Продолжение...
Эх, и кто же тогда выдумал эту программу "на предел переносимости"? Зачем? Не помню, а, точнее, и не знал... В обычной, рутинной работе оценивали мы. Изменения в компоновке кабины, индикацию, разные ручки управления. Теперь, похоже, решили оценить нас.
В отличие от нормальных программ, где нам помогал противоперегрузочный костюм, туго затянутый офицерский ремень, собственные приёмчики, типа сильно упереться ногами в педали, здесь всё было наоборот.
Спортивный костюм, никаких действий по сохранению себя, любимого, в сознании и памяти. Действия примитивны. Указательным пальцем удерживаешь тангенту на ручке. Большим - нажимаешь на кнопочку, чтобы погасить загорающуюся периодически красную лампочку. Почувствовал, что зрение ушло полностью - бросай тангенту. Всё.
Одного не учли "товарищи учёные". Не учли, что мы ещё и друг перед другом выпендриваемся :) И каждый затягивает это "отпусти тангенту" на как можно попозже. Я открутился пару сеансов, когда отметил, что лампочка зажигается через реле, щелчки которого отчётливо слышны. Так что ещё несколько секунд после потери зрения можно определить, когда она загорается. Тут главное не заиграться. Потому что следом за потерей зрения идёт потеря сознания.
В тот непрекрасный день я крутился вторым. Переодевшись и пройдя врачей, вышел с приятелем (он был третьим в очереди) на антресоли - поглядеть, как это со стороны выглядит, ну и потрепаться заодно. И чего-то вдруг в наш разговор врезалась сирена, машина остановилась с диким визгом, к кабине понеслись врачи...
Нет, в итоге никто не пострадал, но парень "заигрался".
Вообще-то подобные ситуации ооочень сильно не одобряются, а врачей доводят до предынфарктного состояния.
Ведущий физиолог Пётр Афанасьевич (светлая память, прекрасный мужик был) на мою посадку в кабину пришёл сам, всё проверил и строго, на грани злости, сказал следующее: "Витя! Заруби на носу!!! Нам не нужен ваш героизм! Нам нужны объективные данные!" Витя, конечно, послушно покивал головой и сделал всё наоборот. Когда уже померкло в глазах, я ещё отреагировал на три щелчка реле и... Провалился! Очень там тонкая грань до обморока и... "это был не день Бэкхема...". Теперь я знаю, как это выглядит. Кому-нибудь доводилось просыпаться в самом начале сна? Очень похоже! Вдруг появляются бесформенные пятна, которые превращаются в людей и в предметы, начинают звучать голоса... И вдруг! Я вижу горящую красную лампочку, чувствую, что загорелась не только что (нужно погасить за полсекунды), судорожно жму кнопку - поздно! Сирена, врачи... Ну ведь как будто назло сделал. На Петра Афанасьевича было жалко смотреть, меня осмотрели, сделали ЭКГ, взяли кровь на анализ и, убедившись, что сам ходить могу, отправили домой. Кажется, если бы можно, то проводили бы пинками :)
Списали меня после этого "подвига".
Списать испытателя просто, никаких формальностей, тебя просто перестают приглашать на работы...
P.S. А ведь кто-то мог бы и диссер защитить на том случае :) Вы сами подумайте, ведь уже после обморока у меня восстановились и сознание, и (совсем необычно!) зрение!
Списали... Однако же, так получилось, что не насовсем :)
Просто оказалось, что испытатели закончились. Не шёл народ по тем объявлениям в столовой. Не стало "ррромантиков". Пришлось реабилитировать "штрафников".
Как раз к этому сроку в умных головах созрела идея подавать кислород в маску под избытком. Лишние 0.4 атмосферы. Сначала нас тренировали даже не в кабине, а на земле. Скажу честно, сделав первый вдох, я не смог выдохнуть. Более-менее научился управлять собственным дыханием только с третьей-пятой попытки. Потом в кабине (неподвижной), с включённым прицелом, и только потом уже под перегрузками.
Каков был смысл? Потеря зрения (и сознания) - следствие недостаточного питания мозга кислородом. Можно (и нужно) уменьшить отток крови. Но ведь можно ещё и кровь побольше кислородом насытить? Должно сыграть! Попробуем! Свистать испытателей! Свистнули... Отозвались четверо: два штрафника, один новенький (нашли таки!) и один из не запятнавших себя "старичков". Меньше уже никак нельзя было, по условиям эксперимента никак даже не три, минимум четыре человека должны принимать участие. А больше - уже никто и не набирался.
Я отрубился в том случае на 12-ти. Два друга "сходили" чуть поранее один на восемнадцать, другой на двадцать единиц. На мой вопрос: "Федя, что ты тогда ощущал?" ответил коротко: "как будто меня убили!".
Как это выглядело в отрывочных мыслях:
- уселся, всё подогнанно, чувствую себя отлично, врачи всё прописали, сжался, напрягся, "поехали!"
- пятёрка, пошло избыточное давление, зажимаю зубами язык, дышу по-собачьи, только верхней частью лёгких, отстрелялся нормально, поехали дальше
-семёрка. Тут уже надо быть внимательным, не упустить метку. Темнеет в глазах, но видно ещё хорошо. Какая сц... так отрегулировала противоперегрузочный костюм, что он буквально отрезает мне ступни? Закончим - убью!
-вернулись на "пятёрочку", тридцать секунд, лафа, можно даже отдрхнуть. Дыхание! Не забыть про дыхание! Метка, ты куда??? Чуть не упустил!
- ну, вот и "девятка"! Тридцать секунд, терпим, терпим, терпим! Метка, стоять! Куууда?! Спокойно, движения должны быть дозированными, импульс за импульсом. КАКАЯ СЦ... ТАК ОТРЕГУЛИРОВАЛА ППК? Убью два раза! Кто нам рассказывал про "туннельное зрение"? Пелена по всему полю, но цель видно...
-ффффу! "двойка". Курорт, избыточое давление убралось. Ээээ, метка, ты куда??? Ффффф, жизнь почти прекрасна! Но всего двадцать секунд :(
- двигатели взвыли, понеслись на "девятку". Вторая, значит, последняя в этой крутке, но и силёнки не безграничны, темнеет в глазах уже быстрее, но цель видна, НЕ ЗАБЫТЬ ПРО ДЫХАНИЕ! Ну, ухо я точно опять сожгу. И ноги сегодня доставят домой отдельно от меня!
-ну, "площадка" заканчивается, почти всё... МЕТКА, ТЫ КУДА??? СТОЯТЬ!
Голос в наушниках - Виктор, посчитай от десятки до единицы вниз! - "тхцесить, тэхвить, фосьм, семм, шэсць, пиять, четыре, три два, один!". Всё! Приехали! :)
Мне однажды подарили образчик этой записи. Не сохранил. А так можно было бы детей пугать: "Вот будете плохо учиться..." :)