Шариат не шутка

May 04, 2012 10:26


Предложение чеченского адвоката Дагира Хасавова легализовать в России суд шариата, прозвучавшее в передаче телеканала Рен-ТВ, вызвало большой общественный резонанс. Хасавов пояснил, что мусульмане не хотят ввязываться в «многоступенчатую судебную систему», и светские правоохранительные органы подталкивают их к этому своим бездействием. Однако каким бы эпатажным ни было предложение ввести в российский обиход шариатское право, острую общественную реакцию вызвало другое: слова Хасавова о том, что если мусульманам не разрешат создавать шариатские суды, то они «зальют кровью Москву» и превратят столицу в «мертвое озеро».

В ответ на Хасавова посыпался шквал угроз, что и не удивительно - агрессивный тон заявления неизбежно влечет адекватный ответ. Правда, сам адвокат утверждает, что его интервью «нарезали» и упомянутая выше фраза прозвучала вне контекста. Он даже намерен подать в суд на Рен-ТВ, а пока счел за благо укрыться за границей.

Проблема, однако, не в том, что общественная реакция была такой эмоциональной, что Хасавову звонили с угрозами из администрации Кадырова, что МВД России проверяет слова Хасавова на экстремизм. Проблема в том, что предложение Хасавова отражает кризис российской судебной власти. И это не проблема лично Хасавова, это проблема России.

Общество, лишенное эффективной судебной системы, ищет выход. Право сильного мало кого устраивает. В тюремном мире, например, где для большинства заключенных законы государства неприемлемы из-за их несправедливости, неэффективности и направленности против заключенных, обязательно рождается и живет свое правосудие, например «воровской закон». Иные сообщества в отсутствие приемлемого законодательства опираются на традиционное право, на обычаи, на религиозные правила. В любом случае, человеческое общество не может длительное время жить в правовом вакууме, оно генерирует закон и старается его соблюдать.

Российское правосудие находится сегодня в состоянии коллапса. Решения судов легко покупаются. Судебные должности продаются. Лояльность судей по отношению к исполнительной власти является обязательным условием работы. Доступ людей к гражданскому и арбитражному правосудию часто оказывается слишком дорогостоящим - и в силу коррупционной составляющей, и в силу высоких государственных пошлин. Исполнение судебных решений - отдельная и тоже дорогостоящая проблема.

В таких условиях запрос на параллельную судебную систему неизбежен. Она, кстати, некоторое время успешно действовала в современной России - бандитские разборки во многих случаях заменяли коррумпированное и неэффективное государственное правосудие. На то же претендует и шариат. Не останавливаясь на качестве альтернативного правосудия (которое, конечно, в разных случаях разное), надо отметить, что оно всегда стремится выйти из-под юрисдикции государства. Оно стремится к самодостаточности. Оно может начаться как третейский суд и действовать в рамках существующей судебно-правовой системы, но в случае общепризнанного успеха будет расширять свою юрисдикцию. Оно будет стремиться включить в сферу своей ответственности уже не только гражданские и имущественные споры, но и уголовные дела. Чем продажнее и слабее будет государственное правосудие, тем больше шансов на жизнь будет у альтернативной судебной системы.

Теперь вопрос состоит в том, какая правовая система нам больше нравится. Какая нам больше подходит? С чем мы охотнее смиримся? Нынешние власти - исполнительная и законодательная, в эффективной судебной системе не заинтересована. Они давно плюнули на нее, и используют суды исключительно в качестве инструмента репрессий и личной наживы. Качество российского правосудия ниже всякой критики.

Общество, уставшее от правового беспредела, в какой-то несчастливый для страны день может склониться к религиозному правосудию. На исламских территориях России - к шариату, на христианских - к церковным судам. Все это в той или иной мере уже было в истории и у нас: суды инквизиции в католической Европе, епископские суды в России.

Примечательна реакция на интервью Хасавова председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволода Чаплина. Он не исключил возможности легализации в России судов шариата для мусульман. «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины».

Не надо быть фантазером, чтобы уловить за этими словами г-на Чаплина желание расширить возможности РПЦ. Сейчас епархиальные суды и Общецерковный суд занимаются делами исключительно внутрицерковной жизни, но почему бы по примеру шариата не распространить юрисдикцию церковного суда для начала, скажем, на всех православных? А там - и на атеистов, которые по собственному неразумению не ведают истины.

Дробление правовых систем - одна из разновидностей сепаратизма. Отнюдь не всегда государства стоят перед угрозой распада из-за межнациональных противоречий. Есть и другие причины. В Канаде разлом сепаратизма проходит по линии языка общения - между английским и французским. В Северной Ирландии - по религиозному признаку: между католиками и протестантами. В Северо-Американских Соединенных Штатах в XIX веке угроза разделения страны была вызвана разным отношением к закону, различным пониманием прав и свобод человека.

Нынешняя политика федеральной российской власти прямым путем ведет к распаду страны. Жесткость, бесправие и несправедливость достигают таких размеров, что очень скоро для лавинообразного сепаратизма будут нужны не причины, а поводы. И они, конечно, найдутся. Разумеется, будет немного жаль во времена глобализации двигаться в обратную сторону, но придется признать, что для отдельных сообществ сепаратизм - законное средство самозащиты и выживания. Поэтому сейчас, пока еще не прозвенел последний звонок, правительству и обществу полезно было бы обратить внимание на гибельное состояние государственных институтов, и, в частности, судебной системы. Чтобы бегство народов из большой страны не стало для них последним средством спасения.

Опубликовано в ЕЖе 04.05.2012 г.

Previous post Next post
Up