Летчики советских ВВС на авиабазе RAF Errol (Шотландия). 1943-44 гг.
Пару раз случайно встречал в англоязычной прессе статьи о некой "секретной" миссии, с которой в Шотландии в 1943-44 г. находились наши летчики. Конкретики не было, в основном авторы описывали бытовые детали и нагоняли жути для кликабельности, как обычно.
Начинались эти истории примерно так: В январе 1943-го в специальную созданную британцами 305-ю учебную часть на авиабазу Errol близ Данди в Шотландии прибыли русские летчики.
ФОН
К началу второго года войны нехватка в СССР военно-транспортных самолётов стала критической. Нечем было оперативно перемещать военные грузы в случае особо важных операций, высаживать десанты, поддерживать окруженные войска, эвакуировать раненых, проводить операции за линией фронта. О важности транспортной авиации свидетельствует статистика: для выполнения транспортно-десантных задач в годы войны было выполнено более 1,7 миллионов самолетовылетов, что составляет свыше 31,4 % от общего количества боевых вылетов советской авиации.
7 сентября 1942 года Сталин в телеграмме послу СССР в Великобритании Ивану Майскому поручил договориться о поставке «хотя бы 500 транспортных самолётов». По этому поводу в октябре 1942-го было заключено отдельное соглашение между британским и советским руководством.
Британцы смогли предоставить 100 двухмоторных бомбардировщиков и предложили организовать полный курс обучения на AW.41 Albemarle для советских экипажей в Шотландии. Задача по перегонке самолётов была возложена на лётчиков Московской авиагруппы особого назначения (МАОН).
САМОЛЕТ
Предложенный британцами двухмоторный Armstrong Whitworth Aw.41 Albemarle хотя и назывался бомбардировщиком, но, в основном, использовался союзниками в транспортно-десантных целях.
Armstrong Whitworth Aw.41 Albemarle
"История этого самолета началась в 1938 г., когда английское министерство авиации подготовило техническое задание на новый средний бомбардировщик, который должен был сменить в строю королевских ВВС широко известный Bristol Blenheim. Наиболее интересной особенностью этого задания явились требования в максимальной степени заменить алюминиевые сплавы деревом и низколегированной сталью, а также упростить технологию производства до уровня, доступного небольшим, плохо оснащенным предприятиям. Иными словами, требовался массовый самолет военного времени, простой, дешевый и почти не использующий дефицитных материалов.
Транспортный самолет A.W.41 “Albemarle” с планером AS.51 "Horsa" на буксире
За время столь долгой доводки "Albemarle", и без того не обладавший сколь-нибудь высокими данными, окончательно устарел и не мог конкурировать с новыми английскими и американскими бомбардировщиками, поступившими на вооружение RAF. Лишь 32 "Albemarle" собрали в варианте B.I - дневного бомбардировщика, да и те практически никогда не использовали по назначению. Внедрение самолетов в строевые части ВВС так же затянулось, как и освоение в производстве. Машину решили превратить в быстроходный транспортный самолет для высадки воздушных десантов, заменив им устаревший "Whitley"."
Самолеты этого типа использовались для доставки грузов, заброске разведгрупп, высадки десантов, буксировки грузовых и десантных планеров. В 1944 г. в "день D" (высадка в Нормандии) "Albemarle" доставили к побережью Франции планеры "Horsa". Во время операций Market/Garden эти самолеты участвовали в крупнейшей за всю историю высадке воздушного десанта союзников в Голландии.
Именно этот самолет предстояло освоить советским летчикам в 1943 г.
ЛЕТЧИКИ ПРИБЫВАЮТ В ШОТЛАНДИЮ
"Перегонщиков для "Albemarle" набирали из числа очень опытных специалистов 1-й транспортной авиадивизии под командованием полковника В.М.Короткова. Все экипажи состояли из офицеров от лейтенанта до полковника. Среди них были будущие Герои Советского Союза, известные пилоты транспортной авиации А.С. Шорников, Г.А. Таран, С.А. Фроловский."
В Национальном архиве в Лондоне в оперативном журнале Королевских ВВС, авиабазы Эрролл есть запись: «1.01.43. Сформирована Особая часть №305 для обучения русских экипажей на «Albemarle» с целью перегонки 100 самолётов в Россию». «24.04.43. Русские лётчики отрабатывали заход на посадку и полёт на одном моторе. Лётное время: ст. лейт. Колесников: с инструктором - 3.45 ч, самостоятельно - 3.35 ч.».
Члены этой учебной группы попадали в Англию разными путями. Первая группа перелетела в Лондон из подмосковного Кратова на B-24 Liberator. Вторая прибыла на летающих лодках «Catalina» из Архангельска вместе с охраной арктических конвоев. Были те, кто пришел в Англию морем, на борту транспортов и кораблей охранения.
11 января 1943 г. в Данди прибыли первые три советских пилота и три бортмеханика, а 13 января в Эррол для них перелетели первые два самолета. С 21 января начались учебные полеты. 28 января из СССР приехала вторая группа обучаемых. С февраля на другой базе, в Престуике, начали учиться советские радисты.
Один из интерьеров на авиабазе Errol
По воспоминаниям сотрудницы авиабазы, русские на авиабазе жили отдельно от других, у них были свои спальные помещения, столовая и офицерский клуб. Предметом восторга и зависти была военная форма советских пилотов, которую сшил портной из соседнего города Данди.
Программа переподготовки наших пилотов в Шотландии была довольно краткой. По два полета с инструктором днем, еще два ночью плюс четыре самостоятельных и все. "Языковый барьер" обходили как умели, выучив несколько десятков основных терминов и стандартные фразы для общения с инструкторами и руководителями полетов на контрольной вышке.
НАЗАД В СССР
Самолеты должны были попасть в СССР через воздушное пространство, контролируемое Люфтваффе: Северное море, Дания, Норвегия, Швеция и Балтийское море. 3 марта 1943 г. из Эррола вылетел первый экипаж. После девяти часов полета, утром следующего дня, самолет сел на Внуковском аэродроме. В течение марта-апреля по этому маршруту последовали еще 12 "Albemarle" (четыре ST.I, семь ST.II и два GT.I), нагруженные инструментами, запчастями и оборудованием для тех.обслуживания.
Два самолета: капитана А.И. Куликова (2 марта) и старшего лейтенанта Ф.Ф. Ильченко (27 апреля) - при перегоне пропали без вести. Их искали английские корабли и самолеты, запрашивали шведскую береговую охрану, но никаких следов не нашли. Позднее выяснилось, что "Albemarle" Ильченко отклонился от курса и был сбит немецкими истребителями.
Один советский экипаж (капитана С.А. Груздина), разбился при учебном полете в горах Шотландии вместе с английскими инструкторами. Капитан С.А. Фроловский успел совершить два рейса-27 марта на Т.II и 27 апреля на T.I. До конца июня перегнали 11 машин.
В конце июня 1943 г. учения закончились. Советско-британскую дружбу чествовали во время церемонии чаепития в королевской резиденции в Эдинбурге по приглашению представителя короны лорда Монтроз. Перед отъездом в качестве почетных гостей летчики посетили футбольный матч в Глазго, а в Йорке им дали возможность понаблюдать за вылетом на Берлин тяжелых дальних бомбардировщиков Halifax.
КАК СМОТРЕЛИ В ЗУБЫ ДАРЕНОМУ КОНЮ
По прилету к нам самолеты подвергли тщательным испытаниям. Например, в НИИ ВВС испытывались два ПТ.I. Одну машину попробовали и в ЛИИ. Заключение было следующим: британские машины значительно уступали и отечественным дальним бомбардировщикам, и транспортным самолетам ПС-84 (Ли-2), уже имевшимся на вооружении наших ВВС. Машина получила кличку "обормот" и не пользовалась любовью авиаторов. В докладах инженера 3-го полка Колычева перечислено множество выявленных уже в первых полетах дефектов. Например, летчикам мешал малый просвет между кончиками лопастей винта и землей (около 300 мм). Это затрудняло взлет даже с загрязненной бетонной взлетной полосы, не говоря уже о грунтовых заснеженных площадках.
С помощью специалистов НИИ ГВФ во главе с инженером Кузнецовым во Внукове подготовили техническое описание "Albemarle", регламент техобслуживания и руководство по эксплуатации.
В НАШЕМ НЕБЕ
Уже летом 1943 г. британские самолеты начали грузовые перевозки в тылу.
Машины разделили примерно поровну между транспортной авиацией, находившейся тогда в двойном подчинении ГВФ и ВВС, и авиацией флота. Первые самолеты использовали для оснащения формируемого тогда 3-го полка 1-й транспортной дивизии, из которой в основном и набирались экипажи для перегонки. Дивизия базировалась во Внукове. Чуть позже "Albemarle" получила транспортная эскадрилья 65-го полка особого назначения ВВС ВМФ, располагавшегося на Измайловском аэродроме.
Обычно эти самолеты возили срочные грузы. Здесь использовали то, что "Albemarle" превосходил ПС-84 (Ли-2) по скорости и дальности. Лишь один раз попробовали слетать на английской машине в тыл к немцам для сброса листовок.
Федор Алексеевич Астахов. В 1941-1942 годы был командующим Военно-воздушных сил (ВВС) Юго-Западного фронта. С 1942 года - начальник Главного управления ГВФ и одновременно в 1942 - 1943 годах - заместитель командующего ВВС РККА, в 1943 - 1944 годах - заместитель командующего авиацией дальнего действия.
КОНЕЦ ПРОГРАММЫ
Ознакомившись с результатами первых недель эксплуатации "Albemarle" в нашей стране, комиссия под руководством маршала Астахова рекомендовала отказаться от их дальнейшей приемки или, по крайней мере, серьезно модифицировать. Еще в мае перегонку самолетов приостановили. В сентябре же советское правительство официально отказалось от 100 самолетов, а 86 потребовало модифицировать.
А в конце лета 1943-го в 1-ю транспортную дивизию начали поступать американские Douglas C-47. Перегонщики продолжали тренировки в Шотландии до 18 апреля 1944 г, изучая параллельно "Москито", на который наши военные имели определенные виды. Но вскоре последовал отказ и от последних 86 "Albemarle", и 30 апреля учебную часть расформировали. Советские экипажи вернулись домой морем.
История, глазами внучки участника учебной группы в Шотландии А. БелорусовойХудожественный пересказ истории с фотографиями из ШотландииТехнические особенности самолета и история его службы