Моей дочке сейчас 6,8. Она совершенно замечательный ребенок, особенно последние года полтора
:). Такая, каким и бывает обычный живой ребенок, - со всплесками эмоций, слезами, радостями и горестями, послушанием и непослушанием. Но мой сын в ее возрасте был просто несносен. И это в том самом возрасте, когда ребенок обычно более-менее спокоен - уже не в кризисе и еще не в следующем кризисе.
В тот период у нас с мужем было много претензий к сыну. Он совершенно не соответствовал нашим представлениям о том, каким должен быть ребенок таких замечательных родителей как мы. Иногда червячок «что-то может в консерватории надо подправить» точил нас внутри, но мы всячески его там же внутри давили, не давая таким мыслям стать осознанными. Потому что ну как это, - получается, все дело в нас? Да мы «тристапятьсот» (как говорит моя дочка) книг прочли, стараемся все делать правильно, и сами мы ничего такие, умные и порядочные и вообще душки. А сын не удался.
За год до школы (сыну на тот момент было 5 лет 7 месяцев) мы решили посоветоваться с психологом - что нам делать с таким ребенком, как жить дальше. Знакомые порекомендовали специалиста - умудренную опытом немолодую женщину с выездом на дом. Ей мы и поведали все ужасы нашей нелегкой жизни. Накануне я составила список вопросов «как поступать» и разных наших проблем. Этот список я сейчас и процитирую, сохранился с тех самых пор.
Итак, вот каким мы видели своего сына и что нас беспокоило:
1) Не может спокойно стоять во время чтения, рассказывания. Носится по комнате, двигается, нагибается…
2) Игнорирует авторитет старших
3) Не слышит, когда говорят что-то, что он не хочет слушать
4) Тяжело концентрируется и удерживает внимание (особенно тяжело при присутствии третьих лиц)
5) Сильно обидчив, что создает сложности при вливании в коллектив
6) Не желает преодолевать сложности (при первой заковыке - "не смогу", "не получится", "не буду")
7) Стремится всех угощать, всё всем дарить (даже незнакомым людям), ко всем пристает с разговорами
8) Первого встречного называет своим другом, при этом даже имя спросить не удосуживается, а если и спросит - сразу забывает, так как эта информация для него не имеет значения
К этому списку претензий был еще перечень вопросов, интересующих нас с мужем:
1) Как усовершенствовать нашу систему наказаний и поощрений?
2) Как грамотно поступать в ситуациях, когда ребенок обещает что-то сделать, но не держит слово. С одной стороны, нужно в результате научить его не давать пустых обещаний и выполнять то, что пообещал, с другой стороны - важно не внушить ему, что он обманщик. Как это делать?
3) Как добиться, чтобы ребенок убирал игрушки и каковы должны быть наши с мужем действия в случае некачественной уборки?
4) Когда пора выдавать ребенку личные деньги и в каком количестве?
5) Как вести себя грамотно, когда застаешь ребенка за поеданием втихушку сладостей?
6) Что делать с просьбами "Соне купили игрушку, хочу такую же"?
7) Что говорить ребенку, когда он спрашивает «Почему Соня мною командует и говорит, что она старше и значит я должен ее слушаться, а ты, мама, говоришь, что если человек старше - не значит, что надо его слушаться?»?
8) Нужны ли в таком возрасте обязанности по дому и каким образом контролировать их исполнение, что делать в случае ненадлежащего исполнения?
9) Необходимо ли домашнее животное, если ребенок его просит?
10) Нормально ли, что ребенку по барабану, поведут ли его в цирк/театр/кино/игровую/музей (то есть теоретически он хочет, но ничего делать дабы повели - не будет, в том числе и хорошо себя вести накануне)?
11) Выбор школы - это выбор учителя или знаний или контингента учеников или численности класса?
Ни один из двух - диаметрально противоположных, надо сказать - варианта действий, озвученных умудренным (зачеркнуто) отягощенным опытом психологом, меня не устроил. Мы пошли своим долгим путем шишек, граблей, семейной и моей личной психотерапии, родительских психологических тренингов и моего психологического обучения.
С тех пор прошло почти 10 лет. Изменилась я, изменилось ВСЁ. Но я никогда не забуду, какой была тогда. И очень горюю, что первые 9 лет жизни сына я хоть и была с ним, но меня как будто не было рядом.
Это пост-размышление. А есть ли у вас сферы, в которых вы чувствуете себя так же неуверенно и зыбко, как я с сыном, когда ему было 6 лет?