Apr 05, 2007 14:08
Пересмотрела "Москва слезам не верит" с большим интересом. От начала и до конца его видела всего однажды, кажется, лет 10 назад. Очень забавно меняется восприятие. Героиня Муравьевой, вызывавшая подростковое снобистское отвращение и больше ничего, оказывается вовсе не плохой, несмотря на свою вульгарность и неспособность подняться выше мишуры. Жалко ее, в общем. У очевидно неприятной мамаши Рудика нашлась своя правда. Конечно, она могла как-то более человечно и внимательно поговорить с Катей и выяснить ситуацию, - но в ее глазах все и правда выглядело гнусно! Провинциальная охотница за пропиской, без микроскопа видно. И заметим - она пришла к Кате в общежитие и предложила денег, пусть унизив ее при этом, но именно в ответ на то, как унизили (по ее мнению) ее саму. Я знаю реальные случаи, где девушку, не совершавшую никакого обмана, в подобных обстоятельствах вышвыривали на улицу, чо. Ну это я так, отвечаю собственному юношескому максимализму.
Фильм, на мой взгляд, неплохой, но ничем не примечательный, "Оскар" был явно политическим. Проскакивали там вещи, которые до того никто вслух не произносил, - типа пассажа персонажа Басова ("Антон, зам. начальника главка"): "Бунтарей теперь развелось, а вот в наши времена сидели и молчали". И еще несколько подобных фраз. А вообще фильмов о судьбах, особенно женских, было много, и выдержанных в подобном ключе.
В принципе же это такая сказка. Жили-были три подружки (сестрички) в большом городе. Старшая вышла замуж за хорошего парня из своей деревни (похожего на нее в смысле), родила много детей, и жили они душа в душу. Только состарилась рано. Средняя себе искала принца в яркой короне, да так и не нашла. А младшая искала большой любви и большого дела, и после терниев все у нее получилось.
Образы обеих подружек в кино использовались и раньше. Про женщин типа Тоси снимали много в 50-60 годы, это типичный деревенский типаж, но конкретных фильмов не назову, я их мало смотрела. Героиня фильма "Сладкая женщина" в точности повторяет Люду Свиридову. Играла ее Гундарева, они даже внешне похожи немного. Ну а главная героиня - образ всех времен и народов, с поправкой на советский феминизм. Сходу она напоминает героиню более позднего "Служебного романа" и старый фильм с очень похожим сюжетом "Екатерина Воронина". Ходульные образы. По-настоящему необычен (по тем временам так точно) - Гоша.
Интересны в этом фильме как раз закадровые мессаджи. Мессадж первый: хозяева жизни - женщины. Они знают свою дорогу и идут по ней, куда считают нужным. Заметим, что по-настоящему на своем месте все-таки только Тося - жена и мать. Мужчина к женщине прилагается, в случае Тоси прилагается правильно, как глава, но именно что "нахлобучивается сверху", простите за каламбур. Остальные мужчины (кроме Гоши) - нелепы, или застенчивы (и Тосин Коля, пока без нее, такой же), или просто неприятны, или попадают в глупые положения, вроде импозантного любовника героини в ситуации "теща приехала".
Героиня, во вранье неопытная, свою игру проиграла. И Гошу потом тоже чуть не потеряла из-за вранья, ага. Люда, со своей житейской многоопытностью грамотно раскрутившая милого молодого человека на брак, не учла, что с мужем еще и отношения как-то надо строить. Кстати, психологически очень достоверна фиксация на теме алкоголя в этой линии: он так упорно отказывался, когда его уговаривали выпить, что заранее понятно, что будет дальше. У него эта проблема изначально была, не вопрос. Ну и жена тоже добавила.
Мессадж второй: очень сильная взаимовыручка подруг, значимость дружбы. Их жизнь явно развела, но все бегут на помощь, когда что-то случается. При этом дружба сочетается с соперничеством - а как у подруги? Но "мы в одной лодке, мы одной крови, и нам надо вместе пробиваться в жизнь".
Мессадж третий - про Гошу: все герои фильма знают, как устроен мир. Каждый знает немного свое, но все действуют по неким правилам, которые усвоили когда-то давно. Особенно выпукла в этом Люда, но и остальные тоже вполне. Гоша живет по другому принципу. Он ВНИМАТЕЛЬНО смотрит, анализирует и старается понять. Это редкая и действительно очень привлекательная черта, скрашивающая даже смешные уже фишки типа "все решать буду сам" и "женщина должна готовить и стирать". Впрочем, и эти детали в контексте всей истории уравновешивают амебность других мужчин. И заметьте, как неожиданно среди всего этого общего внимания к быту и устремления вверх по социальной лестнице звучит его мысль о том, чтобы заниматься, чем нравится, и что не все мечтают быть руководителями! Думаю, юной девице услышать это было очччень полезно.
Да, и еще. Секс подается как стыдное, опасное, запретное и сулящее неприятности дело. В первый раз в виде трагедии (с Рудиком), во второй - в виде фарса (с "теща приехала"). Вообще же странно, что деревенская девушка не знала, что "от этого бывают дети".
фильмы