До Листвянки доехал как обычно автостопом. Дорогу, правда, не узнал. Наворотили каких то развязок, дорогу расширяют, меняют ее направление. Зачем непонятно. Дорога всего 60 км и упирается в Байкал. Дальше дорог нет.
Все для туристов, хотя и раньше дорога была довольно неплохая. Автостоп здесь всегда хороший, долго стоять не приходиться. Первый водитель провез всего километров пять. Что- то рассказывал о пирамидах по всему миру, мол, зачем и почему непонятно. Второй водитель еще километров десять. Стал рассказывать про медведей, и какого страха от них натерпелся. Однажды к нему залез в сарай шатун и перебил всю живность. Дверь открывалась внутрь и была на щеколде, но он ее выбил, зашел, а назад уже выйти не смог. Позвал охотников, те стреляли в окошко и потом полдня боялись в сарай зайти.
На память оставил себе зуб медведя и сделал из него кулон как у вождя индейцев. Только через несколько лет зуб раскрошился, чему мужик очень огорчался, надо его лаком покрывать. Хорошо буду знать.
Потом остановился бурят, который вообще не знал куда ехать. То уточнял, какая это область, искал какое то Щучье, и через километра два развернулся и поехал обратно.
Тут же стопиться раздолбанный микроавтобус. Рыжий парень с бородкой очень обрадовался.
- О! Автостопщик! Как же я люблю вас подвозить, всегда какие-нибудь интересные истории расскажете. И до самой Листвянки он не умолкал.
Поведал, что он оккультист, эзотерик, карты таро, еще чего то там. Что однажды отговорил, одного автостопщика от поездки, рассказав, что его судьба на этой трассе пойдет не в лучшую сторону. Впечатлительный путешественник вышел из машины и назад поехал вообще на поезде. В конце поездки предложил работу. Но не помощником шамана, а по строительству срубов.
В Листвянке на льду народу, что муравьев. Выходные, погода хорошая, все гуляют, катаются на лыжах коньках, жарят шашлык и всячески развлекаются. На прокат предлагают, снегоходы, квадроциклы, катают желающих на собачьих упряжках и оленях. К набережной подъезжают автобусы с китайцами. Те выбегают на лед, устанавливают треноги и направляют свои камеры прямо в лед. Чего то там высматривают.
А я направляюсь вдоль берега до поселка Малое Голоусноное. До него 50 км, погода отличная, идется легко, но местами скользко. Снег лежит островками, свободного льда много. Лед прозрачный, видно дно. Чем дальше от Листвянки, тем снега больше и торосов больше. У берега укатана дорога. Это дорога на деревушку Большие Коты. До Котов можно добраться только по воде или по льду, сухопутных дорог туда нет. Есть тропа в горах, по ней в основном туристы ходят. До Котов 18 км. Неплохо бы дойти за сегодня, вышел на лед уже вечером, и начинало довольно быстро смеркаться.
В принципе и рассчитывал идти ночью пока хватит сил.
По укатанной на льду дороге идти довольно легко. Слева скалистый берег, а справа поля торосов, их не то что проехать, пройти было бы довольно проблематично.
Стемнело и идти вдруг стало как то не очень комфортно. Луны не было и очень быстро сбиваешься с накатанной дороги. Грузнешь в снегу и колотом льду, который торчит как клыки. Шел подсвечивая фонарем из телефона. На долго бы его не хватило, поэтому включал его редко и в итоге дорогу потерял. Идти по ледово-снежному крошеву сложно, медленно и сильно утомляет.
В луче фонаря мелькнули звериные следы. Вообще зверь выбирает наиболее простую дорогу, так что направился по следам. Чьи следы непонятно, то ли лиса, то ли что то на нее похожее. Передвигалось это животное следующим образом. Следы идут прямо спокойно, вдоль берега. Затем пропадают. Подсвечиваю фонарем и не могу понять, куда же эта зверюка делась? Назад не пошла, но и вперед не пошла. Улетела? Через метра три нахожу следы. Значит, она прыгнула и пошла дальше.
Так и двигалось это животное. Метров десять идет затем прыжок и дальше. Ее прыжок достигал от трех моих шагов до шести. Но это точно не заяц был. Байкальское кенгуру, не иначе.
Дальше наткнулся на следы человека. Это уже лучше, возможно он меня на укатанную дорогу и выведет. Следы этого человека были такими, что в его один шаг умещалось мои два. А через какое то время, человек потоптался на месте и следы его пропали! Все как и у зверька. Назад он не шел, а впереди белая снежная целина. Обдумать эту загадку не успел, так как на льду показалась машина. А, вот и накатанная дорога!
По дороге вышел к пологому берегу и решил сделать привал. Что то много сил забрало бездорожье.
Развел огонь, нагрел чаю, запарил какую то еду. Красота! Ветра нет, вообще тишина удивительная. Костерок потрескивает, сидел бы и сидел. Но спать неохота и надо идти.
С дороги больше не сбивался и вскоре увидал огни Больших Котов. Почему деревня носит такое странное название, никто толком не знает. Есть некоторые версии.
От слова «Котцы» это такая рыбная ловушка, которые ставили в реке.
От эвенкийского слова «нож»
От названия обуви каторжников «кОты»
Каторжники там бывали, и добывали они золото. В деревне остались старые шурфы. Золото добывали до 1960 года. Затем все бросили.
Обходя деревню, случилось неприятное происшествие. Лед вдруг стал потрескивать, а затем я провалился по колено в воду. Думать откуда там вода, если лед толщиной до метра времени не было. Еще метров десять я проваливался не глубже чем по колено и выбрался на твердый лед.
Ночью на льду с мокрыми ногами это очень плохо. Надо срочно выбираться на берег, разводить огонь и сушиться. Выйти на берег не всегда получается. Обрывистые скалы почти везде. Но через минут пятнадцать, все же выбрался. И тут же в темноте наткнулся на старую беседку или что- то вроде этого. Крыша, деревянный настил на земле, стен нет. Рядом старый разваленный то ли курятник, то ли загон для мелких животных. Вот его то и разобрал на бревна, из которых получился чудесный костер. Высушился, наварил еды, чаю и долго еще сидел у костра. Повалил снег, под крышей, на деревянном настиле было комфортно и даже жарко от костра. Спальник у меня был летний, но от костра шел такой жар, что спать было жарко, под утро проснулся все же от холода. Подбросил бревен и через пять минут снова варил, чай. Серый рассвет, валит снег, надо идти дальше.
Снег валил еще пол дня, видимость плохая, но заблудиться у меня шансов не было. Все же берег рядом и надо просто идти вдоль. Прошел мимо палаточного лагеря расположенного на берегу. Народ там только начинал просыпаться, выползать из палаток, раздувать погасший костер. С хорошей палаткой и спальным мешком можно и подольше поспать, а я уж с пять километров прошел для сугреву.
Затем меня догнал хивус. Затормозил, водитель стал оглядываться по сторонам. Как он тут проедет непонятно, по кругу как забор вздыбились торосы. Хивус взревел винтом, поднял тучу снега и рванул прямо на торосы. Проскочил их и снова остановился. За хивусом идти легко, он своим надувным брюхом очень здорово очищает дорогу.
Подошел к этой чудо машине, пообщался с водителем. Попробовал вписаться, но водитель ожидал группу туристов и взять меня не мог.
Впереди появилась точка и стала довольно быстро приближаться. Силуэт все время подскакивал, и первое время думал, что это скачет на встречу конь. Когда конь подскакал поближе, оказалось, что это мужик, с рюком, идет мне на встречу очень резвым шагом. Мне даже как то стыдно за себя стало, я иду будто прогуливаюсь по Бродвею. А этот прет как танк, причем ветер ему в лицо.
Немного стал ускоряться. При сильном попутном ветре это даже очень просто. Идти не тяжело даже по снегу, только жарко. Да, кругом лед и снег, а с тебя просто пар валит. Охота пить и вода быстро заканчивается. Нужно делать, хоть небольшой привал, разводить огонь и топить снег. На одном таком привале, растопить снег кое как удалось, но вот закипятить воду и попить чаю нет. Ветер дул просто ураганный, валил мокрый густой снег. Костер тух, дымил, коптил, выпил холодной воды со льдом и отправился дальше искать более укромного, места, или ждать улучшения погоды.
На Большом Кадильном мысе встретил группу туристов, которая шла мне на встречу.
Выглядели они, так как будто только что вышли из супермаркета туристического снаряжения. Яркие куртки, бахилы, кошки на обуви, солнцезащитные очки, все с палками и все тянули за собой волокуши. Волокуши мне понравились, тащить за спиной рюкзак тяжело. Надо бы и себе такой присмотреть. В этот раз впрочем, рюкзак у меня был легкий. К чему тащить много вещей на 50 км? В рюке был летний спальник, котелок, запасные носки и 4 пакета растворимой картошки. А еще чай и конфеты.
Да уж топать им теперь прямо против ветра придется. Не позавидуешь.
В течение дня встречал еще две группы, и все шли мне на встречу. Вернее на встречу ветру. А ветер уже дул не на шутку. Над Байкалом носились снежные торнадо. Торосы по метра три в высоту, трещали и ломались. Торосы между Большой и Малой Кодильной падью вообще какие то гигантские. Огромные плиты льда с метр толщиной, вздыбились, наползли друг на друга, образуя пирамиды или просто ледяной хаос. Одна из таких ледяных плит не выдержав напора ветра, рухнула с оглушающим треском, у меня на глазах прямо в трещину, выбросив столб брызг. Будто гигантское животное вырвалось из подо льда.
Трещины попадались довольно часто. Но шли они вдоль Байкала, метров за двести триста от берега и ширина их была от двух до трех метров. Трещины, свежие, их еще не успело даже льдом затянуть. Вот сейчас тонкий ледок встанет снегом занесет и не заметить и провалиться очень даже просто. Впрочем, провалиться не очень боялся. На мне довольно легкая одежда, лыжный комбинезон, и легкий городской рюкзак. При провале думаю легко выберусь. Рядом берег, можно высушиться у костра. А вот провались вот в такую трещину, на середине Байкала, то если и выберусь, то пройти двадцать - тридцать километров в мокрой одежде навряд ли получиться.
На Большой Кадильной находились домики из бревен, возле них паслись коровы, на домах солнечные панели. Это смотрители нац. парка живут, есть там и гостевой домик для туристов. Сколько стоит не узнавал, да и вообще прошел мимо не заходя. Дальше до Малой Кадильной двигался по берегу, по очень приятной заснеженной грунтовке, вокруг сосны, обрывистый берег, красота. Кадильный назван в честь того, что здесь обжигали известь и постоянно валил, кадил, дым.
В Малой Кадильной пади находятся пещеры. Там находили следы жизнедеятельности пещерных людей. Наконечники стрел, луки, черепа людей и животных. Но искать пещеры не стал. Они находятся на высоте от 60 до 250 метров над уровнем Байкала и ползать по заснеженным скалам желания не было. Но место было очень симпатичным. Делаю привал.
На берегу нашел старую стоянку с костровищем, лавочку и столик. Идеальное место, для привала. Еда, чай, запас чая с собой. Сушу обувь. У костра разогрелся так, что хотелось упасть и спать. И вообще в таком месте можно и пару дней пожить.
На льду появились черные точки, и пока обедал, эти точки превратились в людей. Человек пятнадцать шли мне на встречу. Подошли к костру. Пообщались.
Шли они с Большого Голоустного в Листвянку. Кажется, только я выбрал удачное направление, этим тоже приходиться пробиваться против ветра.
В Большое Голоустное пришел уже в темноте. Устал изрядно, за день протопал 30 километров.
Дальше только автостопом в Иркутск. Ходят ли машины в эту пору неясно. Надо хотя бы найти выход из этой деревни. Пока искал нужную трассу познакомился с двумя тетками, которые поохав, что до Иркутска уж не чем не доберусь и узнав, что ночевать собираюсь в лесу отвели меня к старому буряту на ночевку. Бурят Алексей Иваныч 80 лет. Родился и всю жизнь прожил в этой деревне на берегу Байкала. Работал в колхозе, пока тот не развалился, и всю жизнь занимался охотой и рыбалкой. Бил нерп и ловил омуля.
Ты завтра уезжаешь? Чего так рано, можешь пожить у меня, и вообще как будешь в Голоустном всегда заходи, меня тут все знают.
Меня покормили, и я завалился спать. Проснулся в семь утра. Алексей Иваныч уже не спал и топил печь.
Может, вам помочь чем? Дров там наколоть, воды принести?
Не ничего не надо, все есть…
Ну спасибо за хлеб за соль, пошел, в общем.
Пока выходил на трассу и шел некоторое время по ней, замерз, так как ни разу за эти сутки. Холод и ветер просто жуткий. Быстрая ходьба не помогает.
Голоустное названо по рельефу местности. Голое устье реки Голоустной, окруженное невысокими горами. Не раз проглядывал фото этого места, и оно мне не нравилось. Даже водитель эзотерик отзывался о Голоустном как о месте довольно унылом. Но на месте выглядело все довольно симпатично. Летом здесь думаю вообще здорово.
Меня подобрал грузовик прям до Иркутска. 70 километров дороги щебень и грунтовка, но зимой любая грунтовка превращается в довольно сносную трассу.
В 18 году обещают дорогу,- делиться информацией водитель.
По пути действительно встречается много дорожной техники. Дорогу делают.
-Ночевал то где?
-У Алексея Ивановича.
-А понятно!
Итак, за сутки прошел 50 км. Это для меня довольно экстремальный все же темп. Вымотался изрядно. Лучше проходить по 20 км, разбивать лагерь, отдыхать. Идти вдоль берега комфортнее, чем по льду на ту сторону, всегда можно развести огонь и согреться, просушить вещи, отдохнуть.
Неплохо бы обзавестись волокушами. По льду идти думаю гораздо легче чем по берегу летом. Вдоль берега проходит ББТ ( Большая Байкальская Тропа). Только идет она по довольно тяжелому участку, все время то вверх, то в низ. За Большими Котами тропа проходит по Чертовому мосту. Это тропа по карнизу скального участка, местами с мостиками над обрывом.
Ледовая дорога от Листвянки до Больших Котов
На таких берегах устраивать стоянку невозможно. И в основном такие берега повсюду.
Click to view