, воевавших в 1941-44 на Ладоге в составе Ладожской флотилии, выделялся родословной и своим черным угольным дымом сторожевой корабль "Конструктор".
Ровесник "Авроры", заказанный в числе 24 эсминцев для действий на Дальнем Востоке, корабль не успел к Цусиме. Опоздав на одну войну, он активно принял участие в следующих, несколько раз должен был погибнуть, но всякий раз возрождался, был любим своим экипажем, не единожды защищал северную столицу и служил стране на протяжении почти полувека.
"ДОБРОВОЛЬЦЫ"
Миноносцы Генералъ Кондратенко и Сибирскій Стрѣлокъ, достройка на плаву в Хельсинки. 1905-1906 гг.
“Сибирскій Стрѣлокъ” - так сначала назывался этот эсминец, относился к серии минных крейсеров (с 1907 года их стали называть эскадренными миноносцами), постройку которых финансировал “Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования”. За кораблями этой серии закрепилось название “добровольцы”.
Проект разработали конструкторы завода “Вулкан” по тактико-техническому заданию главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта генерал-майора Д. В. Скворцова. Корпус корабля был заложен в марте 1905 года на верфи акционерного общества «Сандвикский корабельный док и механический завод» в Гельсингфорсе, спущен на воду 6 сентября того же года и вошёл в состав Балтийского флота в июне 1906 года.
"Сибирскій стрѣлокъ" в море на ходу
Головной корабль серии получил название "Генералъ Кондратенко" - в память о герое обороны Порт-Артура, погибшем на фортах крепости в декабре 1904 года. Три других с одобрения лично Государя Императора назвали в честь подразделений русской армии, отличившихся в боях с японцами: "Сибирскій Стрѣлокъ", "Охотникъ" и "Пограничникъ".
"В мае 1907 г. в дни 204-летия основания Петербурга отряд в составе 25 кораблей вошел в Неву и отдал якоря под окнами Зимнего дворца. Впервые после канонерских лодок флот представлял столице свое новое пополнение. Впервые открытые для обозрения корабли в течение четырех дней подверглись неслыханно массовому нашествию толп петербуржцев. Люди с неподдельными интересом и восхищением осматривали корабли, включая внутренние помещения. Офицерские вахты наблюдали за порядком. Гордые за свои новые корабли, матросы безбожно и вдохновенно преувеличивали характеристики их техники и оружия. Беседам и расспросам не было конца. Газеты помещали обширные репортажи и рассказывали об устройстве кораблей. Это был исключительно удачный шаг властей, способствовавший неслыханному взлету популярности народных кораблей и всего флота." Р.М. Мельников "Эскадренные миноносцы класса Доброволец"
Корабль служил в составе Отряда минных крейсеров, которым в 1906-1908 командовал Н.О. Эссен.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
Начав войну в составе 1-й Минной дивизии, корабль отметился участием в нескольких знаковых операциях на Балтике, что послужило поводом кинодеятелям Первого канала упомянуть его в морской батальной сцене с участием Колчака (в то время он служил в штабе Эссена) в одноименном фильме.
Кадр из фильма "Колчак"
Традиционно художники видят, как они видят, и в фильме выдаваемый за "Стрелка" корабль срисован с абсолютно другого типа миноносца времен Порт-Артура, а в реальности эсминец мог встретить крейсер SMS Friedrich Carl разве что в виде "Летучего Голландца", так как означенный германский крейсер покоился на дне с ноября 1914 г, подорвавшись на минах, выставленных миноносцами нашей Минной дивизии у Мемеля.
Всего с октября 1914 года по февраль 1915-го выставили 490 мин, на которых, помимо указанного Фридриха Карла, подорвались и пошли на дно два транспорта и два тральщика противника; несколько других кораблей, в том числе гидроавиатранспорт, получили серьезные повреждения.
Особый полудивизион до Первой мировой войны у берегов Англии. Справа налево: Генералъ Кондратенко, Сибирскій Стрѣлокъ, Охотникъ.
Момент вступления в войну миноносцев Балтийского флота выглядил примерно так:
"Готовые к постановке мин заградители и миноносцы уже 14/27 июля 1914 г. заняли исходные позиции в различных участках шхер. Ровно в полночь с 16 на 17 июля 1914 г. из радиорубки крейсера была дана 9 раз повторенная условная радиограмма: "Морские силы и порты. ДЫМ, ДЫМ, ДЫМ. Оставаться на местах. Ком. Мор. Сил. Балт. Моря". Это означало: "начать мобилизацию. Вскрыть оперативные пакеты."
Днем "Охотник" под флагом командующего флотом, сопровождаемый "Пограничником", прибыл на рейд Поркалла-Удд, где с грузом мин, охраняемый 4-м дивизионом, сосредоточился отряд заградителей. Адмирал на каждом заградителе обращался к командам с речью о союзническом долге России, которая должна поддержать Сербию, и об исключительности задачи, стоящей перед заградителями. В 4 часа утра 18 июня от главнокомандующего великого князя Николая Николаевича была получена телеграмма: заграждение разрешалось поставить. В 11 час. 20 мин. операция была закончена. Путь врагу к столице империи преградило мощное минное поле из 2119 (по другим данным, 2489) мин."Р.М. Мельников "Эскадренные миноносцы класса Доброволец"
"Сибирскій Стрѣлокъ" вместе с остальными эсминцами своего дивизиона участвовал в боях за Моонзунд. Во время "Церельской побудки" эсминец получил два попадания 150-мм снаряда. Но судьба в первый раз сохранила корабль - при таких серьезных попаданиях он сумел обойтись даже без потерь в людях.
Летом 1916 года русский флот готовился к большой операции по высадке в Курляндии, которую царь в конечном итоге отменил. Эсминец отрабатывал стрельбу по берегу на одном из островов в Моонзунде.
"Добровольцы" в походном строю
Во время Ледового перехода 1918 г. Балтийского флота из Гельсингфорса, корабль пришлось спасать во второй раз - затертый льдами, он получил повреждения корпуса и гребного вала.
ЛАДОГА
Попав после революции на хранение, бывший эсминец в 1925 прошёл капитальный ремонт и был передан Остехбюро, став опытовым судном «Конструктор» для испытания новых образцов морского оружия. В нескольких источниках обозначено участие "Конструктора" в Зимней войне 1939-40.
С началом боевых действий ВОВ в прибрежных водах Ленинграда в августе 1941 бывший эсминец переклассифицировали в сторожевой корабль. А уже 9 сентября 1941 г. «Конструктор» вместе с канлодкой «Вира» и «морским охотником» МО-206 вел массированный огонь по десанту финнов в сражении за остров Рахмансаари.
"Урожденных", т.е. непеределанных из гражданских судов, крупных боевых надводных кораблей в Ладожской флотилии было всего два (оба "сторожевика": "Конструктор" и СКР советской постройки "Пурга"). В этом качестве корабль отслужил на Ладоге до самого конца боевых действий, занимаясь, как и все корабли флотилии буквально всем: от буксировки и охраны барж для Ленинграда, до обстрелов побережья, дозорных и десантных операций. Густой черный угольный дым был визитной карточкой старого корабля, в то время как на других кораблях флотилии за само появление этого демаскирующего признака созывались партсобрания с оргвыводами.
СКР "Конструктор" в составе Ладожской флотилии, 1943.
ТЯЖЕЛО РАНЕН, НО НЕ ПОБЕЖДЕН
4 ноября 1941 года «Конструктор», стоя на рейде у Осиновецкого маяка, принимал эвакуируемых из Ленинграда - рабочих и инженерно-технических работников с семьями. «Конструктор» накануне вернулся с боевого задания - он обстреливал укрепленные позиции у деревни Марьино, вблизи Шлиссельбурга. На выходе из гавани «Конструктор» получил прямое попадание 250-кг авиабомбы с немецкого бомбардировщика. Взрывом была смята носовая оконечность, все находившиеся в ней члены экипажа и гражданские лица погибли. Героическими усилиями экипажу удалось подкрепить переборку 2-го машинного отделения и приостановить поступление воды. Корабль удалось сохранить на плаву и эвакуировать беженцев и большую часть экипажа. Была предпринята попытка отбуксировать его кормой вперёд в бухту Морья, однако уже 25 ноября тяжело повреждённый сторожевик ходе шторма был выброшен на отмель, а носовая оконечность оторвана окончательно. Казалось бы, корабль погиб, но оставшиеся в живых члены экипажа не хотели с этим смириться.
"Искалеченный корабль остался зимовать на рейде бухты Морье. Когда озеро покрылось льдом, по настоянию оставшихся на корабле моряков начались подготовительные работы с целью восстановить боеспособность корабля хотя бы в качестве плавучей батареи. Под водой была отрезана поврежденная носовая часть, представлявшая собой груду изуродованного металла. На корабле продолжалась жизнь. У орудия дежурили боевые расчеты, которые открывали огонь по немецким самолетам, налетавшим на базу. Под парами держался один котел, топливом для него были дрова, полученные из растущего на берегу леса.
Моряки настойчиво просили командование флотилии разрешить им своими силами восстановить носовую часть корабля и вернуть его в строй действующих. Специалисты-кораблестроители считали, что в условиях не оборудованного судоподъемными средствами берега, при отсутствии элементарно необходимого заводского оборудования сделать это совершенно невозможно. И все же в конце декабря предложение моряков было одобрено.
Вначале думали сделать носовую часть деревянной, как у баржи. Но такой вариант был не по душе морякам. В конце концов, по предложению командира электромеханической боевой части старшего лейтенанта П. А. Можейко моряки и судоремонтники приступили к изготовлению укороченной на 5 метров (из-за недостатка металла) носовой части корабля из листовой стали (в условиях блокадного Ленинграда на Ижорском заводе была изготовлена замена носовой части, весной 1943 года её доставили в Осиновец), присоединив ее к корпусу по временной схеме.
Восстановленный СКР "Конструктор" с укороченным баком.
После испытаний сторожевой корабль «Конструктор» с присоединенной на болтах носовой частью совершил под командованием старшего лейтенанта М. Ф. Пантелеева переход в главную базу флотилии Новую Ладогу, во время которого провел стрельбы из орудий главного калибра для испытания корпуса корабля в новом его качестве. В доке Новой Ладоги болты временного крепления носовой части были заменены заклепками с электросваркой, после чего сторожевой корабль «Конструктор» вступил в строй и с осени 1942 года снова принимал участие во всех боевых делах флотилии." Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. - Л.: Лениздат, 1989.
"Конструктор" в конце 1950-х.
3 января 1945 года «Конструктор» был вновь разоружён и переведён в состав опытных судов. 10 июля 1956 года он был переклассифицирован как бон-отопитель «ОТ-29», 1 июня 1957 года же исключён из списков ВМФ и сдан на слом. Так закончил свой путь верный служака, ставший свидетелем и активным участником событий неспокойного 20-ого века, не раз защитивший наш город.
Осенью 2012 г. со дна Ладоги
подняли якорь "Конструктора" и передали его в музей.
Эскадренные миноносцы класса «Доброволец». Фотографии из книги. Ранее по теме:
Ладожские линкоры