в 1911 г. русский морской генеральный штаб собрал сведения о стоимости постройки судов заграницей. Им была составлена нижеследующая таблица сравнительной стоимости постройки одной тонны водоизмещения в разных государствах:
Россия Англия Германия С. А. Ш. Италия.
Линейного корабля 1.532 913 846 876 1.090
Броненосного крейсера 1.720 943 817 - 1.060
Легкого крейсера 1.840 - 910 - -
А нынче сетуют, что "дороги строят по двойной цене" :)
5 октября 1911 г. морской генеральный штаб вошел с докладом к морскому министру, в котором подверг критике уже произведенную часть подсчетов, и указал, что стоимость линейных судов и легких крейсеров отечественной постройки такова, что за границей можно было бы на ту же сумму построить силу на 50% большую по тоннажу. Это явление морской генеральный штаб объяснял покровительственной системой собственным заводам, «тем более недопустимой, что сроки выполнения у наших заводов являются неизменно выше заграничных, без всякой гарантии и практической ответственности за опоздание». Что касается казенных заводов, «то они не только не в состоянии регулировать цен частных заводов, но всегда ставят расценки выше их...»
Одним из предложений было: "Войти в совет министров с докладом о неприемлемости расценок, предъявляемых отечественными судостроительными заводами, и о необходимости отказаться, хотя бы на пять лет, от покровительства отечественному военному судостроению и выполнить усиленную программу, хотя бы путем постройки судов на иностранных заводах."
Петров, Михаил Александрович
Подготовка России к мировой войне на море
Говоря о "линейном корабле", имелся в виду дредноут, тип "Севастополь".
Прошло 100 лет и Россия сегодня строит современный "Севастополь" ("Мистраль"), на этот раз, во Франции