Шёлковый путь

Dec 18, 2016 16:58

Михаил Погарский. Разброд Планет. Циклическая поэма, посвящённая Н. Гумилёву. Фото В. Михайлутца
Интерактивный объект будет представлен на выставке "Шёлковый путь" с 23 декабря по 5 февраля в ГЦСИ

Полный текст поэмы:

Разброд планет
Магу, менестрелю и страннику Н. Гумилёву

Шаталась ночь подвыпившей звездой.
Цикады рассуждали про искусство.
Усталый гений брёл к себе домой,
Доверив курс шестому квази-чувству1.

Сюжеты рвались мошкарой на свет,
О корни зацеплялись окончанья.
Парад, или скорей, разброд планет
Навскидку намечался как названье.

У озера далёкого жираф2
Расталкивал петляющие строки…
Географ, график или просто граф3
Вернулся в дом из ивы и осоки.

1.
Шаталась ночь подвыпившей звездой.
Граф разложил нехитрые пожитки.
Пел стансы невечерний козодой4.
И травы шелестели словно свитки.

Отточенным фламинговым пером
И полноводным слогом водопада
Он дополняет ночь густым стихом
О хаосе планет перед парадом.

И серебром неслышных суперструн5
Вселенная бросала звон напутствий
И в свете отдалённых солнц и лун
Цикады рассуждали про искусство.

2.
Цикады рассуждали про искусство.
Каких культур намедни урожай.
И хорошо ли собрана капуста,
И о Малевиче, конечно, невзначай.

- А слышали, вчера на побережье
Заезжий маг нездешние слова
В волну и ветер отпускал небрежно
И из поверий строил острова.

Он уходил в седые горизонты
В рассветы, погружаясь с головой,
Где стих и спички, побросав в котомку
Усталый гений брёл к себе домой

3.
Усталый гений брёл к себе домой.
Вселенная качалась бригантиной.
И где-то за кудыкиной горой
Частицы обретали свои спины6.

Кружился первозданный хоровод,
Крушились изначальные законы.
И выходили из запретных вод
На сушу синеокие драконы.

Столетья поворачивали галс,
Подставив паруса вспенённым буйствам,
И демон времени менял века на час,
Доверив курс шестому квази-чувству.

4.
Доверив курс шестому квази-чувству.
Расправив крылья над морской волной,
Пером вспеняя голубую пустошь,
Маг орошал священной влагой зной.

И прорастали вымыслы и злаки,
И корчевались домыслы и зло...
Маг, прочитав таинственные знаки,
В святую воду погрузил весло.

Он правил шлюп на остров Воскресенья
Там где сокрыт ещё один завет.
Где под приморским ветром вдохновенья
Сюжеты рвались мошкарой на свет.

5.
Сюжеты рвались мошкарой на свет,
Светилось море золотым планктоном,
Песочный дом рассыпался в сонет
Многоголосым черноморским звоном.

И рифмы опускались белой чайкой,7
Гиганты пили слово как вино.8
Сливались волны со строкой случайной,
И небо раскрывало своё дно.

Маг хохотал прозрачным детским смехом,
Похожим на шаманское камланье9.
И камнегрудым первобытным эхом
О корни зацеплялись окончанья.

6.
О корни зацеплялись окончанья.
О вечность спотыкаясь, лёгкий стих
На томике старинного изданья10
Как лист осенний вздрогнул и затих.

Ночь раскрывала звёздные ветрила11.
Луна дрожала в небе и воде.
И древняя реликтовая сила
Бросала вызов року и судьбе.

И новый слог тревожно содрогался
В обломках смысла, круговерти лет...
И распадался или начинался
Парад, или скорей, разброд планет.

7.
Парад, или скорей, разброд планет
Дробил и мял космический порядок.
Вносилась смута, поднимался бред,
Метался хаос на полях тетрадок.

Маг дикие таинственные знаки,
Расчерчивал линейки на песке.
А Малый пёс и Гончие собаки12
Дрожали отраженьями в реке.

Маг размечал орбиты междометий
И ставил меты в планах мирозданья
Вселенский "АХ" в строке тысячелетий
Навскидку намечался как названье.

8.
Навскидку намечался как названье.
Как эхо взрыва первозвёздный "АХ"!
Пегаса галактическое ржанье13,
И крыл его вневременный размах

Вдыхали жизнь, рождали вдохновенье,
Слова бросали в омут и в песок...
Маг написал строку стихотворенья.
Простейшую из всех возможных строк.

Она искрилась изначальным светом,
Предвосхищая многотемье трав...
Кружился вальсом, вихрем, менуэтом
У озера далёкого жираф14.

9.
У озера далёкого жираф
Ложился спать средь мраморного грота.
От глади вод дымился лёгкий чад.
Вливалась мысль в поток водоворота.

Астральный переменчивый трамвай
Врывался в стих стремительным гепардом...
Маг разломил хрустящий каравай,
Чтоб поделиться с подошедшим бардом.

За чаем на прибрежной полосе
Они меняли устья на истоки.
И дым костра, свиваясь на косе,
Расталкивал петляющие строки…

10.
Расталкивал петляющие строки…
Плакучей ивы ароматный дым.
Бард подобрал от каравая крохи
И бросил с песней сойкам голубым.

Он пел канцоны беззаботным птицам,
Крошил на берег хлебы и слова.
И этим просветлённым небылицам
Внимала оперённая толпа.

Слетались воробьи и альбатросы,
И змеи выползали из канав
Послушать, что пел, сидя на откосе
Географ, график или просто граф.

11.
Географ, график или просто граф,
Поэт, учёный, птичий менестрель,
Стихом и криком крик и стих поправ,
Восстал из песни и растаял в трель.

И маг рассыпал горсть песка по ветру.
Травы и чая бросил в котелок.
А в небе одинокая комета
Летела на светающий восток.

Вращалась утомлённая планета.
И корабелы покидали доки.
Маг, перейдя границу тьмы и света,
Вернулся в дом из ивы и осоки.

12.
Вернулся в дом из ивы и осоки
Достал тетради, вытащил перо,
И просто (без изысканной мороки).
Стих записал и выбросил в ведро.

Стих, выросший из сора, вышел в мусор15
Не ведая ни славы, ни стыда…
Ни подвиги, ни прочие искусы
Не волновали мага никогда.

Он разъяснял бродячему поэту
Пульс жизни невесомый и простой,
Где гулкой тишиной перед рассветом
Шаталась ночь подвыпившей звездой.

Примечания:
Поэма построена на внутреннем диалоге двух альтер эго Гумилёва Бродячего мага и странствующего менестреля.
1.       Отсыл к стихотворению Гумилёва «Шестое чувство»
2.       Отсыл к стихотворению Гумилёва «Жираф»
3.       Гумилёв была не просто путешественником, но и исследователем, некоторые из его путешествий финансировала Российская академия наук. Он был не только поэтом, но и художником. Живописи и графике Гумилёв обучался в Париже. И хотя Гумилёв не был графом, но происходил из дворянского рода.
4.       Невечерний козодой - отсыл к сборнику философских трактат Сергея Булгакова «Свет невечерний». Песня козодоя ярко выделяется среди пения всех остальных птиц, она с одной стороны напоминает пение цикад, а с другой стороны окончание этой песни похоже на звуки мотоцикла, когда он начинает глохнуть.
5.       Согласно теории суперструн мир все элементарные частицы и их фундаментальные взаимодействия возникают в результате колебаний и взаимодействий ультрамикроскопических квантовых струн на масштабах порядка планковской длины 10−35 м. Эти струны - своего рода первичное творение в нашей Вселенной.
Они не материальны, но, тем не менее, их можно уподобить некоей натянутой нити или струне, парящей в десятимерном пространстве-времени.
Летая в десятимерии, этот объект испытывает внутренние вибрации. В результате этих вибраций (или октав) и происходит вся материя. И по сути всё разнообразие частиц в природе - это просто разные октавы одного итого же первозданного творения - струны.
6.Отсыл к стихотворению Гумилёва «Заклинание» (Юный маг в пурпуровом хитоне /
Говорил нездешние слова, / Перед ней, царицей беззаконий, /Расточал рубины волшебства…)
7.      
8.       Спин - собственный момент импульса элементарной частицы, имеющий квантовую природу и не связанный с движением частицы как целого. Своего рода «душа» частицы.
9.       "Рифмы как птицы слетались тогда..." Н.Гумилёв. Канцона первая
10.   "Моим рождённые словом, / Гиганты пили вино / Всю ночь. И было багровым, / И было страшным оно". Н.Гумилёв. Творчество
11.   Строка из стихотворения Н. Гумилёва "Роза"
12.   Шаманское камлание - процесс когда в состоянии транса шаман общается с духами.
13.   "Вот ставит ночь свои ветрила" Н. Гумилёв. "Юг"
14.   Малый пёс - созвездие Северного полушария неба вместе с Большим псом сопровождает охотника Ориона. Гончие псы - созвездие северного полушария неба - спутники Волопаса, в созвездии которого горит звезда влюблённых Арктур, давшая название замечательному рассказу Юрия Казакова «Арктур - гончий пёс», посвящённый памяти М.М.Пришвина.
15.   Крылатый конь поэзии Пегас увековечен в названии созвездия Северного полушария неба.
16.   Отсыл к строкам стихотворения Н.Гумилёва «Жираф». «Вдали он подобен цветным парусам корабля./ И бег его плавен, как сказочный птичий полёт./Я знаю как много чудесного видит земля, /Когда на закате он прячется в мраморный грот»
17.   Отсыл к стихотворению первой жены Н.Гумилёва Анны Ахматовой «Когда вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыла…»






поэзия, Выставки

Previous post Next post
Up