Рождение советской реактивной авиации

Apr 13, 2016 11:24



Истребитель БИ-1. 1943 г.

Читаю про условия, в которых рождался первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ -1 (Березняк - Исаев -1). Песня просто.

"Завод №293 из Химок эвакуировался поспешно (по воспоминаниям Чертока Б.Е. были уже намерения оборудование уничтожить, а самим уйти в партизаны). Поэтому этот и другие авиазаводы эвакуировались на восток в короткие сроки, с оборудованием и персоналом. На новом месте производственные площадки были не профильными, обученных кадров не имелось, а для размещения эвакуированных рабочих и ИТР приходилось приспосабливать различные, в том числе и нежилые помещения.

Вот как это описывал Борис Черток (учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва. Занимался разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.)

«Было получено уведомление, что нам подают специальный эшелон для эвакуации. Мы обязаны не жечь и взрывать, а организованно демонтировать, упаковывать все ценное оборудование, имущество и документацию. Весь личный состав с семьями должен в ближайшие дни выехать в поселок Билимбай на Урале и там продолжить работу».

Дни и ночи мы снимали станки, смазывали, укрывали, укладывали все, что можно, в ящики, маркировали, описывали, грузили. Я с товарищами умудрился, несмотря на протесты штаба эшелона, упаковать и погрузить все образцы машин переменного тока».

По свидетельству Бориса Чертока «в Билимбай прибыли утром 7 ноября. Он встретил нас двадцатиградусным морозом. Несмотря на праздник - 24-ю годовщину Октябрьской революции, объявили "всенародный аврал" по разгрузке эшелона. Местная власть всех прибывших временно разместила в просторном "Божьем храме" - церкви - прямо на холодном каменном полу. Пока женщины устраивали в церкви детей и налаживали быт, весь мужской состав начал перетаскивать оборудование на отданный в наше распоряжение чугунолитейный завод».

Для разместившихся на БТЗ авиазаводов в первую очередь важны были помещения, электроснабжение и транспорт. Электроэнергию завод получал от собственной электростанции, оборудованной турбогенератором «Целли», мощностью 500 КВт - популярный агрегат начала XX века. Парокотельная силовой станции была оборудована одним котлом системы «Никлосс», объемом 207 кв. метров. Это тоже очень популярная дореволюционная модель. В частности котлы системы «Никлосс» имел знаменитый крейсер «Варяг» (!!).

Электроэнергии в общем то, агрегат вырабатывал достаточно, но имел существенный недостаток: при ревизии паротурбины и очистке котла выпуск основной продукции на заводе останавливался на срок до одного месяца! В это время цеха освещались при помощи электроэнергии, выработанной с помощью локомобиля «Маршаль» с генератором на 50 КВт. «Маршаль» - знаменитая фирма, прославившаяся в начале XX века производством паровых молотилок."

Полностью здесь.. Статья gusev_a_v

41-45, Исторические зарисовки, Русский дух

Previous post Next post
Up