что делать?

Jul 17, 2008 18:31

ВИТЕБСК, 17 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Народный артист России Эммануил Виторган помянет свою жену - замечательную актрису Аллу Балтер на "Славянском базаре в Витебске". Памяти безвременно ушедшей супруги он посвятил спектакль по пьесе Нила Саймона "Он, она и Дженни".



я познакомилась с ней ровно десять лет назад. и почти год мы дружили. а девять лет назад она умерла.

летом 1999 года в Москве стояла такая же дикая жара. и мы с Зойкой, начинающие тассовские практиканты, бегали по городу в поисках новостей. бегали, конечно, сильно сказано. солнце пекло так, что каждый шаг давался с огромным трудом. спасаясь от духоты, доползли до театра Маяковского. спросили на служебном входе, есть ли кто из артистов, поскольку мы - мэтры отечественной журналистики - хотели бы взять у них интервью.
"ну, загляните в гримерку к Эммануилу Виторгану и Алле Балтер", - посоветовала тётечка, также изнемогавшая от жары.

мы и заглянули. совершенно неподготовленные, начали беседу. у Виторгана и Балтер как раз вышла премьера - «Кукольный дом» по пьесе Ибсена «Нора». пьесу мы не знали, спектакль не видели. кто такой Виторган - представляли, кто такая Балтер - слабо.

нам повезло - Алла Давыдовна говорила много и увлеченно. «Господи, только не останавливайтесь», - молили наши с Зойкой глаза. поддержать беседу мы бы не смогли. услужливо махали гривами и со всем испуганно соглашались.

когда мы вышли из театра, Зоя сказала: «на афише написано: спектакль «Кукольный дом» по пьесе «Нора». но я ж не знала, что ударение на первый слог. меня очень подмывало спросить: «ну и как у вас там, в «НорЕ»? хорошо, что не спросила, выгнали б с позором».

Балтер и Виторган хотели завизировать наш текст. написав заметку, позвонила ей. и мы проговорили часов восемь.

и так было почти каждый день.

несмотря на разделяющие нас 40 лет, мы обсуждали всё на свете. она рассказывала, как познакомилась с Виторганом, как рожала Максима, давала советы, критиковала мои заметки, анализировала свои роли. она говорила: «Наташ, эта юбка тебе не идёт, чтобы больше её не надевала». она умела подбодрить и бывала очень резкой. я могла позвонить ей и сказать: «в газете «ХХХ» опубликовали вашу жуткую фотку! видели?». и она отвечала: «нет. через 10 минут жду тебя у входа в ТАСС, тащи эту газету».

мне было 19 лет, и я не понимала, что происходит.

она приглашала в гости, я приходила, а Виторган говорил: «Аллочки не будет, она уехала на дачу». как уехала, если я пять минут с ней разговаривала по городскому телефону? обижалась.

не понимала, почему она носит платок, когда у неё такие красивые волосы.

не понимала, почему она зовёт на спектакль, я прихожу, а там замена, и роль Балтер играет Ольга Остроумова. опять обижалась.

не понимала, почему она звонит ночью и плачет.

не понимала, зачем ей ложиться в больницу, если она так хорошо выглядит и утверждает, что отлично себя чувствует.

много чего не понимала.

она говорила: «всё хорошо, у Эммы скоро юбилей, а мне, может быть, дадут хорошую роль».

а потом я как-то зашла в театр Маяковского, и один знакомый рассказал: «вчера Алле Давыдовне вдруг стало плохо. она была такой бледной, но доиграла спектакль до конца. а выйти на поклон не смогла, до скорой её несли на руках».

а потом она умерла. у неё был рак.

19.07.00
корр. ИТАР-ТАСС
МОСКВА Наталья Баринова

14 июля в Москве скончалась ведущая актриса Театра имени Маяковского, народная артистка России Алла Балтер.
О ней не много писали, ее лицо не часто появлялось на экранах, она почти не принимала участия в театральных "тусовках". Но ее знали и любили очень многие. В конце жизни она, к сожалению, мало играла. Несколько ролей в театре Маяковского, несколько ролей в антрепризных спектаклях. Но она безумно хотела работать. Работа для нее означала жизнь. "Как несправедливо: в молодости меня всегда приглашали на роли красивых, сильных женщин. С годами я обрела еще и опыт, у меня есть силы, именно сейчас я хотела бы много играть. Думаю, у меня бы получилось лучше, чем прежде. Почему режиссеры этого не понимают? Время ведь уходит", - с горечью говорила Алла Балтер.
Она ушла слишком рано... Алла Давыдовна была не просто потрясающе красивой, но и интеллигентной, образованной женщиной. Она была удивительно живой. И даже будучи уже не совсем здоровой, она могла часами рассуждать о своей нынешней роли, анализировать, придумывать, домысливать, добиваться того, чтобы ощутить собственное отношение к той или иной роли. У нее был замечательный, правильный русский язык, она с радостью помогала в написании материала и даже придумывала названия для статей. "Сегодняшнюю публику ничем не удивишь, но все-таки есть пьесы, которые по-прежнему всех волнуют, потому что они - о любви", - говорила актриса, имея в виду только что сыгранный ею спектакль "Кукольный дом". Эта работа была особенно близка и самой Алле Балтер, она давала ей силы, продлевала жизнь.
Алла Давыдовна была истинной женщиной. Всей душой любя мужа, - известного актера Эммануила Виторгана, она, однако, никогда не испытывала к нему чувства профессиональной ревности. Они были ровесниками, но накануне их юбилеев Алла Балтер просила ничего не писать о ней и говорила только об успехах своего мужа. "Не забудьте сказать, что у Эммочки 27 декабря - день рождения. Он так много сделал за год, у него четыре премьерные роли - в спектаклях "Чума на оба ваших дома", "Кукольный дом", "Затерянные в раю", "Шаман с Бродвея", - делилась она. О своем празднике - ни слова. "Я уже вступаю в тот возраст, когда говорить о юбилее как-то неудобно. У меня на 2000 год много планов, пока не хочу загадывать. Давайте встретимся чуть-чуть попозже". К сожалению, "чуть-чуть попозже" встретиться не получилось.
Прощание с актрисой началось в понедельник, 17 июля, в 12.00 в помещении театра имени Маяковского. Огромное количество москвичей, желающих проститься с любимой актрисой, пришло в этот день в родной театр Аллы Давыдовны. Большой зал был полон.
Черный гроб установили на сцене, где более шестнадцати лет царила Алла Балтер. Сейчас она лежала в гробу, на белых подушках. Она казалась очень маленькой и беззащитной на фоне траурных красно-белых роз и гвоздик. И, конечно, не было ничего общего между ее белым, усталым лицом-маской и улыбающейся женщиной на портрете, который висел над ней на стене.
Выступившие на гражданской панихиде актрисы Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, сатирик Геннадий Хазанов, драматург Юлиу Эдлис, театровед Константин Щербаков и другие говорили о том, что ушел замечательный человек, верный друг, удивительная актриса и прекрасная жена. Особенно пронзительно прозвучали слова Эммануила Виторгана, который сквозь слезы сказал: "От нашей семьи, от себя и от... Аллочки я хочу поблагодарить всех, кто пришел сегодня. И хочу вас попросить: будьте, пожалуйста, здоровы. Долгие, долгие годы".

P.S. на панихиде её сын Максим сказал: «Мама для меня - это абсолютно все. И когда позвонил папа и стало ясно, что все... Я в первый миг подумал - надо же позвонить маме и спросить у нее, что делать...».

прошло 9 лет. но мне тоже очень часто хочется позвонить ей и спросить: «что делать, а?»
Previous post Next post
Up