Молочные реки и кисельные берега Босфора

Dec 07, 2015 11:00




Внезапно, впервые в этом столетии, слово "Проливы" ворвалось на экраны в виде самой обсуждаемой темы. Запущенное в сеть где-то западнее нашей приграничной деревни Кукуевка Белгородской области, очередное ожидание "Сокрушительного Удара по клятой рашке", уже обросло комментариями на высоком уровне и тревожит зрителя насущными вопросами:
Перекроют ли турки Босфор? Чем мы ответим? Кто от этого быстрее сдохнет ишак или эмир?

Главным проверочным вопросом для всякого тревожного "а вдруг это случится?", всегда является "Что произойдет через месяц после этого?". С этого и стОит начать.




ЕСТЬ ТАКАЯ БУМАЖКА - БРОНЯ!
А через месяц турок ждет в лучшем случае шквал исков в международные суды о возмещении коммерческого ущерба и резолюция ООН о недопустимости нарушения международных соглашений.
Потому, что никому, тем более стране, которой не было в числе победителей 2-х мировых войн, нельзя вот так просто взять и закрыть Проливы, плюнув в международные договоры, главным из которых является Конвенция Монтрё. Последняя, признанная основным документом регулирующим судоходство в Проливах, содержит положения, которые однозначно позволяют Турции закрывать проходы между Черным и Средиземными морями для торгового и военного флота России лишь официально находясь в состоянии войны с нами. Все! Больше никак.
Отдельно для военных кораблей ВМФ РФ проход может быть закрыт, если Турция почувствует угрозу со стороны России. Но. Мало ли кто чего чувствует. Докажите в официальных инстанциях!

БУДУТ В СУДАХ ПЫЛЬ ГЛОТАТЬ
Проливы, хоть и являются собственностью прибрежных государств, но судоходство в них регламентируется международными соглашениями, гарантами соблюдения которых являются как страны, подписавшие эти документы, так и авторитетные международные организации, типа ООН. И ни одной Конвенцией Монтрё придется подтереться Эрдогану, чтобы закрыть калитку в Средиземное море для русских в мирное время. Это уже беспредел, а беспредельщиков нигде не любят. Тем более сельских. Появиться вопросы даже у "союзников" по НАТО.

И ЧТО СКАЖЕТ КНЯГИНЯ МАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА?©
Ведущие державы не потерпят создание прецедента, когда кто-то вдруг самостоятельно решает закрыть важную мировую торговую дорогу, руководствуясь своими политическими выгодами. Международное сообщество не захочет публичного нарушения важного Правила для всех, чтобы не получить через какое-то время рецидив в другой важной точке на карте.
Представим последствия блокировки одной из важнейших морских торговых артерий маленькой, но гордой прибрежной страной. Берем Малаккский пролив и Баб-Эль-Мандеб, к примеру. Густо минируем. Что дальше?



Дальше останавливается вся мировая морская торговля. Азиатские страны оказываются без ресурсов, а Европа остается без их дешевых товаров. Ситуация, способствующая расчехлению ядерных арсеналов, так как на кону слишком многое. Никто на это не пойдет, ибо проще предотвратить подобные заморочки, сменив власть в государстве-беспредельщике с помощью борцов с коррупцией или защитников угнетенных. Йеменские хуситы только заикнулись о блокировке Баб-Эль-Мандеба - тут же туда примчались региональные державы С. Аравия и Египет обеспечить нормальное танкерное судоходство. Если у них не выйдет, то сразу появятся корабли НАТО и китайцы с индусами. Иран раньше все грозился перекрыть Ормузский пролив, но так до сих пор и не собрался. Решили ядерное оружие разрабатывать, так как это, видимо, проще.
А с каким азартом все военные флоты мира гоняли обездоленных сомалийцев со ржавыми автоматами в Аденском заливе! Чтоб никому неповадно было в следующий раз даже не перекрыть, а просто попытаться взять под собственный контроль оживленный перекресток морской торговли.

НЕ В ПЕРВОЙ
Может ли Турция мешать нашему грузовому судоходству, не перекрывая Проливы? В принципе, да. Но эпизодически и недолго. Тем более, что она и не прекращала таких попыток со времен развала СССР. Турция уже довольно давно пытается найти лазейки в соглашениях по Проливам и ужесточить правила прохода судов в свою пользу. Придумали свой Регламент судоходства, содержащий ограничения для судов в турецких проливах и районе Мраморного моря, который вызвал бурные протесты черноморских соседей и не был признан ни одной страной или международной организацией по судоходству.

Турция активно использует свое право на регулирование прохода через Проливы. Меры, обоснованные безопасностью судоходства в Проливах, оборачиваются неоднократным приостановлением навигации. Например, с 1 по 9 апреля 2013 г. трафик через Проливы перекрывался 11 раз, при этом иногда на срок более чем 6 часов.
Справочно:
На очередной сессии (MSC 63/7/15) Комитета по безопасности на море (Maritime Safety Committee) Международной морской организации (International maritime organization) Россия заявила, что Турция имеет полное право вводить собственные правила, направленные на обеспечение безопасности судоходства и предотвращение загрязнения, но эти правила не должны противоречить Конвенции Монтре, Конвенции ООН 1982 г., общепринятым нормам международного морского права, применяемым к проливам, и основным постановлениям Международной морской организации. Резолюция A.827(19) Генеральной Ассамблеи ИМО, которая была посвящена принятию Регламента судоходства в турецких проливах и районе Мраморного моря, подтвердила правильность позиции России.




В 1982 г. правительство Турции попыталось ввести Регламент порта Стамбул, распространив его действие на всю зону Проливов и предусмотрев (в нарушение Конвенции Монтре) некоторые ограничения свободы судоходства в Проливах. Однако после возражений ряда стран на заседаниях Комитета безопасности на море Международной морской организации (IМО) в Лондоне, турецкие власти дали задний ход, сделав заявление, что этот Регламент касается лишь турецких и тех иностранных судов, которые заходят в турецкие порты, и не касается иностранных судов, проходящих Проливы насквозь.

В начале 2000-х Россия снова обратилась в Международную морскую организацию (IМО) Организации Объединенных Наций в связи с тем, что Турция ограничивает проход российских танкеров через пролив Босфор. Претензии российской стороны фактически сводились к тому, что Анкара под предлогом обеспечения экологической безопасности в октябре 2002 г. в одностороннем порядке вновь ужесточила правила прохода танкеров через Проливы, что привело к увеличению затрат российских компаний на транспортировку своей нефти. При этом российские и турецкие эксперты регулярно обсуждают вопросы обеспечения безопасности прохода через Проливы судов, особенно груженных нефтью, газом и другими опасными веществами. Тем не менее среднее время задержки российских танкеров возросло с 9 часов в 2001 г. до 45 часов перед Босфором и до 30 часов перед Дарданеллами в 2004 г. Т.е. задержки наших судов происходят уже довольно давно и никак не связаны с кампанией в Сирии, которая, считается, может заставить Турцию искать военное решение своих проблем.

МАЛЬБРУК В ПОХОД СОБРАЛСЯ?




А если Турция все же решит воевать с нами или объявит, что ей "угрожают"? Тогда в соответствии с положением Конвенции она будет иметь право перекрыть Проливы, верно?
Отлично. Осталась самая малость - начать войну. Это ОЧЕНЬ маловероятно. За что им воевать-то? За помидоры? За крымских татар? Что будет на следующий год после победы? Как выдержать международное давление всех заинтересованных стран, которых война в Проливах отрежет от рынков сбыта и дешевых поставщиков? В Черном море кроме России и Турции, 4 страны.
Как турецкой "правящей клике"© удержать власть внутри страны? Как не потерять рынки, критичные для экономики, которые потом никто не вернет? Как "идти в Европу"™, почернев от военного угара? Вопросы, тяжесть решения которых, испугает любого турецкого президента.
А "военную угрозу" нужно еще доказать в международных организациях. Украине, например, пока это слабо удается. Ведь в действительности, Неньку угрожают стереть с лица Земли лишь в интернете.

А ЕСЛИ ВЗЯТЬ И ЖАХНУТЬ?
Эмоциональные люди часто пишут, что турки не пойдут на перекрытие Проливов, только потому, что с нашей подачи на месте Стамбула тут же образуется кипящий кратер. Это вряд ли. Так большие дела в мире "больших мальчиков" не делаются. Решение проблемы способом ПОЛНОГО (это важно) избавления от конкурента характерна для мелких гангстеров с коротким сроком жизни. Среди держав такой способ никогда не практиковался и вряд ли это произойдет на нашем веку. Почему? Разрушенная Турция опаснее, чем живая и относительно здоровая не только для нас, но и для всех ее соседей, даже если в отношениях с ней присутствую спорные моменты.

А и Б СИДЕЛИ НА ТРУБЕ



Есть версия, что "поджимая" танкеры причерноморских стран, Турция старается переместить нефтяной трафик в "свой" трубопровод Баку-Джейхан.
Идея заключается в попытке затруднить и резко ограничить проход нефтяных танкеров через проливы, вынудив тем самым Россию и другие страны региона согласиться с транспортировкой каспийской нефти через трубопроводы, проложенные по территории Турции. Это, согласно турецким источникам, компенсировало бы Турции потерю иракской нефти, которая случилась еще когда Ирак попал под санкции при Саддаме.

ИТОГО
Перекрытие Проливов Турцией маловероятно и чревато для нее самой большими юридическими, экономическими и политическими проблемами. В мирное время это просто невозможно сделать, а военную конфронтацию с Россией Турции в одиночку не потянуть никакими своими ресурсами. Скорее всего, продолжится практика бюрократических задержек наших торговых судов с кратковременными "техническими" закрытиями Проливов в целях безопасности мореплавания. Решающего влияния на наш экспорт и на внешнюю политику эти действия не окажут.




Заметно, что Россия сейчас даже больше поджигает ситуацию, чем турки. Видимо, уверенная позиция дает основание "прогнуть" турков в каких-то дипломатических вопросах, не смотря на мнимую угрозу изоляции нашего флота в Черном море.

Все будет хорошо.

Игра, Чисто по жизни, Информационный повод

Previous post Next post
Up