Французские писатели Часть 2 - Фредерик Стендаль

May 03, 2011 18:58




Примерно в то же время, как я открывал для себя Бальзака и когда еще не обзавелся его 15-титомным собраний сочинений, я познакомился и со Стендалем, вернее с его "Итальянскими хрониками", очень интересными и компактными историями, написанными почти в протокольной манере. Казалось, что из каждой хроники можно было сделать полноценный роман, развить сюжет, внести в черно-белое изображение краски. Но это бы и отняло своеобразность этих историй, в которых, тем не менее, страсти кипят нешуточные.

В конце 2004-го года я снова обратился к Стендалю, обзавелся и его тоже 15-титомным собранием сочинений, хотя, что касается непосредственно романов, то они занимали только первые пять томов, в остальном были письма, дневники, мемуары, путевые заметки, работы о Наполеоне, Расине и Шекспире, Моцарте, итальянской живописи и пр. Тогда я прочитал “Пармскую обитель” и “Красное и черное” (из первой я выписал только одну цитату, я даже приведу ее: “Правописание не создает таланта”, а из истории Сореля несколько десятков, кое-что я потом использовал в своей новелле “Съедобная часть королевы”). Правда, я уже почти успел забыть эти романы. Помню, мне больше понравились небольшие романы Стендаля “Арманс” и “Ламьель”. А недавно я прочел “Люсьена Левена”, надо сказать, не без удовольствия.

Проза и стиль Стендаля несколько богаче, чем у Бальзака. Бальзака отличало то, что он умел придумывать истории, у него было богатое воображение, и он хорошо передавал с помощью пера картины своего воображения. У Стендаля все утонченней. Но я не так охотно разделяю мнение (сколько помнится, им отличался, например, Камю), что Стендаль был одним из первых психологов в литературе, для меня это скорее миф психологизма. Да, его персонажи много размышляют, думают вслух, анализируют свои действия и действия других людей, разбирают свои чувства, но это ли уже Психология? С другой стороны, и правда звучит как Психология. Но в таком случае и Лермонтов был психологом.

Стендаль любил Италию, Неаполь, он вообще был заядлым путешественником и столь же охотно описывал свои путешествия, страны и нравы. В его трактате “О любви” (дя нынешнего времени это довольно забавное чтиво) есть интересное сравнение английской и французской любви, как любят в Испании и как любят в Италии, в Германии и в России. Стендаль питал особую слабость к горячим южным нравам, корсиканские страсти кипят в его произведениях не менее бурно, чем на страницах у Мериме. Да и Бальзак был неравнодушен к этим страстям.

Большинство называет Стендаля просто Стендалем, а не Фредериком Стендалем. Кажется, что даже его настоящее имя Анри Бейль более распространено.

писатели

Previous post Next post
Up