Помимо прекрасных бумажных книжек, накупила Бобке аудиокниг. У нас до сих пор были только детские песенки в основном. Вчера весь день наслаждалась любимой с еще Переделкинской детской библиотеки "Вниз по волшебной реке" Успенского (это радиоспектакль, текст читает Гердт, и там есть прекрасные вставки, где в сюжете появляется Василиса Премудрая, Гердт берет такое как интервью у советской женщины-летчика и просит ее рассказать советским детям, как трудно жилось женщине на Руси. А Кощея озвучивает Папанов, он там еще и поет).
А другой диск - любимая тоже пластинка "Малыш и Карлсон". Наверное, у многих такая была. И вот о ней у меня много чувств
.
Есть три разных произведения в нашем культурном пространстве. Книга Астрид Линдгрен в прекрасном переводе незабвенной Л. Лунгиной, великолепный мультфильм с Раневской и Ливановым и вот эта пластинка. Которая, может, и меньше как культурное явление, но тоже сделана хорошо и с любовью.
Книга, как и должно быть, наиболее многопланова. Малыш там - вполне обычный мальчик, иногда страдающий от одиночества и безнадежно мечтающий о собаке, но умеющий веселиться, шалить и хулиганить. Игру в палатку, чтобы подглядеть на парня старшей сестры, хоть и предложил Карлсон, но Малыш с удовольствием поддержал. Они с Карлсоном часто устраивают заговоры, совместно хихикая над курощаемой домомучительницей, и все такое. И собака у Малыша появляется в середине книги, то есть щемящая мечта, она реализуется. Малыш может быть и бывает счастлив. Карлсон, при всех своих неприятных качествах, его по-своему любит, как выясняется в конце книги.
Мультик - он только про это. Жилось ребенку скучновато и грустновато, и вот появился чувак, который сделал весело. Даже из неприятностей типа домомучительницы, и особенно из них.
А пластинка, она... она печальна до трагизма. Кроме шуток, я пару раз чуть не заплакала. Карлсон раз за разом предает Малыша, и с самого начала заявляет на это право. Он взрывает его паровую машину - и сваливает от неприятной беседы с родителями. Исчезает, обещав с ними познакомиться, выставляет Малыша на посмешище. Оставляет его одного на крыше, заметив, что Малыша разыскивают. Он не способен думать не о себе. А Малыш ему это с самого начала позволяет.
Малыш - не шалун. Он очень разумный и послушный ребенок. Он знает, что машину нельзя запускать без старших, не потому что папа будет ругаться, а потому что опасно, - но Карлсону он не может противостоять. Подрался с Кристером, потому что поспорили кто кого сборет, - причина более чем уважительная. О собаке он мечтает как о единственном существе на свете, которое будет только ему принадлежать. Когда брат и сестра подарили ему плюшевую собаку, желая его подразнить, он рыдал так, что мама позвонила папе и они решили - да черт с ним с геморроем от этой собаки, пусть у ребенка уже будет счастье, что ж он такой несчастный. Вон и Карлсона какого-то выдумал.
Кстати, история на пластинке заканчивается тем, что в др Малыша родители решили зайти в детскую и посмотреть на милых крошек. А там в это время был Карлсон. Увидели ли они его - не сказано. А сказано: "И с тех пор никто не слышал от Малыша ни одного слова о Карлсоне". То есть в ЭТОЙ истории - Малыш его таки выдумал? А получив собаку, перестал нуждаться в такой невротической дружбе? Вообще другая история получается. Никогда не обращала на это внимания.
...Это правда. Малыш несчастен так, как будто он сирота. Словно бы нет у него теплых и любящих родителей - а как же явственно чувствуется, что они есть, что они чудесные, умные и любящие!
Это феномен, который одна моя подруга назвала "наведенным сиротством". Когда любимый ребенок чувствует себя как недолюбленный - хотя и знает, конечно, что его любят. Я имею в виду, что он не ошибается в отношении чувств родителей, а по жизни ощущает себя так, как будто его не любят. Что он всем должен. Что над ним можно издеваться. Что его можно бросить, что ему ничего не положено.
Я такая. И еще знаю людей с таким ощущением, все из благополучных и любящих семей. Мне кажется, тут могут быть две причины. Первая - системная повторяющаяся ошибка в воспитании. Например, ребенку кричат строгим и противным голосом - ОТОЙДИ ОТ ДОРОГИ!!! Желая показать, что опасно и чтобы немедленно было выполнено. А он это считывает как "я плохой, на меня кричат". Вторая (возможна как частный случай первого) - когда у матери изначально есть какая-то тревога сильная, связанная с ребенком. Может, была угроза выкидыша и она боялась его потерять. И тревога такая сильная (и мама продолжает бояться), что ребенок "берет" ее себе - и начинает бояться потерять маму. И уже под это подбираются причины ("я недостаточно хороший, меня отдадут в приют" - такие страхи. Или "у меня никого и ничего нет", как у Малыша).
Для семилетнего человека чего стоит фраза "лучше умереть, чем есть цветную капусту".
Что сделать, чтобы такого не случилось? Как обеспечить маленькому существу хороший, устойчивый запас чувства безопасности - учитывая собственную тревожность? Разве что отделять свои состояния от чувств к нему и не лениться говорить об этом.
А вообще-то я про историю. Такие три совершенно разных сказки с разными акцентами.