День сурка - Groundhog day (1993)

Feb 02, 2010 14:10



Впервые я посмотрел “День сурка” где-то в конце 90-х, и было это, верно, второго февраля. Фильм произвел на меня очень сильное впечатление, и мне помнится, он не столько показался мне позитивным, сколько депрессивным. Некоторые моменты были уж до чего грустными, особенно когда Фил дошел до того, чтобы убивать себя каждый день, или когда ты уже думаешь ну вот оно завтра, ан нет, снова здорова. Впрочем, слеза наворачивается в иные романтические моменты, но все же для меня этот фильм скорее не романтическая комедия, где любовь наконец побеждает над повторением одного и того же дня, а философская сказка, в основе которой лежит допущение повторения одного и того же дня.
День сурка - древняя традиция одного из штатов. Фил, которого играет Билл Мюррей (надо сказать, одна из лучших его ролей) отправляется в маленький городок, чтобы делать репортаж о сурке. Он (то есть Фил) - несколько пресыщенный тип и постоянно сыплет язвительными замечаниями. Рита же, напротив, радуется происходящему. И вот настает День сурка, на часах 6:00, и по радио звучит песенка Сони и Шер “I got you baby”, этому только предстоит повторяться много-много раз. Надо заметить, что этот фрагмент песни, оттого что он повторялся и в свете обстоятельств повторения, имел на меня гипнотическое воздействие, правда, когда я услышал песню целиком, то несколько разочаровался. Сделав репортаж, Фил не может уехать из городка из-за снежной бури, он вынужден остаться, но назавтра он попадает еще и во временную ловушку, вчерашний день начинается сначала, и ход событий повторяется вплоть до мельчайших деталей. Фил обескуражен и испуган. Перед сном он ломает карандаш, а, проснувшись, находит его целым. Он понимает, что застрял в одном дне, и это приводит его уже не в замешательство, а в какое-то отчаяние. Встает вопрос: “Что делать, если завтра нет?” И ответ: “Делай, что хочешь”. Фил начинает использовать свое положение. Отчаяние сменяется погоней за удовольствиями. В сущности, в фильме хорошо показана природа человека. Затем Фил ставит перед собой задачу соблазнить Риту, но эта цель не столько прихоть, она для него значит нечто большее. Но что бы он ни делал, у него ничего не получается, все фокусы и приемы напрасны. И он снова и снова возвращается к началу. Пресытившись эгоистическими возможностями и не могучи получить желаемого, Фил снова впадает в отчаяние. Он пытается убить себя, потом берет за компанию сурка, но ничего не выходит. Он не может умереть и выясняет, что не властен помешать умереть старику, спасти которого ему жизненно-необходимо. Наконец отчаяние сменяется стремлением помочь другим, сделать доброе дело. Фил как будто смирился с тем, что не может вырваться из дня сурка. Теперь он отдает время чему-то стоящему: помогает людям, учиться играть на пианино или вырезать ледяные скульптуры, словом сказать, из разрушения рождается созидание (в некотором роде, по крайней мере). И в один прекрасный день так же неожиданно, как завтра в один день перестало наставать, завтра волшебным образом настало. Фил из третьего февраля - уже не Фил из первого, он уже другой человек.



Сомневаюсь, чтоб многие не видели этот фильм, но если вдруг, или есть желание пересмотреть, наибольшие шансы увидеть его по телевизору как раз второго февраля (в большинстве случаев его показывают именно в этот день). Сегодня, например, по СТС будут в 22.00 показывать.

movie

Previous post Next post
Up