Сектор учета и хранения исторических ценностей в ТТЦ Останкино.

Apr 19, 2016 11:01

Приглашаю на экскурсию по экспозиции раритетов ТВ, радио и истории ТТЦ Останкино.  Фотографии будут с историческим текстом о строительстве ТТЦ Останкино.






1

Аксельруд Михаил Исаакович, один из старейших сотрудников ТТЦ, работающий здесь более 47 лет, согласился рассказать нам свою историю о работе на телецентре и его строительстве.




2

Я не берусь писать летопись. Я могу поделиться своими воспоминаниями о строительстве и развитии телецентра Останкино, техники ТВ и программ.
В моих воспоминаниях могут быть неточности, но это не дневник, - это только воспоминания. Весь этот срок, эти 47 лет можно разделить на несколько периодов:
- задумка
- строительство
- ввод первой, второй и третьей очередей строительства ТТЦ
- переход на цветное ТВ
- модернизация и т.д.
Почти полвека прошло с тех пор, как состоялось открытие ОТЦ имени 50-летия Октября и теперь самое время об этом вспомнить.



3

Тогда к решению задачи привлекались ресурсы всей страны. Была разработана единая программа, над ее реализацией трудились  десятки исследовательских институтов, заводов, которые решали сложнейшие задачи. ВНИИТ, ВНИИРПА, МНИТИ, ВНИИТР, ВНИСИ, ГСПИ, Моспроект-2, Гостелерадио.
В настоящее время, включая телевизор для того, чтобы узнать новости или посмотреть фильм,  мы не задумываемся, что за этим всем стоит труд сотен специалистов, посвятивших свою жизнь телевидению. Время идет, и вместе с этими людьми уходят из жизни их драгоценный опыт и знания. Как писал поэт Иосиф Бродский: - «Настоящему, чтобы оно стало будущим, нужно вчера».



4

Торжественная закладка здания нового Московского телецентра в Останкино состоялась  22 апреля 1964 года, зарыли шляпу главного архитектора Л.И. Баталова, а в канун  50-летия Великого Октября его первая очередь вступила в строй.
В 1970 году Телевизионный Технический Центр был полностью введен в эксплуатацию. И в это же время была построена Останкинская радиотелевизионная башня, поднявшая передающие антенны на 540-метровую высоту.



5

Влади́мир Козьми́ч Зворы́кин (17 [29] июля 1888[2], Муром, Владимирская губерния, Российская империя - 29 июля 1982, Принстон, Нью-Джерси, США) - русско-американский инженер, родившийся и получивший образование в России и впоследствии эмигрировавший в США. Один из изобретателей современного телевидения.




6

Место для размещения комплекса было выбрано не сразу. Сначала предпочтение отдавалось возвышенной территории вдоль проспекта Вернадского. Но из-за близости аэропорта Внуково  этот вариант был отклонен. И тогда было утверждено решение строить в Останкино, отодвинув по возможности комплекс от  Останкинского дворцово-паркового ансамбля (Шереметьевский Дворец).




7

Начало строительства произошло в 1964 году.
Я увидел строящийся телецентр и башню в ноябре 1965 года,  когда получил смотровой ордер на новую квартиру в доме №7 по улице 3-я Останкинская (ныне Ак. Королева).  Так как улица Аргуновская   в то время  еще не была застроена  современными домами, с балкона моей квартиры открывался хороший вид на панораму строительства. Впечатляющая картина была!
Здание телецентра вырисовывалось уже где-то на уровне 2-3го этажей. Длина в 400 с лишним метров в то время была самой большой в Москве. Большое количество подъемных кранов, снующие грузовики, вспомогательные постройки, бытовки и т.д. То же самое было и на стройплощадке телебашни, был даже свой завод по производству бетона. Работы велись днем и ночью.



8

Передающая телевизионная трубка - общее название класса электронно-лучевых устройств, преобразующих движущееся изображение в телевизионный видеосигнал. Главная составная часть телевизионных передающих камер и видеокамер, использовавшаяся до появления полупроводниковых светочувствительных матриц.




9

Подборка микрофонов.




10

Основное здание АСК состоит из нижнего объема 415*87*20м и верхнего объема 125х62х35м. Общий объем 1 млн. 70 тыс. кв. метров.  В основном здании (нижний объем) располагались телевизионные и киносъемочные студии, студии звукозаписи, транспортные коридоры, мастерские, живописно-декорационные залы, коллекторы, артистические и гримерные, телекинопроекционные и видеомагнитофонные аппаратные.С целью звуко и виброизоляции студий их спроектировали и построили на разных фундаментах с двойными стенами.  Все входы в студии и аппаратные оборудованы массивными акустическими дверьми и двойными воротами с гидро-электро приводом.




11

Этим обеспечивалась полная звукоизоляция студий с 1,2,3,4,5,7,8,11,12,13,14. В свою очередь студии 9 и 10, а также аппаратно-программные студии (АПБ), находящиеся на  4м, 7м и 8м этажах «подвешены» т.е. опираются на пружины (по типу железнодорожных вагонов).  Стены студий, помещений для звукозаписи были выложены пористыми плитами, перфорированными алюминиевыми листами со звукопоглощающей прокладкой. Только сочетание указанных материалов с пластиком, коврами и специальным покрытием полов (гранопластик) обеспечивало необходимое качество звука. Все окна из аппаратных в студии, длинной до 25 м, в больших студиях сделаны трехслойными с наклонным положением непараллельных стекол. Этим достигался хороший обзор студии из аппаратных и, вместе с тем отсутствие бликов. Звук через эти окна не проходил.




12

Телецентр обладал огромными возможностями для доставки декораций и других грузов с помощью автомобилей, электрокар и лифтами-35 грузовыми, пассажирскими и фильмовыми.




13

«В связи с тем, что запустить телецентр и открыть IV программу «НАДО» было к 50- летию Великой Октябрьской Социалистической революции, т.е. к 7/ХI-1967 г, а до конца строительства было еще далеко, было принято решение параллельно со строительством устанавливать, монтировать, налаживать новое оборудование.




14

Штатов не было, поэтому определенное количество специалистов было оформлено на МТЦ (Шаболовка) и отправлено в Ленинград (ВНИТР) для стажировки. Инженеры пришли из разных предприятий - в основном из НИИ. Это были специалисты знающие электронику, радио, звук и свет, но не настоящие телевизионщики с опытом работы.

Рекорд ВК42Ц63




15

EAG - ?




16

АСБ - аппаратно-студийный блок - это: студия, аппаратная инженеров, аппаратная режиссера, аппаратная звукорежиссера, аппаратная телекинопроекционная и видеомагнитофонная аппаратная, аппаратная спецосвещения.
JVC  и Sony




17

Так вот «начинка» оборудованием началась где-то в мае месяце 1967года.
Как уже было отмечено выше, здания еще не было, был только каркас, полы, перекрытия и стены в пусковом комплексе. Дверей и окон не было. Кстати надо сказать, что и полов в настоящем смысле  этого слова не было.
По проекту во всех технических аппаратных полы «съемные» для того, чтобы  под полом прокладывались кабели, которых бесчисленное количество. Эти съемные полы, из специальных плит  и обтянутых ковролином, уложили уже к открытию аппаратных, а пока на специальные стальные "грибки" были уложены асбоцементные плиты. Плиты двигались, качались - страдали ноги. Помещения продувались (сквозняк) - страдали люди.



18

Работы проводились тремя организациями:
- специалисты и ВНИНТР (Ленинград) = разработчики;
- радиострой (Москва) = монтажники;
- телецентр (будущие эксплуатационщики)



19

Ну и кругом строители.
Аппаратуру привозили автотранспортом, грузчиков и такелажников тогда не было. И вот мы сами разгружали, передвигали, устанавливали стойки, пульты, телекинопроекторы и видеомагнитофоны. Потом распаковывали ящики с блоками, осциллографы, мониторы и ставили их в стойки.

Vermona (Regent) 600H



20

К вопросу о том, что представляло  собой здание телецентра во время монтажа, наладки и пуска 1-й очереди. О самом здании уже упоминалось выше. А вот к примеру 2-й этаж зона АСБ 7 и АСБ8. К пуску готовили студию 150 кв м, техническую, звукорежиссерскую, режиссерские аппаратные, аппаратную кинопроекции и аппаратную видеомагнитофонную, аппаратную спецосвещения.




21

Студия с аппаратными внутри здания, а кино и видео-магнитофонные аппаратные вдоль наружной (южной) стены здания, через холл где теперь 2 лифта, между ними была, прямо через холл, деревянная  стена с фанерной дверью и милиционером.

VEF Radio




22

Установили аппаратуру, подали напряжение, настроили и в положенное время - 7 ноября 1967 года в 19.15 вышли в эфир и открыли  IV программу. И телецентру дали название «Общесоюзный телевизионный центр им. 50-ти летия Октября» Это событие было отмечено в  печатных изданиях.



23

Монтажный стол для кинопленки.




24




25




26




27




28

Подборка студийных видеомагнитофонов.

Слева отечественный - Кадр-3ПМ




29

Звуковой монтажный стол.




30




31




32




33

Большой стиратель - weircliffe bulk eraser  и rti vt2100




34

bosch fernseh




35




36




37




38

МЭЗ-109М Стерео




39

А кто то пользовался измерительной лентой? Я пользовался как то, давно.




40




41




42

Репортерские магнитофоны (диктофоны по современному)




43




44

ML Riporter 6




45




46




47




48

Телевизор КВН.




49




50




51

Подборка кассет с пленкой.




52




53




54

"Рига-10". Модель 1952 года.




55

"Балтика-52". Модель 1952 года.




Вот такое интересное собрание раритетов, интереснейший экскурсовод Аксельруд Михаил Исаакович.

Благодарю за приглашение - mosblog

ЗЫ - Вдруг у кого есть раритеты по теме которые просто пылятся, то - напишите вот сюда они с радостью примут экспонаты.

Останкино, история, телевидение, ТВ, ТТЦ Останкино, музей

Previous post Next post
Up