Приглашаю на экскурсию по экспозиции раритетов ТВ, радио и истории ТТЦ Останкино. Фотографии будут с историческим текстом о строительстве ТТЦ Останкино.
1
Аксельруд Михаил Исаакович, один из старейших сотрудников ТТЦ, работающий здесь более 47 лет, согласился рассказать нам свою историю о работе на телецентре и его строительстве.
2
Я не берусь писать летопись. Я могу поделиться своими воспоминаниями о строительстве и развитии телецентра Останкино, техники ТВ и программ.
В моих воспоминаниях могут быть неточности, но это не дневник, - это только воспоминания. Весь этот срок, эти 47 лет можно разделить на несколько периодов:
- задумка
- строительство
- ввод первой, второй и третьей очередей строительства ТТЦ
- переход на цветное ТВ
- модернизация и т.д.
Почти полвека прошло с тех пор, как состоялось открытие ОТЦ имени 50-летия Октября и теперь самое время об этом вспомнить.
3
Тогда к решению задачи привлекались ресурсы всей страны. Была разработана единая программа, над ее реализацией трудились десятки исследовательских институтов, заводов, которые решали сложнейшие задачи. ВНИИТ, ВНИИРПА, МНИТИ, ВНИИТР, ВНИСИ, ГСПИ, Моспроект-2, Гостелерадио.
В настоящее время, включая телевизор для того, чтобы узнать новости или посмотреть фильм, мы не задумываемся, что за этим всем стоит труд сотен специалистов, посвятивших свою жизнь телевидению. Время идет, и вместе с этими людьми уходят из жизни их драгоценный опыт и знания. Как писал поэт Иосиф Бродский: - «Настоящему, чтобы оно стало будущим, нужно вчера».
4
Торжественная закладка здания нового Московского телецентра в Останкино состоялась 22 апреля 1964 года, зарыли шляпу главного архитектора Л.И. Баталова, а в канун 50-летия Великого Октября его первая очередь вступила в строй.
В 1970 году Телевизионный Технический Центр был полностью введен в эксплуатацию. И в это же время была построена Останкинская радиотелевизионная башня, поднявшая передающие антенны на 540-метровую высоту.
5
Влади́мир Козьми́ч Зворы́кин (17 [29] июля 1888[2], Муром, Владимирская губерния, Российская империя - 29 июля 1982, Принстон, Нью-Джерси, США) - русско-американский инженер, родившийся и получивший образование в России и впоследствии эмигрировавший в США. Один из изобретателей современного телевидения.
6
Место для размещения комплекса было выбрано не сразу. Сначала предпочтение отдавалось возвышенной территории вдоль проспекта Вернадского. Но из-за близости аэропорта Внуково этот вариант был отклонен. И тогда было утверждено решение строить в Останкино, отодвинув по возможности комплекс от Останкинского дворцово-паркового ансамбля (Шереметьевский Дворец).
7
Начало строительства произошло в 1964 году.
Я увидел строящийся телецентр и башню в ноябре 1965 года, когда получил смотровой ордер на новую квартиру в доме №7 по улице 3-я Останкинская (ныне Ак. Королева). Так как улица Аргуновская в то время еще не была застроена современными домами, с балкона моей квартиры открывался хороший вид на панораму строительства. Впечатляющая картина была!
Здание телецентра вырисовывалось уже где-то на уровне 2-3го этажей. Длина в 400 с лишним метров в то время была самой большой в Москве. Большое количество подъемных кранов, снующие грузовики, вспомогательные постройки, бытовки и т.д. То же самое было и на стройплощадке телебашни, был даже свой завод по производству бетона. Работы велись днем и ночью.
8
Передающая телевизионная трубка - общее название класса электронно-лучевых устройств, преобразующих движущееся изображение в телевизионный видеосигнал. Главная составная часть телевизионных передающих камер и видеокамер, использовавшаяся до появления полупроводниковых светочувствительных матриц.
9
Подборка микрофонов.
10
Основное здание АСК состоит из нижнего объема 415*87*20м и верхнего объема 125х62х35м. Общий объем 1 млн. 70 тыс. кв. метров. В основном здании (нижний объем) располагались телевизионные и киносъемочные студии, студии звукозаписи, транспортные коридоры, мастерские, живописно-декорационные залы, коллекторы, артистические и гримерные, телекинопроекционные и видеомагнитофонные аппаратные.С целью звуко и виброизоляции студий их спроектировали и построили на разных фундаментах с двойными стенами. Все входы в студии и аппаратные оборудованы массивными акустическими дверьми и двойными воротами с гидро-электро приводом.
11
Этим обеспечивалась полная звукоизоляция студий с 1,2,3,4,5,7,8,11,12,13,14. В свою очередь студии 9 и 10, а также аппаратно-программные студии (АПБ), находящиеся на 4м, 7м и 8м этажах «подвешены» т.е. опираются на пружины (по типу железнодорожных вагонов). Стены студий, помещений для звукозаписи были выложены пористыми плитами, перфорированными алюминиевыми листами со звукопоглощающей прокладкой. Только сочетание указанных материалов с пластиком, коврами и специальным покрытием полов (гранопластик) обеспечивало необходимое качество звука. Все окна из аппаратных в студии, длинной до 25 м, в больших студиях сделаны трехслойными с наклонным положением непараллельных стекол. Этим достигался хороший обзор студии из аппаратных и, вместе с тем отсутствие бликов. Звук через эти окна не проходил.
12
Телецентр обладал огромными возможностями для доставки декораций и других грузов с помощью автомобилей, электрокар и лифтами-35 грузовыми, пассажирскими и фильмовыми.
13
«В связи с тем, что запустить телецентр и открыть IV программу «НАДО» было к 50- летию Великой Октябрьской Социалистической революции, т.е. к 7/ХI-1967 г, а до конца строительства было еще далеко, было принято решение параллельно со строительством устанавливать, монтировать, налаживать новое оборудование.
14
Штатов не было, поэтому определенное количество специалистов было оформлено на МТЦ (Шаболовка) и отправлено в Ленинград (ВНИТР) для стажировки. Инженеры пришли из разных предприятий - в основном из НИИ. Это были специалисты знающие электронику, радио, звук и свет, но не настоящие телевизионщики с опытом работы.
Рекорд ВК42Ц63
15
EAG - ?
16
АСБ - аппаратно-студийный блок - это: студия, аппаратная инженеров, аппаратная режиссера, аппаратная звукорежиссера, аппаратная телекинопроекционная и видеомагнитофонная аппаратная, аппаратная спецосвещения.
JVC и Sony
17
Так вот «начинка» оборудованием началась где-то в мае месяце 1967года.
Как уже было отмечено выше, здания еще не было, был только каркас, полы, перекрытия и стены в пусковом комплексе. Дверей и окон не было. Кстати надо сказать, что и полов в настоящем смысле этого слова не было.
По проекту во всех технических аппаратных полы «съемные» для того, чтобы под полом прокладывались кабели, которых бесчисленное количество. Эти съемные полы, из специальных плит и обтянутых ковролином, уложили уже к открытию аппаратных, а пока на специальные стальные "грибки" были уложены асбоцементные плиты. Плиты двигались, качались - страдали ноги. Помещения продувались (сквозняк) - страдали люди.
18
Работы проводились тремя организациями:
- специалисты и ВНИНТР (Ленинград) = разработчики;
- радиострой (Москва) = монтажники;
- телецентр (будущие эксплуатационщики)
19
Ну и кругом строители.
Аппаратуру привозили автотранспортом, грузчиков и такелажников тогда не было. И вот мы сами разгружали, передвигали, устанавливали стойки, пульты, телекинопроекторы и видеомагнитофоны. Потом распаковывали ящики с блоками, осциллографы, мониторы и ставили их в стойки.
Vermona (Regent) 600H
20
К вопросу о том, что представляло собой здание телецентра во время монтажа, наладки и пуска 1-й очереди. О самом здании уже упоминалось выше. А вот к примеру 2-й этаж зона АСБ 7 и АСБ8. К пуску готовили студию 150 кв м, техническую, звукорежиссерскую, режиссерские аппаратные, аппаратную кинопроекции и аппаратную видеомагнитофонную, аппаратную спецосвещения.
21
Студия с аппаратными внутри здания, а кино и видео-магнитофонные аппаратные вдоль наружной (южной) стены здания, через холл где теперь 2 лифта, между ними была, прямо через холл, деревянная стена с фанерной дверью и милиционером.
VEF Radio
22
Установили аппаратуру, подали напряжение, настроили и в положенное время - 7 ноября 1967 года в 19.15 вышли в эфир и открыли IV программу. И телецентру дали название «Общесоюзный телевизионный центр им. 50-ти летия Октября» Это событие было отмечено в печатных изданиях.
23
Монтажный стол для кинопленки.
24
25
26
27
28
Подборка студийных видеомагнитофонов.
Слева отечественный - Кадр-3ПМ
29
Звуковой монтажный стол.
30
31
32
33
Большой стиратель - weircliffe bulk eraser и rti vt2100
34
bosch fernseh
35
36
37
38
МЭЗ-109М Стерео
39
А кто то пользовался измерительной лентой? Я пользовался как то, давно.
40
41
42
Репортерские магнитофоны (диктофоны по современному)
43
44
ML Riporter 6
45
46
47
48
Телевизор КВН.
49
50
51
Подборка кассет с пленкой.
52
53
54
"Рига-10". Модель 1952 года.
55
"Балтика-52". Модель 1952 года.
Вот такое интересное собрание раритетов, интереснейший экскурсовод Аксельруд Михаил Исаакович.
Благодарю за приглашение -
mosblog ЗЫ - Вдруг у кого есть раритеты по теме которые просто пылятся, то -
напишите вот сюда они с радостью примут экспонаты.