Абырбырсинские приключения. Эфиопия. Юг. 26-27 декабря

Jan 30, 2019 14:21

1 день - 26 декабря - среда

Долгожданный рейс из Москвы таки состоялся, и вот в 7.00 26го декабря мы ступили на Эфиопскую землю. Нашему отправлению предшествовал день сборов, и еще несколько недель сидения на иголках в гаданиях, прилетит ли самолет. Дело в том, что начало регулярных рейсов между Аддис Абебой и Москвой было запланировано на октябрь, но все откладывалось, и первый рейс торжественно состоялся лишь 19 декабря.
      Полет прошел легко. Кто-то из нашей группы занял места в начале салона, а кто-то в хвосте - в надежде ухватить все три сидения. Места свободные были, но мало. Регистрация открывается за 36ч и проблем не вызывает. Кормили в полете хорошо, разливали вино. Вылетели на полчаса позже, но это ничуть не омрачило нашу радость от того, что мы вылетели... вылетели на встречу приключениям!
      Быстренько проставили визы по прилету (50$, фото не требуют), получили багаж и встретили 5го участника трипа, который летел через Франкфурт.
Потом обменяли деньги: кто-то в официальном обменнике по курсу 1$=28 быр, кто-то через левую кассу 1$=29быр. Впоследствии мы встретили много желающих купить у нас доллары даже по 30-31 быр. Дело в том, что эфиопы сами не могут купить доллары в банке, и достают их только через туристов. Для туристов смысл менять официально заключается в том, что дают справку, по которой можно обменять назад оставшиеся в конце поездки быры
      У нас появились местные денежки, и мы сразу же пошли их тратить. Для того чтоб была связь друг с другом и интернет,к упили местные сим картами. Они продаются прям тут же - во 2м терминале. Оператор в Эфиопии один, тариф тоже один, так что выбирать ничего не надо. Симка 50 быр , на ней уже 300 мб, 30 звонки и какие-то смс. За 100 быр можно купить еще 1гб траффика.
      Разделавшись с важными делами, которые заняли около часа, отправились на поиски терминала 1, из которого мы скоро полетим на юг страны - в город Абра-Мынч.  Поначалу тот факт, что идти через улицу, нас не напряг. Но в реальности пришлось идти минут 15 мимо каких-то строек и помоек, по пыли и под любопытные взоры местных. Сдали вещи и зачекинились на рейс. Времени еще было вагон, так что пришлось снова выходить на пыльную улицу - пошли гулять до какого-то кафе с мепс.ми. Перебрав несколько, одно из кафе нам вполне подошло - заказали тибс и соки. Сравнили местную инжеру с той, что кушали неделю назад в московском эфиопском кафе - одинаково кисло. Когда уже возвращались в аэропорт, обратили внимание, что других белых на улице нет. Видимо, все ездят на авто.
      Аддис - Абеба - Арба Мынч был нашим первым местным перелетом, и потому зрелище прикольного винтового самолетика вызвало кучу восторгов и желание обфотать его со всех сторон. Рейс вылет с небольшим опозданием, что типично для внутренних рейсов.
      Сразу по прилету нас встретил Эфрем с табличкой. Расселись на два джипа и отправились в отель Mora Heights. У Эфрема мы взяли полный тур пакет, т.е. он предоставляет машину, отели, оплату туристических достопримечательностей. За еду (кроме завтраков, которые включены в стоимость отелей) мы платим сами. Заселившись в три номера, было приятно принять душ и переодеться в нормальные летние вещи.

1. Отель Mora Height встретил нас новогодней елочкой

Эфрем представил нас гиду, который должен был стать нашим гидом на всем путешествии по Югу. Не помню, как зовут гида на самом деле, ник Фиш мы все быстро запомнили. Сказал, что любит плавать, потому и ник такой.
     С Фишем приехали на озеро Чамо, прогулка по которому стала первым пунктом в нашей обширной 17 дневной программе. На озере живут бегемоты и крокодилы и еще всяческие птицы, смотреть на которые туристов возят на лодочках. Я думала, что на озере будет прохладно, и изрядно утеплилась - зря, т.к. стояла жара. Мы провели на озере время с 15 до 16.30. По словам Фиша, лучшее время для наблюдения за животными - раннее утро, когда еще не так жарко. Но мы тоже кое-кого увидели. Особо запомнился т.н. крокодиловый рынок. Это не традиционный рынок, где можно купить-продать крокодила. Это местечко на суше, где возлежали крокодилы с красиво открытыми зубастыми пастями. Гулять там нельзя, можно только наблюдать из лодки.
      После катания немного прогулялись возле пристани. Наблюдали за необычными обезьянами с голубыми попами.

2. Озеро Чамо

3. Озеро Чамо. Крокодиловый рынок

4. Озеро Чамо

Потом долго искали хороший рыбный ресторан. Объехали несколько по рекомендации Фиша. Рыба везде была замороженная, и дорогая. Позже мы узнали, что это типично для Эфиопии - свежевыловленную рыбу сразу же замораживают. Мы в итоге прекрасно поужинали в ресторане нашего отеля (блюда по 150 быр), откуда открывается вид на горы. Там же покурили привезенный с собой кальян. Первый вечер прошел прекрасно.

5. Пока искали ресторан для ужина, запреметили продающуюся кукурузу

6. Вот такой ч/б пейзажик родился сегодня

2 день - 27 декабря - четверг

Собирались выехать в 7 утра. Заехать в деревню Консо и на их местный рыночек, а вечер провести у Хамеров и заночевать там же. Как всё вышло на самом деле читаем дальше.

Сразу стоит отметить, что для Юга Эфиопии - это поздно, и лучше выезжать часов в 6. Но мы только приехали, и еще не сориентировались. Так вот - придя на заказанный заранее завтрак в 6.30, никакого завтрака мы конечно же не обнаружили. Начали пинать сотрудников. Пол часа им потребовалась на выпекание блинчиков, делание омлета и свежевыжатых соков. Коротали время за фотографированием красивого рассветного вида на озеро Abayo. Еще развлекались тем, что отгоняли здоровущих павианов, нагло воровавших еду. Отель наш был достаточно хорошего уровня, так что у них был заведен даже специальный отгоняльщик павианов. Правда, стоял он почему-то в другом месте, и своим присутствием абсолютно не напрягал наглые обезьяньи морды.

7. Завтрак с видом на озеро Абайе (Abayo)

7. Ключики от номера

В итоге выехали аж в 7.30, да еще и возвращались за забытыми вещами. Так что вся Эфиопия уже успела тыщу раз проснуться, чем сделала нашу дорогу веселей - наблюдали за жизнью местного населения. Вот женщина тащит охапку хвороста (сколько километров она прошла? сколько еще предстоит пройти?), вот пастух гонит стадо коров, а вон стадо овец (сколько лет этому мальчишке - пастуху? почему он не в школе?), а вон упряжка с ослами.  Запомнилось, что пастухи - совсем еще дети (при этом у каждого ребенка есть мачете), а езду на ослиных повозках доверяют уже ребятам чуть постарше, и еще что все крутые пацаны ездят на ослах стоя.

8. Зарисовки по дороге

Дорога так себе, ехали медленно. Делали остановки, чтоб рассмотреть и пофотографировать диковинные растения - например, дерево с ульями для меда, банановые деревья и другие. Проезжали какую-то деревню, где было много рогатого скота. Гид сказал, что это богатая деревня, т.к. отсюда экспортируется много бананов. При этом попрошаек никто не отменял. Просили подарки или кричали «быр - быр - быр». Примечательно, что все школьники были в форме. Мы, было, хотели начать раздавать детям привезенные специально для этих целей тетрадки и карандаши, но Фиш запретил - сказал, чтобы отдали это всё в школе, в которую он планирует нас завезти. Школа естественно не лишь бы какая, а в которой работает его брат.

12 Таких фото тут могло быть тыща

13. Улей

Немного неприятным моментом было, когда гид и водилы проголодались и сделали остановку на покушать. Непонятно, почему они не могут кушать в то же время, что и мы, чтобы не терять зря время. На первый раз не стали им ничего говорить.

Помимо коз и коров, видели, как на местный Верховный суд вели заключенных. Выяснили у Фиша, что верховной мерой наказания в Эфиопии является смертная казнь или 25 лет тюрьмы (в какой-то специальной тюрьме в столице).
Здорово ехать в машине с гидом. Фиш сам из Арба Мынч и много чего рассказывал нам по дороге. Например, что
- Аваша - столица Юга
- всего в Эфиопии около 80 языков / местных наречий, при этом в долине реки Омо их 16,
- в племенах нет религии,
- в племенах Консо, Хамер и Мурси принято иметь много жен. Количество жен зависит от того, сколько у мужчины коров и калашей.

Еще в дороге девочки обсуждали книгу "Белая Масаи", про европейку, влюбившуюся в кенийца и переехавшую жить в Кению. Захотелось прочитать. Но пошла более легкому пути - по возвращении в Москву скачала фильм:)

Тут у нас пробило колесо. Хорошо, что ехали на двух машинах. Сообща два водителя за полчаса всё починили. Застряли мы прям на мосту, с которого можно наблюдать за купанием местных. Гид рассказал, что в последние годы благодаря просветительской работе отношения к женщине в Эфиопии улучшилось. Хм, а раньше они не мылись что ли? Или, может, мылись в воде после мужчин. Вот этого мы что-то не поняли. Стоило нам выйти из машины, как нас конечно же окружила детвора, вопя их любимое "быр-быр-быр". Ничего не получили.

15. Бэкстейдж

Ехать быстро в этот день ну никак не получалось. После истории с колесом поехали искать заправку. К счастью, эта процедура заняла немного времени. Заодно узнали, что у них есть какая-то местная даунстримная контора (мы с подругой из нефтегаза, так что нам любопытно). Бензин стоит 50 руб за литр.

Несмотря на то, что мы очень торопились в деревню Консо, увидев по дороге небольшой рынок, попросили остановить. Кто-то остался в машине, кто-то пошел гулять. Рынок понравился своей самобытностью и отсутствием белых. Местные не хотели фотографироваться или просили по 5 быр. Фиш жмотился и не платил, хотя у нас было включено в стоимость. Вместо этого гид просто уговаривал их не кидать в нас камнями. Рынок как обычно разделен на секции. Запомнилась часть со швеями, т.к. все они мужчины. Еще Фиш показал, как продают местное зерно - сорго, и угостил алкогольным напитком из этого сорго. Потом попросил у нас пустую бутылку из-под воды, удалился и вернулся с наполненной другим местным алкогольным напитком - что-то типа медовухи. Чуть позже мы узнали, что это был тот самый рынок Консо, который проход по четвергам и субботам. Жалко, что гид сразу не сказал, а так не все посмотрели.

16. Рынок  Консо

17. Рынок в Консо. Продают или сорго или что-то похожее. Желтые канистры - для воды.

18. Рынок в Консо. Все швеи - только мужчины

Только к 13.00-13.30 добрались до деревни народности Консо. Стоит отметить, что народность Консо не входит в топ самых интересных в Эфиопии (обычно рекомендуют Сурма, Мурси, Хамер, Дасаныч), но живут они прям по пути. Поэтому почти все к ним и заезжают - хороший вариант остановки на время долгого переезда между Арба Мынч и Турми или Джинкой.

По дороге к нам в машину подсел местный гид. Так принято в долине Омо, что при приезде в гости к каждому племени, необходимо взять местного гида, т.е. приехать только с Фишем было бы недостаточно. В идеале этот гид имеет договоренности с конкретными деревнями, будет переводчиком (т.к. племена говорят на своих наречиях), а также может много всего интересного рассказать туристам.  В тех 8 посещенных нами племенах не всегда гиды были полезны. Иногда, например, они совсем ничего не рассказывали. Иногда сами не знали куда ехать, и было видно, что на ходу пытаются договориться с племенами.
          Так вот. Приехали мы в наше первое племя. Нас выбежала встречать орава детворы, а также неспешно появилось несколько видимо важных товарищей, с которыми Фиш и второй гид начали вести переговоры. Думаю, обсуждали, сколько за нас будет заплачено.  Такие торги будут в каждой деревне.  Переговоры прошли быстро и успешно, и нас запустили в деревню. Рассказали, что в народности Конса 46 местных деревень, 7 из которых входят в Юнеско. Туристов возят как раз в эти 7 - нам даже знак Юнеско показали.

Деревни Консо примечательны хижинами необычной формы, напоминающей конус. Еще в центре деревни есть т.н. community house (“общий дом”), в котором, например, живут женихи по несколько месяцев перед свадьбой - маринуются, так сказать 😊 Во время прогулки по деревни видели много коров, коз, женщин, тащащих огромные охапки хвороста - это всё как везде. Вот что нас удивило - так это солнечные батареи на крыше одной из хижин. Уже перед выходом, показали аттракцион: площадь, посредине камень, парень должен поднять, чтобы продемонстрировать силу и готовность создавать семью.
          Неприятным моментом было то, что с нас пытались содрать по 50 быр за фотографирование. Мы отказались платить и снимали украдкой. К вечеру до нас дошло, что фото в деревнях включено в стоимость, и это гид, а не мы, должен был оплатить. Гид воспользовался конечно же, и положил денежки в карман. Написали письмо Эфрему, и в будущем таких проблем не было.

19. Консо

Потом был оооочень долгий переезд до Турми. С учетом обеда он занял около 4-5 часов. Изначально был план ехать через горную народность Арборе, и если что - заехать к ним. Но поехали через север, через Ки-Афар и Димеку, там дорога лучше. Проезжали горный перевал. Красиво. Еще террасы, похожие на рисовые. Это сорго растет. Местная крупа. Много вулканических камней. Фиш рассказал, что когда-то много тысячелетий назад тут и правда был вулкан, который разделил озера. Еще он все время жевал местную наркотическую траву, чтобы не уснуть. В Эфиопии она называется чад, стоит 50 быр за пучок, продается везде.

21. Вот такие попрошайки стоят вдоль дороги

Было ясно, что к хамерам до темноты мы уже не успеваем. Поэтому по принципу «только у нас только для вас» нам было предложено посетить какое-то небольшое нетуристическое племя, живущее недалеко от Димеки. Оставили джипы на дороге и пошли в никуда. Было непонятно, куда мы идем, но идти было красиво. Деревья в «кенийском» стиле, акации, алоэ, закат - да, идти было классно. Но племя мы так и не нашли. Со слов Фиша, они кочевники, так что вчера еще были, а сегодня уже их нет. Хоть прогулялись, тоже неплохо.

22. Прекрасные Турминские пейзажи

Еще обнаружили упавшую в канаву машину и пофотались с ней. С чувством, что вечер прошел не зря, поужинали в какой-то кафешке в Турми резиновой козой (100 быр). В Эфиопии много коз, поэтому в кафе в качестве мясного блюда, как правило, коза. В этом же кафе можно было принять душ. Что весьма актуально, учитывая, что ночь нам предстояло провести в палатках в племени Хамеров.

24. Мальчики позируют

25. ЛЭП портит пейзаж, зато даже в племенах есть интернет

Пока мы ужинали, гида договорились с Хамерами и поставили палатки. Так что когда мы к ним в ночи нагрянули (8 вечера по местным меркам ночь), нам были рады. Во дворе у хижины главного сооружен «стол для гостей» - на земле была расстелена большая шкура коровы - она же стол, она же чтоб сидеть, и рядышком полыхал костер  - больше для света и колорита, чем для тепла. Приезд туристов - большое развлечение, а когда туристы приезжают с алкоголем и с кальяном, то это прям праздник. Поэтому с нами пообщеться пришло много жителей деревни. Сидели на этой шкуре, болтали и любовались звездным небом. Прекрасный вечер в Эфиопии 😊

Общались с Хамерами мы через гида, который перевод с английском на эфиопский, и еще одну тетушку (она отвечала за связи с общественностью, хаха), которая переводила на язык хамеров. Рассказали, что
- хамеры моются 2-3 раза в месяц,
- женятся они как на своих (из одной деревни), так и из соседних деревень, начиная с 14 лет, и имеют до трех жен,
- за жену дают 30 коров (1 корова стоит 8 тыс быр) и 1 калаш (30 тыс быр), т.е. около 2 млн руб.
- первую жену можно распознать по форме бус, и каждая жена всегда живет в отдельном доме.
- у многих эфиопов нет двух нижних зубов, и это не только в племенах, это национальная традиция - выдирать 2 нижних зуба.

Около 23ч разошлись по палаткам, и завалились спать. Только второй день в Эфиопии, а уже столько всего!