Большие пушки Ленинграда

Sep 08, 2014 10:55



Пушки советских (бывших императорских) линкоров Балтийского флота защитили Ленинград

8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург (Петрокрепость). Все сухопутные пути, ведущие в город, были отрезаны. С этого момента пошел отсчет блокады Ленинграда. Успешная оборона такого мегаполиса, каким был тогда город на Неве, является уникальным случаем в истории войн. Называются разные причины, благодаря которым город устоял, отбил вражеские атаки и выжил в чудовищных условиях зимы 1941-42 г.
Одним из малоизвестных фактов блокады является наличие в Ленинграде беспрецедентного количества морской артиллерии крупных (120+ мм) калибров. По этому показателю битва за Ленинград больше походила на крупное морское сражение, хотя большинство снарядов искали наземные цели.

После того, как в конце августа 1941 г в Кронштадт прорвались из окруженного Таллина корабли Балтийского флота, число стволов морской артиллерии увеличилось до 360 орудий (из них 207 береговых). Это было равносильно тому, если бы город защищала крупная эскадра, включающая в себя дредноуты и тяжелые крейсера.



Железнодорожная устанвока ТМ-1-14 во время испытаний на полигоне под Ленинградом. Из архива музея КТОФ. shtillshtill

И это утверждение не притянуто за уши. 101 орудие (28 процентов общего количества орудий) крупного калибра с дальностью стрельбы 28-45 км и 259 орудий (72 процента) среднего калибра с дальностью стрельбы 22-25 км. Полевая артиллерия Красной армии не могла обеспечить такой дальности (всего 10-12 км) и стреляла более легкими снарядами (6-40 кг).
12 орудий главного калибра линкора "Марат" посылали 470-кг снаряды до 30 км. Орудия установленные на железнодорожные установки били 180-мм снарядами весом 97 кг на расстояние до 38 км.
В самое тяжелое время - ноябрь 1941 - февраль 1942 г. продолжалось ускоренное строительство новых батарей. За это время было построено 29 батарей железнодорожной артиллерии с 70 орудиями.
Изготовление стволов калибра 305-мм и выше было прекращено отечественной промышленностью в 1917 году и возобновлено только в конце 30-х годов. Поэтому для 356-мм установок ТМ-1-14 использовали стволы, имевшиеся на крейсерах типа «Измаил», которые производились в Англии для России в 1915-1917 годах. Установки ТМ-3-12 (оборона Ханко) получили 305/52-мм орудия, поднятые в буквальном смысле со дна моря, точнее, с затопленного в Севастополе линкора «Императрица Мария».



180-мм железнодорожная установка ТМ-1-180
В годы войны в составе Ленинградского фронта действовали три батареи 180-мм установок ТМ-1 -180: 12-я, 18-я и 19-я. 16-я батарея в самом начале войны убыла на Черное море, а 17-я была заблокирована на полуострове Ханко и впоследствии при эвакуации гарнизона Ханко ее транспортеры пришлось вывести из строя. Остальные ТМ-1-180 прошли всю войну без потерь.




Для сравнения: следующий по мощи береговой артиллерии - Севастополь




Тяжелые снаряды береговых батарей, кораблей Балтийского флота и железнодорожных установок внесли неоценимый вклад в срыв попыток немцев взять город осенью 1941 г. Среди хора советской артиллерии звучали даже 203-мм орудия недостроенного немецкого тяжелого крейсера "Лютцов", купленного СССР незадолго до войны. Немцы поставили для крейсера двойной комплект снарядов, стволы жалеть смысла не было и "Лютцов"-"Петропавловск" выпустил по бывшим соотечественникам чуть ли не больше всех снарядов среди кораблей Балтийского флота.
На первоначальном этапе обороны города задачей артиллерии КБФ, в первую очередь береговой, было максимально содействовать армейским частям в нанесении дальних ударов по наземным целям. Осенью 1941 г Красная армия не имела нужного количества пушек, особенно крупных калибров.
В сентябре 1941 г. часть батарей железнодорожной артиллерии была передана в подчинение армейского командования. 12 батарей железнодорожной артиллерии, имевших на вооружении 56 орудий, с сентября 1941 г. по январь 1942 г. провели 2170 стрельб, израсходовав 26 387 снарядов. Большая интенсивность стрельбы привела к тому, что в конце января 1942 г. на всех орудиях были заменены стволы.

8 января 1942 г. все батареи железнодорожной артиллерии были сведены в 101-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду, которая по количеству орудий явилась самым мощным артиллерийским соединением в Ленинграде. В ее состав вошло 7 артиллерийских дивизионов и отдельная батарея (всего 28 батарей с 63 орудиями калибра 356-45 мм.
Чтобы представить возможности бригады, достаточно сказать, что одновременный залп всех батарей калибра 100 мм и выше обрушивал на врага 4 350 кг металла, а с учетом скорострельности она посылала в одну минуту более 28 тыс. кг. (Залп главного калибра линкора тип "Айова" в 1945 г - около 11 250 кг, 2 выстрела в минуту.)




Постепенно, после отказа немцев от активных наступательных действий, особую роль артиллерия крупных калибров стала играть в контрбатарейной борьбе против немецких пушек, систематически обстреливающих Ленинград.
В 1942 г. для обстрела Ленинграда противник использовал до 250 орудий. Огневые налеты продолжались 8-10 минут, затем наступал перерыв от 1 до 3 часов. В январе 1942 г. по городу было выпущено 2696 снарядов, в феврале 4771, в марте 7380.



406-мм артустановка, созданная для первого советского линкора "Советский Союз". После разрыва 406-миллиметрового снаряда в земле образовывалась воронка глубиной 6 метров, а разлетающиеся осколки могли поражать живую силу противника в радиусе 4 километров. Стрельба из пушек такого калибра была настолько дорогостоящей, а запас снарядов настолько мал, что разрешение на нее мог дать только командующий артиллерией Балтфлота. Естественно, что это происходило только в чрезвычайных случаях. Например, во время прорыва блокады в 1943 году батарея № 1 вела огонь по Красному Бору, где находился стратегический объект - гидроэлектростанция.

Всего в 1942 г. береговая и корабельная артиллерия израсходовала на контрбатарейную борьбу 60440 снарядов калибра от 406 до 100 мм, или 62 процента всех снарядов, затраченных в боевых стрельбах по содействию войскам Ленинградского фронта. Как только на улицах Ленинграда начинали рваться снаряды, по общему сигналу «Стрекоза» или «Гром» вся тяжелая артиллерия Ленинградского фронта, береговые батареи и корабли обрушивались на склады, железнодорожные станции, штабы, узлы связи, скопления живой силы противника. В таких случаях вражеская артиллерия вынуждена была переносить огонь на наши батареи и тем самым ослаблять или вовсе прекращать обстрел города.



Тарасевич. Форт «Красная Горка». Подвозка снарядов к орудию краснофлотцами 311-й батареи Балтийского флота. 1941 г.

А что у немцев?
К концу 1942 г. немцы решили активнее расстреливать город. Если в начале блокады противник в основном применял орудия, калибр которых не превышал 152 мм, то со второй половины 1942 г. в район Ленинграда была передислоцирована тяжелая артиллерия, действовавшая под Севастополем, в том числе мортиры калибра 220 и 420 мм и гаубицы калибра 400 мм. Кроме того, из Франции, Чехословакии и Германии прибыли железнодорожные транспортеры с 210-мм орудиями.



400-мм гаубица французского производства 40-H(E)-752(f)

На 1 января 1944 года Вермахт имел под Ленинградом 256 пушек калибром свыше 105-мм и гаубиц (мортир) калибром свыше 150-мм.
Железнодорожная артиллерия насчитывала пять батарей. Одна из них, 693-я батарея, была вооружена восемью 400-мм гаубицами французского производства 40-H(E)-752(f). Другая, за номером 459, - двумя 370-мм 37-H(E)-711(f). Как видно из индекса, также французскими. Эти орудия имели очень мощный снаряд (вес осколочно-фугасной гранаты 500-600 кг), но достаточно скромную дальность стрельбы, около 16 км.



280-mm железнодоро­жная установка Короткий Бруно (28 cm Kz.Br.K. (E))

Два транспортера с пушкой К5(Е) состояли на вооружении 686-й батареи. 691-я имела смешанный состав: два транспортера "короткий Бруно" калибра 280-мм и две французские 340-мм пушки 34 -К(Е)-674(f).9 К концу декабря "короткий Бруно" расстрелял боезапас и был отправлен в Германию. "Французов" ожидала в ближайшем будущем та же участь. И, наконец, третья 691-я батарея была оснащена одним 240-мм чехословацким транспортером 24-К(Е)-457(t). Два других орудия были отправлены в Пльзень на замену стволов.

Густая железнодорожная сеть Ленинградского района создавала исключительно благоприятные условия для применения "пушек на колесах". Немецкое командование придавало соответствующее значение этому виду артиллерии. По данным хроники 215-й пехотной дивизии, исключительно кровопролитные бои в июле-августе 1942 года за Урицк и Старо-Паново в известной степени служат иллюстрацией к сказанному. Треугольник железных дорог в этом месте соединял ветку Петергоф-Урицк с остальной железнодорожной сетью. А именно на этом участке маневрировали транспортеры с пушками больших калибров, обстреливавшие Ленинград и Кронштадт.





За первый квартал 1943 г. наша морская артиллерия провела 4446 артиллерийских стрельб с расходом 53 945 снарядов: 38 406-мм, 114 356-мм, 7 305-мм, 19 254-мм, 19 203-мм, 1084 180-мм, 2264 152-мм, 40225 130-мм, 353 122-мм, 2522 120-мм, 692 102-мм, 6608 100-мм.
Особую сложность в подавлении немецких батарей играла их маневренность, в то время как места расположения наших тяжелых корабельных орудий и береговой артиллерии были неизменны и учитывались немцами при планировании своих действий. При прочих равных условиях немецкая артиллерия имела возможность наносить удары с позиций, выбранных с учетом минимальной уязвимости от огня тех же 305-мм пушек "Марата" или "Октябрьской революции". В тех же случаях, когда выбор позиций вне зоны действия мощного огня всей ленинградской артиллерии был невозможен, немецкие батареи подавлялись и довольно эффективно. Обстрелы города продолжались до самого конца блокады.



Воронка от немецкого снаряда на улицах Ленинграда

В операции прорыва блокады в январе 1943 г., при взломе насыщенной глубоко эшелонированной обороны немцев участвовало 11 батарей стационарной береговой артиллерии (34 орудия калибра 406-100 мм), 16 батарей железнодорожной (32 орудия калибра 356-100 мм), 3 эскадренных миноносца и 3 канонерские лодки (22 130-мм орудия).



Советские офицеры осматривают тяжелые немецкие орудия, обстреливавшие Ленинград. Это две 305-мм мортиры M16 чешского производства фирмы «Шкода».

Донесение начальника оперативного отдела штаба Группы армий "Север" начальнику Оперативного управления Сухопутных войск от 21 ноября 1943 года

В соответствии с телефонным сообщением главнокомандующего артиллерией предполагается изъять из состава 768-го дивизиона РГК две батареи с семью 210-мм пушками К39.
Группа армий вынуждена сообщить по этому поводу следующее:
768-й дивизион РГК с наличными 1600 выстрелами на сегодня является основным инструментом воздействия на Ленинград. Кроме него имеются в наличии четыре 170-мм, две 240-мм и семь 210-мм пушек К38 с общим боезапасом 2300 выстрелов, а также три К-5 с минимальным числом снарядов. Имеющиеся в группе "Schwerste Flachfeuer" восемь 150- и 155-мм (французского производства) орудий используются для контрбатарейной стрельбы при ведении огня тяжелыми системами по целям в Ленинграде.
При реализации данного решения продолжение обстрела важнейших целей в Ленинграде ставится под сомнение.



Крейсер «Киров» салютует в честь окончательного снятия блокады Ленинграда

Подводя итоги, отдадим должное морской артиллерии Ленинграда, которая стала важной деталью уникальной в мировой истории успешной обороны мегаполиса. Несмотря на все сложности, связанные с особенностью положения осажденного города, большие пушки Ленинграда помогли выстоять в многолетней борьбе против смертельно опасного и технически подготовленного врага.

Текст не является серьезным историческим исследованием (возможны неточности) и берет на себя задачу популяризации темы.

Цитируется по книге: Перечнев Ю.Г.
Советская береговая артиллерия: История развития и боевого применения 1921-1945 гг.

Статья "Опасный противник"
А.Н. Заблотский (г. Таганрог)
Р.И. Ларинцев (г. Северодвинск)


41-45, Исторические зарисовки, Война

Previous post Next post
Up